Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:19, реферат
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.
Учет движения наличных денежных средств и денежных документов
Введение.
ГЛАВА
1. ПРИРОДА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
1.1. Задачи
бухгалтерского учета денежных
средств и нормативное
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Действующие нормы основаны на единообразии
ведения бухгалтерского учета имущества,
обязательств и хозяйственных операций,
составлении и представлении
сопоставимой и достоверной информации
об имущественном положении, доходах
и расходах организации, необходимой
пользователям бухгалтерской
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации. Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.
Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии)[1, с. 254].
Так при ведении бухгалтерского
учета бухгалтер
К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" [2] и нормативные правовые акты Минфина России, Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" [3] "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров".
Следует отметить, что согласно ст.
3 Федерального закона «О бухгалтерском
учете» регулирование бухгалтерского
учета может осуществляться другими
федеральными законами, указами Президента
РФ и постановлениями
Под актом методического (нормативно-технического)
характера понимается акт Минфина
России, который по результатам юридической
экспертизы признается Минюстом России
не нуждающимся в государственной
регистрации (не требующим государственной
регистрации), поскольку носит методический
(нормативно-технический
Согласно абзацу е) п. 1 Приказа Минфина России от 4 марта 1999 г. N 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» [5] акты Минфина России, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в «Финансовой газете». Вторым формальным признаком акта Минфина России методического (нормативно-технического) характера является его опубликование в «Финансовой газете».
Акты Минфина России методического (нормативно-технического) характера не имеют самостоятельного обязательного для исполнения значения. Обязательность их исполнения обеспечивается (поддерживается) нормативными правовыми актами, т.е. в нормативном правовом акте должны содержаться предписания, устанавливающие для определенных лиц обязательность исполнения определенных актов методического (нормативно-технического) характера. Например, согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [6] планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные акты и методические указания, разработанные и утвержденные органами, имеющими право регулировать бухучет, обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации.
Таким образом, если акты методического (нормативно-технического) характера противоречат нормативным правовым актам, то приоритет имеют последние (поскольку первые являются их производной).
Денежные средства могут находиться в форме наличных денег в кассе, храниться на расчетных либо специальных счетах в банке, а также в виде ценных бумаг[7, c.274].
Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков.[8] Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают учреждения банков.
Кроме расчетных счетов
в банках открываются текущие
и специальные счета для
К расчетным операциям
по специальным счетам в банке
относятся расчеты
Расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке, а также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Движение денежных средств на синтетическом счете 51 «Расчетные счета» отображено схематично на рисунке 1.
Счет 51 «Расчетные счета» | |||
Дебет |
Кредит | ||
Сальдо |
Остаток денежных
средств |
||
62 |
Поступили денежные средства от покупателей и заказчиков в счет погашения задолженности за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги |
Оплачены счета |
60 |
Кредит |
Дебет | ||
|
|||
50 |
Денежные средства
сданы |
Поступили денежные |
50 |
Кредит |
Дебет | ||
|
|||
75 |
Поступили денежные средства от учредителей в счет вклада в уставный капитал |
Произведены платежи |
68 |
Кредит |
Дебет | ||
|
|
|
|
Сальдо |
Остаток денежных
средств |
Рисунок 1. – Схема движения денежных средств на синтетическом счете 51 «Расчетные счета»
В таблице 1. отображены типовые бухгалтерские проводки по учету денежных средств на расчетном счете предприятий.
Таблица 1. - Типовые бухгалтерские проводки движения денежных средств на счете 51 «Расчетные счета»
Первичный |
Содержание операции |
Корреспондирующие | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Денежные средства, поступившие на расчетный счет |
Счет 52 «Валютный счет»
Счет 55 «Специальные счета в банках»
И т.д.
Типовые проводки по учету кассовых операций отображены в таблице 2.
Таблица 2 - Отображение кассовых операций на счетах бухгалтерского учета предприятий
Первичный |
Содержание операции |
Корреспондирующие счета | |
Дебет |
Кредит | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Движение денежных средств организации представляет собой непрерывный процесс, обеспечивающий основную деятельность, оплату обязательств и осуществление социальной защиты работников. От притока денежных средств, обеспечивающих покрытие обязательств организации, во многом зависит его финансовое благополучие. Отсутствие минимально необходимого запаса денежных средств указывает на финансовые затруднения.[10, c.85]
Можно выделить три мотива,
побуждающие организацию
1.2. Документальное
оформление учета операций
Основными нормативными актами, регулирующими порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, являются:
Получение денежных средств с расчетного счета в кассу оформляется денежным чеком, в котором указываются цели данной операции: выдача заработной платы, пособий, командировочных расходов, на хозяйственные нужды и др. Денежный чек подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Реквизиты чека полностью повторяются в корешке, который остается для подтверждения записей по кассовым операциям в учетных регистрах. Чеки (25 или 50 чеков) содержатся в специальной чековой книжке, которая выдается по заявлению владельца счета. Чековые книжки являются бланками строгой отчетности и хранятся в сейфе организации. Наличные деньги могут расходоваться только на указанные в чеке цели (целевое назначение).
Организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимита, установленного обслуживающим банком по согласованию с руководством предприятия.
Лимит кассы устанавливается каждой организации индивидуально на основе расчета по форме № 0408020, утвержденном Положением ЦБ РФ от 5 января 1996 г. №14 - Положение " О правилах организации наличного денежного образования на территории РФ"[11].
При необходимости лимит кассы может быть пересмотрен. Расчет лимита остатка кассы подписывает руководитель и главный бухгалтер организации. Этот расчет организация должна представить в обслуживающий банк.
Кассовые операции должны
оформляться типовыми межведомственными
формами первичной учетной
Информация о работе Учет движения наличных денежных средств и денежных документов