Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:29, курсовая работа
В данной курсовой работе будет рассмотрены следующие вопросы:
- сущность маркетинга, а именно: цели и задачи маркетинга, функции, принципы и методы маркетинга, история возникновения маркетинга;
- основные факторы эффективности фирмы в современных российских условиях;
- роль маркетинга в повышении эффективности предприятия.
Цель работы – раскрыть сущность маркетинга, определить основные факторы эффективности фирмы и показать важность маркетинга в повышении эффективности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА……………………………………………………5
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА…...…………………………………….5 1.2. ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МАРКЕТИНГА………………13
1.3. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКЕТИНГА………………………..16
2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИРМЫ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ …..…………………………………………………21
2.1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СИСТЕМА………………………………………….21
2.2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.....................................23
3. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………... 30
3.1. МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………………………………………….…..30
3.2. ТРУДНОСТИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ …..……50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..……………………………………………………….55
― выходом на рынок одновременно множества фирм — производителей однородных товаров, что породило обострение конкурентной борьбы;
― увеличением темпов социально-экономического и научно-технического прогресса;
― возникновением на рынках непредвиденных ситуаций, способных привести фирму к краху.
В этих условиях понадобилась система, объединяющая подходы к исследованиям, разработке и реализации товаров. Такой системой в 70—80-х гг. стал маркетинг, ориентирующий фирму на успех во внешнем мире, где необходимо считаться с тремя главными факторами: потребителями, конкурентами и внешней средой (правовой, фискальной и налоговой системами).
Итак, следующий этап развития маркетинговой деятельности характеризуется принятием концепции управления, т.е. определения интересов потребителей и реальных оценок или ассортимента, качества и других параметров выпускаемой продукции. Производство теперь более тесно привязывается к выявленным запросам покупателей. Компании постоянно следят за общественным мнением, которое оценивает их работу по удовлетворению запросов потребителей и оказывает на нее определенное влияние.
На этом этапе значение маркетинга трудно переоценить, поскольку усилилась тенденция быстрого обновления ассортимента производимой продукции. Главной проблемой рынка стало наличие огромного количества товаров-заменителей. Для того чтобы получить определенные преимущества перед конкурентами, фирме необходимо каждый раз доказывать покупателю свое стремление к постоянной заботе об его интересах (или создавать видимость этого).
Появление на рынке новой продукции создает для ряда компаний, уже захвативших лидерство в данной области, определенное неудобство и вызывает потребность защититься от конкурентов. Разработка и внедрение нового, коммерчески выгодного товара— дело довольно-таки хлопотное, долгое и очень капиталоемкое, так что даже крупнейшие корпорации не могут производить и предлагать потребителям абсолютно новую продукцию слишком часто. Здесь-то и может пригодиться маркетинг, который будет подчеркивать непреходящие ценности традиционных товаров.
Другими важными обстоятельствами,
повышающими роль маркетинга в хозяйственной
жизни фирм, стали изменяющийся характер
рынка, а также перенасыщение
его высококачественными и
Значение маркетинга в мировом хозяйстве во многом связано с современным этапом научно-технической революции. Производственный процесс, а также конечный продукт усложняются до такой степени, что потребитель не в состоянии различать усилия фирмы, направленные на повышение качества товара. По этой причине многие компании переключились с практики дальнейшего повышения качества самого товара на повышение качества обслуживания потребителя, которое связано с реализацией того или иного продукта, что нашло свое отражение в приоритетах рыночной стратегии фирм.
Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках мирового хозяйства значение маркетинга велико, поскольку ни одна фирма не может наладить эффективной работы на рынке без его использования [5].
Повышение эффективности деятельности — и, как следствие, конкурентоспособности компаний — задача, от решения которой зависит успех развития в условиях рыночной экономики. Измерение и анализ эффективности важны для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях экономики.
Любая организация в конкурентной среде является открытой организацией, функционирующей во внешней среде; она взаимодействует с потребителями, поставщиками, конкурентами, законодательными и общественными организациями. Организация, как и каждый элемент ее внешней среды, имеет свои интересы. Неизбежно возникает необходимость их согласования, и организации важно действовать с учетом всех заинтересованных сторон и быть социально ориентированной на результаты своей деятельности. В этих условиях чрезвычайную важность приобретают такие понятия, как партнерство, стратегия, ориентированная на выигрыш каждой из сторон.
Исключительную ценность приобретает целостность
При системном подходе к организации значительное
место уделяется философии
- Эффективность деятельности
компании, в том числе определяется
качеством ресурсов, созданием такой
атмосферы уважения и
- Конкурентная борьба
все больше становится борьбой
не ресурсов, а стратегий. Компании
все чаще вкладывают
- Большое значение придается
командной, групповой работе; в
противовес «индивидуализму». Соответственно,
рассматривается вопрос
- Пересмотр традиционных
систем вознаграждения
- Организация строится
как динамичная система, для
которой изменения являются
Устойчивость позитивных изменений становится все более важным аспектом стратегии развития компаний, эффективность же является одним из индикаторов ее деятельности [6].
Эффективность является мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов — труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. — при производстве товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. Ее измерение может стимулировать улучшение текущей деятельности компании, внедрение и функционирование могут повысить производительность труда на 5–10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Показатели эффективности помогают устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностики деятельности в процессе развития организации.
С целью принятия обоснованных управленческих решений в области повышения эффективности деятельности крайне важно классифицировать все факторы эффективности на группы и подгруппы. Это позволит выяснить «вес» и приоритетность каждого из них, а также определить ответственных лиц и организационные подразделения в компании.
Существуют разные модели классификации факторов эффективности.
Одна из моделей классификации факторов эффективности помогает разделить факторы на внешние: с точки зрения обслуживания потребителей и удовлетворения спроса, а также внутренние — повышение эффективности и производительности компании. Внешние факторы — те, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия, а внутренние — те, которые находятся под контролем руководства предприятия и на которые оно должно оказывать влияние; при этом важно знать и понимать значение и способы взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Исследование, проведенное консультационной фирмой МсKinsey, определило, что 85% количественных параметров, влияющих на эффективность функционирования мировых компаний, являются внутренними и находятся под контролем руководства и только 15% — внешние факторы, находящиеся вне зоны его контроля. Однако даже если предприятие не в состоянии управлять внешними факторами, они должны представлять интерес для его руководства: понимание внешних факторов может стимулировать определенные действия, направленные в долгосрочном плане на изменение поведения предприятия и эффективности его функционирования.
Рассмотрим общие группы факторов — это факторы, связанные с внешней и внутренней средой компании, влияющие на эффективность предприятия в целом.
Внутренние факторы эффективности
1. Факторы, связанные с процессом производства
Производственный процесс — комплексная система. Повышение эффективности зависит от того, насколько успешно мы определяем и используем основные факторы системы.
На основании модели «входов–выходов»
— основными логически
Эти группы факторов должны быть хорошо сбалансированы и скоординированы. Обратная связь (измерение и анализ эффективности) дает наилучшие критерии оценки сбалансированности и скоординированности факторов, воздействующих на процесс и его результаты.
Обратная связь может
Системный анализ эффективности и прибыльности деятельности компании позволяет отследить динамику прибыли компании в зависимости от изменений эффективности ее деятельности.
При этом задача руководства компании состоит в том, чтобы оценить те факторы, которые влияют на эффективность деятельности и принять соответствующие меры для их использования с выгодой для себя.
2. Факторы, связанные с
Эта группа факторов особенно
важна, поскольку наиболее полно
соответствует частным
Повышение показателей эффективности деятельности компаний в значительной степени зависит от оптимального выбора сырья и материалов для производства собственной продукции. Материалоотдача (выход продукции на единицу потребляемых сырьевых ресурсов или энергоносителей) зависит от их правильного выбора, включает такие показатели, как количество, ассортимент, качество, рыночная цена; а также требует постоянного внимания к оптимизации складских запасов, сокращения накладных расходов и экономии энергоресурсов.
Технологические нововведения представляют важнейший источник роста эффективности производства. Повышение уровня автоматизации и применение информационных технологий помогут компании добиться прозрачности бизнеса для руководителей и собственников компаний, повысить эффективность принятия управленческих решений, увеличить объем выпуска товаров и услуг, повысить качество, внедрить новые методы маркетинга и т.д.
Человеческий фактор является
ведущим ресурсом с точки зрения повышения
эффективности деятельности компании.
Следовательно, компании заинтересованы
в найме хорошо образованной, квалифицированной
и профессионально