Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа
Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, правление) означает управление в социально-экономических системах.
Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) - это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам управления, его становлению и развитию.
Введение
1. Теоретические основы технологии управления фирмой
1.1 Сущность и содержание технологии управления
1.2 Виды технологий управления
1.3 Требования к технологии управления
1.4 Выработка целей, стратегии и тактики управления фирмы
2. Анализ технологии управления ОАО "Мобильные Телесистемы"
2.1 Краткая характеристика ОАО "Мобильные Телесистемы" (ОАО "МТС")
2.2 Типы технологий управления в компании ОАО "МТС"
3. Направления совершенствования технологии управления в компании ОАО "Мобильные Телесистемы"
Заключение
Список использованных источников и литературы
|
Содержание Введение 1. Теоретические основы технологии управления фирмой 1.1 Сущность и содержание технологии управления 1.2 Виды технологий управления 1.3 Требования к технологии управления 1.4 Выработка целей, стратегии и тактики управления фирмы 2. Анализ технологии управления ОАО "Мобильные Телесистемы" 2.1 Краткая характеристика ОАО "Мобильные Телесистемы" (ОАО "МТС") 2.2 Типы технологий управления в компании ОАО "МТС" 3. Направления совершенствования технологии управления в компании ОАО "Мобильные Телесистемы" Заключение Список использованных источников и литературы Приложение Введение Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, правление) означает управление в социально-экономических системах. Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) - это основа успешной работы предприятий. Поэтому интерес к нему стремительно растет. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам управления, его становлению и развитию. Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной чертой развития современного менеджмента является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий. Серьезные перемены макроэкономической ситуации и в деловой среде организаций инициируют поиск новых организационных форм и технологий управления, обобщение которых приводит к появлению новых представлений о сущности социально-экономических систем. Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в современных условиях развития рыночной экономики эффективность управления предприятием во многом определяется степенью развития технологии его управления. Оценка качества управления актуальна не только для управления качеством деятельности. От того, насколько эффективно управление фирмы зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также её инвестиционная привлекательность. Другими словами, оценка качества управления - это стратегически важная информация в самом широком смысле слова. Сегодня любой руководитель, взявший на вооружение позиционные подходы к организации эффективного управления, получит явное преимущество перед теми, кто действует по старинке. Целью данной работы является анализ технологии управления фирмой. Основными задачами курсовой работы являются: 1. изучить теоретические основы технологии управления фирмой; 2. провести анализ технологии управления фирмой на примере компании ОАО "Мобильные Телесистемы"; 3. дать рекомендации по совершенствованию технологий управления фирмой. Предметом исследования являются технологии управления организацией. Объектом исследования - процесс управления организацией. Теоретической и методологической основой работы послужили труды зарубежных и отечественных авторов по теоретическим и практическим аспектам современного менеджмента, главным образом основных направлений развития современной теории управления в эпоху информационных технологий, таких как Д. Бодди, Мескона М., Смирнова Э.А., Максимцева М.М., Герчиковой И.Н. и др. Основными методами исследования технологий управления организацией выступили такие как метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно-исторический метод, анализ управленческих структур организации и ряд других методов. Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные положения могут быть применены при анализе и построении технологий управления организаций. В структурном отношении работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 1. Теоретические основы технологии управления фирмой 1.1 Сущность и содержание технологии управления Разработка новых моделей организации традиционно становилась центром внимания теоретиков менеджеров и руководителей практиков в периоды, когда привычные представления не позволяли обеспечить эффективность функционирования реальных организаций в силу существенных изменений во внутренней или внешней среде организаций. Серьёзные перемены макроэкономической ситуации и в деловой среде организаций инициируют поиск новых организационных форм и технологий управления, обобщение которых приводит к появлению новых представлений о сущности социально-экономических систем. Третьякова Е.А., Проблемы теории и практики управления 2008г. №4 с.96 Технология управления - это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда. Максимцев М.М., Комаров М.А. «Менеджмент» - М.: ЮНИТИ, 2005г. - с. 54 Предмет менеджмента как система отношений с подчиненными и клиентурой проявляется в общем предмете управленческого труда - информации, обеспечивающей принятие управленческих решений. Поэтому по отношению к предмету труда технологией управления являются совокупность и последовательность способов работы с информацией при осуществлении функций управления. Для субъекта управления информация - не только предмет труда, но одновременно и средства (знание, опыт) и продукт труда (управленческое решение). Процесс управления, как и процесс производства, непрерывный. Для обеспечения непрерывности производства и управления должна быть выработана соответствующая технология управления. Чтобы своевременно принимать необходимые решения, фирма должна одновременно осуществлять эффективное управление производством реализуемых товаров и вырабатывать стратегию на будущее. Анализируя управленческую технологию, можно выделить несколько ее специфических элементов: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, интеллектуальное обеспечение и сеть поддержки (см. рис. 1.1). 1. Аппаратное обеспечение - средства, необходимые для выполнения преобразований. С точки зрения управленческих технологий, на уровне фирмы к аппаратному обеспечению прежде всего относится компьютерное обеспечение с поддерживающим оборудованием и сетями, обеспечивающими принятие управленческих решений и контроль за их реализацией, связь между участниками процессов в рамках компании. 2. Программное обеспечение (ПО) - это набор принципов, правил и алгоритмов, необходимых для использования аппаратного обеспечения. 3. Интеллектуальное обеспечение определяет, что необходимо использовать, когда, где и почему. В управлении может складываться ситуация, когда при минимуме аппаратного и программного обеспечения, но при сильном интеллектуальном обеспечении технология будет работать эффективно. Носителями интеллектуального обеспечения являются те менеджеры, которые непосредственно отвечают за принятие и реализацию управленческих решений. Вышеперечисленные компоненты тесно связаны между собой и одинаково важны. Они формируют так называемое ядро технологии. 4. Существует четвертый, самый важный аспект технологии - сеть поддержки технологии. Это необходимые физические, организационные, административные и культурные структуры: правила работы и постановка задач, содержание работ, стандарты, критерии, стили, модели поведения. Для того чтобы аппаратное, программное и интеллектуальное обеспечение функционировали, они должны быть надлежащим образом встроены в сеть физических, информационных и социально-экономических связей. Подобная структура называется сетью поддержки технологий. Она состоит из четко отлаженных и организованных потоков материалов, информации, правил поведения. Эти компоненты поступают в сеть и циркулируют в ней, обеспечивая функционирование технологического ядра и способствуя достижению поставленных целей. Каждое технологическое ядро уникально. Поэтому появление нового технологического ядра приводит к появлению индивидуальной сети поддержки данной технологии, что, в свою очередь, создает особые взаимоотношения между сотрудниками фирмы. Любую сеть поддержки технологий можно рассматривать и как отношения между участниками технологического процесса, и как причину их возникновения. Итак, технология - это взаимодействующие аппаратное, программное и интеллектуальное обеспечения, встроенные в сеть отношений, которая требуется для их поддержки. Свищев А.В. Менеджмент в России и за рубежом 2004г. №4 с.23 1.2 Виды технологий управления Существуют разные подходы к типологии управленческих технологий. Воспользуемся одним из них, предложенным известным специалистом по организационным явлениям и процессам Э.А. Смирновым. Он различает технологии целевого управления и подчиненные им технологии процессорного управления. Основываясь на степени регламентации деятельности исполнителя, выделяются следующие технологии целевого управления: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная. Инициативно-целевая технология связана с определением руководителем цели деятельности работника или группы с указанием срока ее выполнения, но без указания средств и методов выполнения. Такая технология построена на самоорганизации исполнителя, предъявляет высокие требования к его профессиональным знаниям, навыкам и деловым качествам, поскольку он самостоятельно формирует механизм действий. Причем достижение цели в общем случае не гарантируется. Программно-целевая технология предусматривает постановку руководителем задач исполнителям с определением средств, методов и времени их выполнения. Технология предусматривает внешний и внутренний контроль исполнения на промежуточных этапах, при необходимости корректировку руководителем механизма работы подчиненного, построена на полной организации руководителем структуры и механизма действий подчиненного. Отсюда ясно, что качество исполнения определяется в первую очередь профессионализмом руководителя. Такая технология гарантирует достижения цели в установленный срок. Регламентная технология заключается в формулировании заданий исполнителям с указанием возможных средств, методов и сроков их выполнения, а также ограничений по ресурсам. В этом случае предусматривается жесткий контроль руководителем процесса движения к цели. Технология построена на смешанной организации, поэтому качество выполнения задания определяется квалификацией, как руководителя, так и исполнителя. Понятно, что эта технология гарантирует достижения цели, однако сроки заранее определить затруднительно. Использование той или иной технологии во многом определяет выбор процессорной технологии (см. табл. 1.2). К технологиям процессорного управления относят управление по результатам, управление на основе потребностей и интересов, управление путем постоянных проверок и указаний, управление в исключительных случаях, управление на базе искусственного интеллекта, управление на базе активизации деятельности персонала. Технология управления по результатам заключается в постановке цели перед работником, периодической проверке руководителем того, как работник продвигается к ней, если отклонение фактических результатов от запланированных превышает допустимый уровень, корректировке действий подчиненного. Технология управления на базе потребностей и интересов - подбор персонала на основе общности их потребностей и интересов. Технология управления путем постоянных проверок и указаний основывается на приоритете контроля и жесткого управления над другими средствами и методами воздействия на персонал. Технология управления в исключительных случаях основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной технологии над другими средствами и методами воздействия на работников. Технология управления на базе искусственного интеллекта построена на приоритете статистики и современных экономико-математических методов и предполагает, что подавляющее большинство отклонений в работе организаций повторяется. Результатом этого является разработка набора решений по их устранению. Технология управления на базе активизации деятельности персонала основана на приоритете стимулов и поощрений для работников над другими средствами и методами управления. Для управления системами объектного типа, имеющими преимущественно классическую иерархическую структуру, целесообразно применять программно-целевую технологию управления. Управление средовыми системами требует использования регламентной технологии. Управление системами процессного типа целесообразно осуществлять посредством инициативно-целевой технологии. Наконец, для управления системами проектного типа следует использовать также регламентную технологию, которая позволяет выполнить поставленные задачи в установленный срок в пределах выделенных ресурсов. Выбор соответствующей технологии процессорного управления определяется прежде всего трудовым потенциалом руководящего и исполнительного персонала организации. Далее технология управления определяет соответствующий подбор инструментов для построения механизма управления. Т.о., типология социально экономических систем не только проста и понятна, но имеет инструментальный характер, так как позволяет под концепцию проектируемой или реформируемой организации подобрать соответствующий тип структуры и технологию управления, на основе которых сформировать конкретные механизмы управления. Более того, рассмотренная типология позволяет использовать ее для диагностики проблем организации. 1.3 Требования к технологии управления Требования к технологии управления можно свести к следующему: · формулирование проблем, разработка и выбор решения должны быть сконцентрированы на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация; · информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции; · выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации; · должна строго соблюдаться соподчиненность отношений в иерархии управления, жесткая дисциплина, высокая требовательность и беспрекословное соподчинение. Принятие управленческих решений предполагает использование иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей. Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм в целях координации деятельности и усилении централизации в управлении. Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Цель создания таких групп - использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений. Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами. Использование планов в принятии решений нацелено на координацию деятельности фирмы в целом. Планирование - это важный вид управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений без обращения к высшему руководству способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. Герчикова И.Н. «Менеджмент» - М.: ЮНИТИ, 2005г. - 153-155 1.4 Выработка целей, стратегии и тактики управления фирмы Разработка экономической политики фирмы предполагает определение целей деятельности фирмы и стратегии ее развития на ближнюю и дальнюю перспективы исходя из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые возможности. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как качественными, так и количественными. Качественные показатели на практике именуются ориентирами, количественные - заданиями. Ориентир - по существу более отдаленная цель, которую фирма стремится достичь путем разработки стратегии. Определение цели - это более конкретный уровень принятия решений, требований выработки соответствующих стратегических задач. Стратегия, разработанная для достижения одних целей, не будет применима для достижения других целей. Между ориентирами, целями и стратегией существует тесная взаимосвязь. Поскольку ориентиры, цели стратегия вырабатываются внутри одной фирмы, то стратегия, вырабатываемая на высшем уровне управления, становится целью и ориентиром в низовых звеньях управления - производственных отделениях. Поэтому следует различать цели общие, или глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей и ориентиров. Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях. Под стратегией в менеджменте понимается общая концепция того, как достигаются главные цели предприятия, решаются стоящие перед ним проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Стратегия представляет собой совокупность управленческих решений, отражающих реакцию организации на внешние и внутренние условия ее деятельности и развития. В развитие стратегии на среднем и низовом уровне управления разрабатывается тактика (краткосрочная стратегия). Тактика - это наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях, учитывающий появление непредвиденных обстоятельств. Стратегия оказывает долгосрочное воздействие на предприятие, определяет направления формирования и развития его потенциала, помогает отбросить лишнее и сосредоточиться на главном. Поэтому она должна быть реальной, научно обоснованной; внутренне целостной; совместимой со средой; в меру рискованной; соответствовать организационной культуре и этическим нормам. В стратегию входят следующие элементы: 1) система целей - это миссия, общие и специфические цели; 2) приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов; 3) правила осуществления управленческих действий; 4) предположение о развитии ключевых факторов внешней среды; 5) представление о деятельности конкурентов; 6) внутренние и внешние ограничения; 7) курс действий; 8) программа действий; 9) ресурсы; 10) ситуационные стратегии; 11) финансовый план. Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них - генеральная стратегия, отражающая способы осуществления миссии организации. Для отдельных особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например стратегия банкротства. На основе стратегии строится курс действий, т.е. система ориентиров, которых организация придерживается в повседневной деятельности. В совокупности с ограничениями он составляет содержание политики организации. Политика есть общее руководство для действий и принятия решений. Норму поведения в конкретной ситуации, определенную последовательность и способы выполнения действий, но без указания сроков, предписывают правила, являющиеся простейшим типом плана. Правила снимают необходимость действовать самостоятельно, уменьшают разногласия между людьми. Набор правил, выполняемый в определенной последовательности, называется процедурой. Управлять с помощью правил легче, чем рассматривать каждый случай в отдельности, поскольку они дают больше определенности, и особенно необходимы на низших уровнях иерархии. Вачугов Д.Д. «Основы менеджмента» - М.: Высшая школа, 2006г. - с.278-281 2. Анализ технологии управления ОАО "Мобильные Телесистемы" 2.1 Краткая характеристика ОАО "Мобильные Телесистемы" (ОАО "МТС") Компания МТС образована в октябре 1993 года ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС), Deutche Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами как закрытое акционерное общество. Четырем российским компаниям принадлежало 53% акций, двум немецким компаниям 47%. Миссия и стратегия компании: Компания МТС видит свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал - на работе и дома. Компания уверена, что достигнет целей, стоящих перед ней, благодаря знанию потребностей ее клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании. Стратегия МТС направлена на дальнейшее усиление её лидирующих позиций в Московском регионе, а также на распространение её деятельности в другие регионы России. Развитие собственной сети наряду с приобретением местных операторов GSM позволят МТС стать первым федеральным оператором цифровой сотовой связи в России. Кафилов В.В. «Исследование систем управления» - М.: Академический проект, 2005г. - с.30 Основные элементы стратегии МТС: ь Максимизация доходов и прибыли в Московской лицензионной зоне. МТС будет стремиться укрепить свои лидирующие позиции крупнейшего GSM оператора на этом ключевом рынке, уделяя основное внимание качеству услуг и контролю собственных издержек. ь Улучшение качества обслуживания абонентов. По мере роста абонентской базы, МТС будет продолжать инвестиции в развитие новых услуг и платежных систем, чтобы максимально удовлетворить потребности своих абонентов. ь Развитие сети МТС в других регионах России. МТС считает одним из важнейших условий своего успеха не только цифровой стандарт GSM 900/1800 и качество предоставляемых услуг, но и наличие широкой зоны действия сети. В первые годы компания ориентировалась на московскую лицензионную зону, где в это время были сосредоточены основные объемы финансовых средств. Это была оправданная стратегия, которая позволила накопить опыт, технические и финансовые возможности для того, чтобы приступить к созданию единой сети GSM в других регионах. ь Приобретение лицензий и местных GSM операторов. Проводя свою региональную экспансию, МТС развивается в трех направлениях. Во-первых, это строительство сети в рамках имеющихся лицензий GSM 1800 в регионах. Во вторых, получение лицензий GSM 900. И кроме того, планы по региональной экспансии включают в том числе приобретение мелких региональных операторов. ь Развитие новых услуг, основанных на Интернет-ориентированных технологиях. Долгосрочные перспективы развития компании связаны с переходом к системам подвижной связи третьего поколения. Интеллектуальная сеть, интегрированная в сеть МТС позволит сделать такой переход наиболее эффективным. Итак, компания МТС поставила перед собой определенные цели и задачи, определила свою миссию и разработала стратегию своей деятельности и перешла к успешному, как мы сейчас видим, выполнению. Итогом такого стратегического управления являются следующие результаты: Компания представила свой WAP-сайт и целый пакет услуг, основанных на WAP-технологиях. Разработала собственные WAP-ресурсы, используя которые абонент получает не только наиболее полную информацию о деятельности и услугах МТС, но и доступ к ресурсам ведущих информационных агентств, различной коммерческой информации, справочным службам и т.д. Уже в 2005 году лицензионная территория ОАО "МТС" и ее дочерних компаний расширилась на всю территорию России. В апреле 2006 года президентом ОАО "МТС" стал Леонид Меламед, а к маю этого же года МТС совершила реструктуризацию компании, в рамках которой были созданы следующие уровни управления: корпоративный центр, бизнес-единица, макро-регион, регион. Корпоративный центр определяет общую стратегию компании, единые стандарты, регламенты и процедуры управления. Бизнес-единицы отвечают за выполнение плановых показателей. Макро-регионы осуществляют оперативное управление деятельностью региональных филиалов. На сегодня действуют 9 макро-регионов МТС, каждый из которых объединяет региональные филиалы в нескольких субъектах РФ. Сегодня МТС является крупнейшим оператором мобильной связи в России и странах СНГ и входит в 10-ку крупнейших сотовых операторов в мире по размеру абонентской базы и рыночной капитализации. Вместе со своими дочерними предприятиями компания обслуживает более 85 миллионов абонентов в России, Армении, Беларуси, Украине, Узбекистане, Туркменистане. 2.2 Типы технологий управления в компании ОАО "МТС" Настоящее время характеризуется многообразием концепций и технологий управления, которые, однако, носят фрагментный характер и используются для решения узких специальных задач. Как отмечают большинство руководителей, единичный научный взгляд на разрешение проблем социально-экономического развития в целом, в том числе проблем организационного развития, отсутствует, что вызывает необходимость нового осмысления основополагающих понятий менеджмента: организации и управления. Все это естественным образом обращает руководителей к осмыслению сущности и практического применения разработанных моделей организации. Так и компания "Мобильные телесистемы" использует в своей деятельности несколько технологий управления, которые носят фрагментный характер и используются для решения узких специальных задач. Это объясняется и тем, что зона деятельности этой компании огромна и в каждом отдельном регионе требуются свои способы и приемы управленческой деятельности или, конкретнее, способы воздействия субъектов управления на объект управления. Но так или иначе все эти способы и приемы управленческой деятельности объединяются в единую технологию управления - программно-целевую, при которой предусматривается постановка руководителем задач исполнителям с определением средств, методов и времени их выполнения. Такая технология в компании предусматривает внешний и внутренний контроль исполнения на промежуточных этапах, при необходимости руководство корректирует механизм работы подчиненных, построение на полной организации руководителем структуры и механизма действий подчиненных. Эта технология осуществляется в компании "МТС" на уровне корпоративного центра и бизнес единицы. Качество исполнения программно-целевой технологии определяется в первую очередь профессионализмом руководства компании "МТС". Такая технология гарантирует достижение цели в установленный срок. На уровне управления макро-региона и региона в компании "Мобильные Телесистемы" используются комбинированные технологии: программно-целевая и регламентная, которая заключается в формулировании заданий исполнителям с указанием возможных средств, методов и сроков их выполнения, а также ограничений по ресурсам. В этом случае предусматривается жесткий контроль руководителями макро-регионов процесса движения к цели. Технология построена на смешанной организации, поэтому качество выполнения задания определяется квалификацией как руководителя, так и исполнителя. Судя по результатам, которые компания "МТС" достигла и продолжает достигать можно сделать вывод, что она правильно выбрала для себя технологию управления и ей следует её придерживаться. 3. Направления совершенствования технологий управления в компании ОАО "Мобильные Телесистемы" В компании "МТС" эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. В качестве критерия эффективности управления используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты, и частные показатели использования отдельных видов ресурсов - труда, основных фондов, инвестиций. Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности компании, соответственно и эффективность управления. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления. Для этого используются частные показатели. При оценке эффективности управления компанией необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей. Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность). Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей; финансовые показатели деятельности системы управления; показатели экономии времени. Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации. Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект. На современном этапе в осуществлении управления фирмой получило широкое распространение применение информационных технологий, в компании "Мобильные Телесистемы" также применяются информационные технологии, но пока что не в полной мере и им следовало бы уделить больше внимания изучению этого аспекта. Понятие "информационные технологии" включает систему методов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Оно охватывает не только разработку и производство компьютеров и программного обеспечения, но и доступ в Интернет и использование информационных ресурсов Интернета для ведения бизнеса. Интернет стал инструментом бизнеса, обеспечивающим взаимодействие компании и деловыми партнерами - поставщиками, заказчиками, потребителями и др. Возникла единая для поставщика, производителя и потребителя цепочка управления производственными процессами, что существенно снижает операционные расходы и повышает эффективность процесса производства. Технология Интернета обусловили появление нового понятия "электронный бизнес", обозначающего использование информационных технологий для взаимодействия деловых партнеров, включая понятие электронной коммерции, относящееся только к осуществлению коммерческих сделок. Отсюда разграничение следующих понятий: · Электронный бизнес, ориентированный на бизнес-партнера, подразумевающий область экономической деятельности в информационном пространстве при формировании эффективных и долгосрочных связей с партнерами по производственно-хозяйственному циклу. · Электронный бизнес, ориентированный на конечного пользователя. · Электронная коммерция - установление контактов с контрагентом, заключение контрактов купли-продажи товаров и услуг, лицензионных, арендных и других соглашений, предоставление информации с использованием Интернета или иных компьютерных сетей, функционирование которых обеспечивается внешними партнерами. · Электронное снабжение, электронные закупки - это автоматизация и интеграция процесса закупок с использованием Интернета и корпоративных информационных сетей. Правильная организация управления электронным бизнесом позволяет компаниям добиваться стратегического превосходства над конкурентами, укреплять связи с партнерами, повышать эффективность производства, снижать его издержки и оптимизировать использование трудовых ресурсов. Развитие глобальной информационной инфраструктуры привело к коренным изменениям условий ведения бизнеса крупными компаниями. Это выражается в изменении концепции оперативного управления производством; установления длительных и устойчивых отношений с деловыми партнерами; повышение эффективности маркетинговой деятельности и планирования, в особенности стратегического. К особенностям и преимуществам использования современных информационных технологий относятся общедоступность сетей, круглосуточный и бесперебойный доступ к информации, постоянная связь с заказчиками, потребителями и субпоставщиками. Заключение Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Иерархия в системе управления решает проблемы передачи ответственности на более низкие уровни управления, централизации и децентрализации процесса принятия решений и самой организации управления. Процесс функционирования системы управления включает работу по ее совершенствованию и рационализации, поскольку современный менеджмент основан на рациональных способах принятия решений. Каждый аспект подхода к менеджменту как к системе управления требует ее изучения в статике и динамике; в рамках глобальной, локальной деятельности; на текущий момент и на перспективу. А это отражается на формулировке целей, методов воздействия для их достижения, на разработке стратегии и тактики фирмы, на организационной структуре управления, на функционировании фирмы как управляемого объекта. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг. В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития. Чтобы это обеспечить, необходимо проводить исследования тенденций и возможностей, осуществлять выбор альтернатив и направлений развития. Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям, а именно: обладать высокой гибкостью производства; быть адекватной сложной технологии производства; учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг) учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей; принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды; учитывать уровень развития информационных технологий и т.д. Выбор соответствующей технологии управления определяется прежде всего трудовым потенциалом руководящего и исполнительного персонала организации. Далее технология управления определяет соответствующий подбор инструментов для построения механизма управления. Итогом всего вышесказанного является то, что технология управления, как совокупность приемов, способов и порядка (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций, должна соответствовать технологии производства и реализации товаров (услуг), обеспечивая непрерывность и управляемость их процессов |