Власть в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание

Тема данной курсовой работы – «Власть в организациях». Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:
максимальной эффективностью решений, принимаемых руководителем;
эффективностью выполнения этих решений подчинёнными;

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие, сущность, значение и элементы власти 6
1.1. Понятие и сущность власти 6
1.2. Властные отношения как элемент власти 7
1.3. Источники власти 8
1.4. Формы власти, критерии ее эффективности 9
1.5. Эволюция властных отношений в организации 12
Глава 3. Организация и совершенствование коммуникационных процессов в ОАО «Белвино» на основе власти и лидерства 21
3.1. Контроль эффективности принятия и исполнения решений 21
3.2. Разработка рекомендаций и мер, направленных на повышение власти в ОАО «Белвино» 25
Заключение 31

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 389.61 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

Глава I. Понятие, сущность, значение и элементы власти 6

1.1. Понятие и сущность власти 6

1.2. Властные отношения как элемент власти 7

1.3. Источники власти 8

1.4. Формы власти, критерии ее эффективности 9

1.5. Эволюция властных отношений в организации 12

Глава 3. Организация и совершенствование коммуникационных процессов в ОАО «Белвино» на основе власти и лидерства 21

3.1. Контроль эффективности принятия и исполнения решений 21

3.2. Разработка рекомендаций и мер, направленных на повышение власти в ОАО «Белвино» 25

Заключение 31

Литература 34

 

 

Введение

Тема  данной курсовой работы – «Власть  в организациях». Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:

  • максимальной эффективностью решений, принимаемых руководителем;
  • эффективностью выполнения этих решений подчинёнными;

Для того, чтобы персонал организации качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций.

Из этого  следует, что обозначенная тема занимает важную позицию в теории современного менеджмента.

Природой  власти люди интересовались во все  времена. Власть — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление  деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством  экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью  авторитета, традиций, насилия. Любой  лидер организации может увеличить  свою власть, дав ключевым членам организации  возможность увидеть, что они  зависят от него в вопросах ресурсов, необходимых для их деятельности. Эти ресурсы могут означать доступ к важным персонам, информации, услугам, деньгам и т.д.

Сотрудники  организации, не имеющие формальных полномочий, также могут обладать властью. Это зависит от их компетентности, служебного положения и информированности. Лидер организации имеет власть над ее членами потому, что последние  зависят от него в следующих вопросах:

  • продвижение в карьере;
  • расширение полномочий;
  • «степень свободы» для внешних контактов;
  • возможность работать в «командах», осуществляющих отдельные политические проекты;
  • удовлетворение социальных потребностей и т.п.

Но и  сотрудники организации имеют власть над ее лидером, так как последний зависит от них в следующих вопросах:

  • необходимая для принятия решений информация;
  • неформальные контакты с людьми в других организациях, чье содействие необходимо руководителю;
  • экспертные знания, позаимствованные в общении с коллегами из других организаций;
  • влияние, которое члены организации могут оказывать на своих коллег;
  • способность сотрудников организации выполнять сложные (нестандартные) задания.

Целью написания  курсовой работы является изучение понятия  и сущность власти и лидерства, анализ взаимоотношений между руководителем  и подчиненными.

Реализация  данной цели требует решения следующих  задач:

  • выявить сущность власти и лидерства в рыночной экономике;
  • рассмотреть стили руководства и лидерства;
  • выявить источники и формы власти;
  • проанализировать управленческий персонал ОАО «Белвино»;
  • исследовать формы и типы власти на ОАО «Белвино»;
  • предложить меры направленные на повышение власти в ОАО «Белвино».

Объект  исследования – промышленное предприятие  ОАО «Белвино».

Предмет изучения – управленческие взаимоотношения, их сущность и особенности.

Методы  исследования. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ научной (философской, социально-экономической, культурологической, психологической, управленческой) литературы по проблеме мотивации трудового поведения и поддержке управленческой деятельности, наблюдение за трудовым поведением служащих и руководителей.

Информационной  основой послужили первичные  данные, собранные непосредственно на объекте исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка используемых источников.

 

Глава I. Понятие, сущность, значение и элементы власти

1.1. Понятие и  сущность власти

Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:

  • Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие;
  • Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
  • Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера;
  • Власть всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую. [1]

В обиходе  власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями  в организации. Психологическая  основа власти (и подчинения) состоит  в способности индивидов концентрировать  волевые усилия ради целенаправленного  влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются  в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах. [2]

Одним из элементов власти являются  властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством. [3]

В периоды  стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых  всеобъемлющих изменений. Тогда  в центре внимания оказывается второй элемент власти -- властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние на её субъекта. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и т.д.

При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений  и процессов, связанных с властью.

Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных  между собой: власть как специфическое  благо и власть как особого  рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности  индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам. [4]

1.2. Властные отношения  как элемент власти

Внутри  организации существует сложная  сеть властных отношений. Во-первых, речь идёт о формальной иерархии, вокруг которой строится любая организация. Во-вторых, важную роль играют неформальные коалиции и группы влияния, преследующие собственные интересы. Чем большей  является организация, тем более  сложной становится структура формальных и неформальных отношений власти. Между формальными и неформальными  центрами влияния также идёт конкуренция  за власть (её принято называть микрополитическими процессами). Властными отношениями и конкуренцией определяется процедура принятия организационных решений, которые, в свою очередь, определяют развитие организации. Властные отношения охватывают не только руководство организации, но и всех её членов.

С точки  зрения формальной иерархической структуры  реальная концентрация властных отношений  в организации может произойти  либо «внизу» ( у формальных «подчинённых»), либо «вверху» (у формальных «руководителей»). Если формальная и неформальная пирамиды власти оказываются «перевёрнутыми» относительно друг друга, это ведёт к негативным последствиям с точки зрения мотивации и обострения внутриорганизационных конфликтов.

Структура властных отношений обуславливается  как внеорганизаионными, так и внутриорганизационными факторами. Первые включают в себя формальные институты (положения законодательства), а также неформальные традиции и нормы.

Помимо  институтов своё давление на внутриорганизационные  властные отношения оказывает и  конкурентная среда. Она ограничивает возможности для чрезмерного  ужесточения внутренней конкуренции  в ущерб интересам организации  в целом, а также чрезмерной формализации механизмов принятия решений. [4]

1.3. Источники власти

В современном  управлении организациями выделяют несколько источников власти:

  • Власть положения – это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;
  • Власть ресурсов – это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;
  • Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;
  • Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические знания и знания процесса;
  • Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом он заслужил уважение и ему хотят подчиняться;
  • Власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.[5]

Самыми  лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять  из таких источников власти, как  власть личности и власть эксперта.

1.4. Формы власти, критерии ее эффективности

Власть  бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих. [7]

Власть  проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие  пять форм власти:

  1. Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчинённый убеждён в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определённому результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который в условиях научно-технического прогресса не всегда возможен. Кроме того, в условиях жёсткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные и т.д.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности. Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако её применение возможно в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Кроме того, руководи тель должен хорошо знать потребности подчинённых, а они могут сильно различаться у разных работников.

  1. Традиционная (законная) власть. В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически. [3] Также эта форма власти называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях – главное здесь, чтобы их деятельность официально регламентировалась.[8]
  2. Экспертная власть. Подчинённый верит в руководителя и ценность его знаний. Подчинённый убеждён, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.
  3. Эталонная власть (или власть, основанная на харизме). Харизма – это власть, построенная не на логике, традиции, а на силе личных качеств и способностей лидера. [3] Харизма – это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека или его в целом. Ради возможности получить одобрение такого человека, быть рядом с ним, они готовы признать его власть. [8] Подчинённый выполняет требования и распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен иметь хорошие риторические способности, уметь хорошо держаться и т.д. Однако исследования показали, что харизматические лидеры не имеют стандартного набора характеристик. Если подчинённые видят в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно. Однако на практике такая власть очень непрочна, поскольку основывается на эмоциях, которые, как известно, очень переменчивы.[3]

Информация о работе Власть в организации