Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:23, курсовая работа
Тема данной курсовой работы – «Власть в организациях». Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:
максимальной эффективностью решений, принимаемых руководителем;
эффективностью выполнения этих решений подчинёнными;
Введение 3
Глава I. Понятие, сущность, значение и элементы власти 6
1.1. Понятие и сущность власти 6
1.2. Властные отношения как элемент власти 7
1.3. Источники власти 8
1.4. Формы власти, критерии ее эффективности 9
1.5. Эволюция властных отношений в организации 12
Глава 3. Организация и совершенствование коммуникационных процессов в ОАО «Белвино» на основе власти и лидерства 21
3.1. Контроль эффективности принятия и исполнения решений 21
3.2. Разработка рекомендаций и мер, направленных на повышение власти в ОАО «Белвино» 25
Заключение 31
С помощью рисунка 1 можно рассмотреть критерии эффективности власти. Эффективность решений очень зависит от соответствия масштаба и уровня управления. Эффект масштаба аналогичен эффекту технологии. Высшее руководство крупной организации иногда стоит так далеко от фактической деятельности, что во многих случаях они должны доверять, по крайней мере, на короткое время, информации, предоставляемой руководителями более низкого уровня. Повсеместно наблюдаемая готовность признать влияние технологии и масштаба и есть главная причина того, что штат специалистов постоянно растет. Разумная вера объясняет, почему специалисты могут оказывать действенное влияние в организации, даже если они не обладают формальными линейными полномочиями.
Рисунок 1. Критерии эффективности власти
На различных этапах жизненного цикла организации в ней, как правило, складываются различные формы властных отношений. Их общая схема представлена в таблице 1.
Таблица 1
Стадия жизненного цикла |
Властные отношения и |
1 |
2 |
Возникновение организации |
Властные отношения носят |
Экспансия |
Рост организации вызывает и трансформацию
отношений власти. Возникают многоуровневые
иерархические цепочки. Происходит
формализация отношений власти за счет
развития локальных нормативных
актов. Некоторое время может
сохраняться первоначальное «ядро
единомышленников», но оно с неизбежностью
будет размываться вновь |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Зрелость |
В организации существует многоступенчатая формальная иерархия, часто обремененная возникшими случайно «эффектами lock-in» (path dependence effects) — структурами, сложившимся случайно в процессе экспансии под воздействием борьбы коалиций и закрепившимися в организации. Помимо формальной власти, все большую роль играют неформальные центры влияния. Борьба за власть играет важную роль в развитии организации. Для некоторых ее членов она становится важнейшим направлением деятельности. Властные коалиции стремятся к реализации своих целей путем развития и усиления организации. Успех в борьбе за власть часто не связан с реальными результатами труда. |
Упадок |
Формальные отношения власти и
ее реальная структура не соответствуют
друг другу. Формальная иерархия власти
неэффективна и бюрократична. Центры
неформальной власти стремятся к
реализации своих целей часто
вопреки целям организации; отчуждение
отдельных элементов |
Описанная схема, безусловно, справедлива не для любой организации. Большинство организаций так и не преодолевает стадии «команды единомышленников». Иногда сама «команда» разваливается из-за непрерывной борьбы за власть. В некоторых случаях бизнес-культура организации такова, что она может существовать исключительно в режиме постоянной экспансии. На это ориентированы и менеджеры — экспансия дает возможность быстрого карьерного роста. Соответственно, замедление темпов развития ведет к упадку организации. Другие организации, напротив, на долгие десятилетия «застревают» на стадии зрелости, и в них формируется аналог «чиновничества». Часто речь идет о тесной взаимосвязи этих организаций и государства — так называемой «системе вращающихся дверей».
Особо следует рассмотреть вопрос эффективности борьбы за власть внутри организации с точки зрения организационного развития. С одной стороны, властные конфликты между членами организации затрудняют принятие стратегических решений, снижают динамизм развития организации. В условиях гибкой и постоянно меняющейся рыночной среды часто необходимо принимать немедленные решения, а не сталкиваться с длительными конфликтами и переговорами. С другой стороны, внутренняя конкуренция способна стимулировать деятельность работников организации. Об этом свидетельствует обширный успешный опыт децентрализации бизнеса, накопленный крупными корпорациями. Наверное, как и в случае с конкуренцией за власть между организациями, ключевую роль в эффективности «внутриорганизационной конкуренции» играет институциональная среда, частично устанавливаемая руководством организации, а частично развивающаяся в результате внутренних конфликтов и переговоров под влиянием организационной культуры. Институты ограничивают методы и способы борьбы за власть теми методами, которые приводят к благоприятным для организации результатам. Примером является установленный порядок продвижения по «служебной лестнице».
Таким образом, для эффективного осуществления своей деятельности и успеха в современной конкурентной среде в фирме должна быть выстроена эффективная внутренняя система властных отношений. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Глава II. Анализ типов и механизмов власти, используемых в ОАО «Белвино»
2.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Белвино»
ОАО «Белвино» является одним из лидеров по объему производства и реализации винно-водочных изделий в Белгородской области. По опросам покупателей, основными достоинствами продукции эмитента является репутация предприятия и высокое качество выпускаемых изделий.
Более сорока пяти лет насчитывает история открытого акционерного общества «Белвино» - в недавнем прошлом Белгородский винзавод. А действовать он начал в 1960 году как завод вторичного виноделия в составе Молдвинпрома.
В первый год было выпущено 30 тысяч декалитров виноградного вина.
В 1967 году вступил в эксплуатацию цех виноматериалов.
В 1976 году
— новый технологический
До января 1986 года виноматериалы поставляла Молдавия, и в 1985 году розлив вина составил 1935,5 тысяч декалитров.
С 1986 года начался новый этап развития предприятия. Винзавод был передан в подчинение Белгородскому Агропрому, после чего его перепрофилировали на выпуск безалкогольной продукции; товарные сиропы, минеральная вода «Белгородская», из источника в Масловой Пристани Шебекинского района, а также розлива Минводы, поступающей в железнодорожных цистернах с Кавказа.
В 1989 году на территории завода открыли источник минеральной воды «Белогорье».
В 1991 году вошел в эксплуатацию цех приготовления водки. А через год было освоено производство горьких настоек.
После завершения реконструкции мощность завода составила по выпуску водки и горьких настоек 1,5 миллиона декалитров в год.Виды деятельности.
1. Основными видами деятельности Общества являются производство, хранение, поставка и реализация:
- спирта этилового ректификованного;
- спирта
этилового, в том числе
- масла сивушного;
- углекислоты;
- дрожжей хлебопекарных;
- сока яблочного натурального;
- вин плодово-ягодных;
- напитков винных;
- водки и ликероводочных изделий;
- виноматериалов
плодово-ягодных сброженно-
- спиртосодержащей
не пищевой продукции, а также
другие виды производственной
деятельности, при осуществлении
которых в качестве сырья или
вспомогательного материала
2. Не основными видами деятельности Общества являются:
- торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная торговля), в том числе на комиссионных началах;
- общественное питание;
- производство,
переработка и реализация
- коммерческая и посредническая деятельность;
- внешнеэкономическая деятельность;
- производство строительных, ремонтных и реставрационных работ;
- осуществление грузопассажирских перевозок;
- бытовые услуги.
Для реализации ликероводочной продукции организован акцизный, оптовый склад, а так же открыт торговый дом «Родник». Среднегодовая мощность производства:
- спиртового: 908,9 тыс. дал.
- напитки винные, вино плодовое
ликероводочные изделия: 242 тыс. дал.
- водка: 245,2 тыс. дал.
Основные виды продукции.
ОАО «Белвино»производит выпуск спирта в ассортименте:
- Спирт высшей очистки;
- Спирт «Экстра»;
- Спирт «Люкс».
Ликероводочной продукции:
- Винные напитки - 4 наименования;
- Вина - 5 наименований;
- Настойки - 3 наименования;
- Водки - 21 наименование;
- Дрожжей - 1 наименование.
Ликероводочная
продукция выпускается в
Основной хозяйственной
деятельностью предприятия
Из таблицы 2 видно, что большая доля выручки приходится на производство вино-водочной продукции.
За 2005-2010 гг. значимых изменений по основным составляющим рынка производства и продажи спирта и алкогольной продукции не произошло. В 2009-2010 гг. в связи с введением системы ЕГАИС и перелицензированием Покупателей продукции эмитента объем производства и сбыта уменьшился. В 2010 году рынок производства и сбыта спирта и алкогольной продукции постепенно стабилизируется.
Таблица 2.
Основная хозяйственная деятельность предприятия
Виды основной хозяйственной деятельности |
Доля выручки в общей сумме полученных доходов за отчетный квартал |
Спирт |
26,4 |
Винно-водочные изделия |
39,5 |
Дрожжи хлебопекарные |
16,4 |
Итого от основной деятельности |
82,3 |
2.2 Анализ форм власти и управленческого персонала в ОАО «Белвино»
ОАО «Белвино» является одним из лидеров по объему производства и реализации винно-водочных изделий в Белгородской области.
Рисунок 2. Структура органов управления ОАО «Белвино»
Среднесписочная численность работников предприятия состовляет 443 человека.
Для анализа используемых в ОАО «Белвино» форм и типов власти и оценки их эффективности необходимо провести оценку деловых и личностных качеств управленческого персонала. Генеральный директор – мужчина 61 год, образование высшее, типовая роль – организатор, по результатам оценки высокая эффективность руководства, наравне с властью по должности имеет личную власть, форма власти – власть примера, является руководителем компромиссного стиля, слабые места в управлении:
Таким образом, реализуется такая
форма власти как власть примера.
Власть примера - власть, построенная
не на логике, не на давней традиции, а
на силе личных качеств или способностей
лидера. Власть примера, или харизматическое
влияние, определяется отождествлением
исполнителя с лидером или
влечением к нему, а также от
потребности исполнителя в