Жизненный цикл товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:30, контрольная работа

Описание

1. Какие существуют маркетинговые классификации товаров. Для чего они используются?
2. Жизненный цикл товара.
3. Штрих-код. Какие функции выполняет?

Работа состоит из  1 файл

Mаргетинг Алена.docx

— 36.25 Кб (Скачать документ)

- товары производственного назначения (средства производства).

Как потребительские, так и товары производственного  назначения, в свою очередь, могут  быть классифицированы на отдельные  группы.

Потребительские товары обычно классифицируются с учётом поведения покупателей при их приобретении. В данном случае выделяют:

· товары повседневного спроса - это  товары, которые покупатель приобретает  без особых усилий в их выборе и  без сравнения с другими аналогичными товарами (мыло, сигареты, газеты и т.д.);

товары  тщательного выбора - это товары, которые потребитель в процессе покупки сравнивает между собой  по показателям пригодности, качества, цены, дизайна (одежда, мебель, электробытовые товары и т.д.);

престижные  товары - это товары, ради потребления  которых значительная часть покупателей  готова приложить дополнительные усилия (обладают уникальными свойствами или  имеют марку известной фирмы-производителя  и т.д.);

товары  пассивного спроса - это товары, о  существовании которых потребитель  знает, но не задумывается об их приобретении (покупаются тогда, когда возникает  неожиданная необходимость в  них или принимаются значительные маркетинговые усилия, без которых  продажа была бы не реальна). Такими товарами, в частности, являются свадебные  платья, надгробья и др.

Товары  повседневного спроса, в свою очередь, подразделяются на следующие группы:

основные  товары постоянного спроса (хлеб, зубная паста, молоко и т.д.);

товары  импульсной покупки - это товары, которые  покупаются без всякого предварительного планирования и поисков (жевательные  резинки, шоколадные батончики и  т.д.);

товары  для экстренных случаев - товары, которые  приобретаются при возникновении  острой потребности в них (например, лекарства, зонтики в дождь и  др.).

Во  многих странах приведённая классификация  потребительских товаров очень  часто используется при создании сети предприятий розничной торговли. Поэтому по названию магазина можно  определить, какие товары можно приобрести в нём.

Товары  производственного назначения могут  быть классифицированы таким же образом, как и потребительские товары. При классификации обычно принимают  во внимание участие этих товаров  в процессе производства, а также  их относительную ценность. С учётом сказанного выделяют:

основное  и вспомогательное оборудование;

сырьё, материалы и готовые детали;

полуфабрикаты;

стационарные  сооружения;

вспомогательные материалы и услуги.

С учётом характера потребления и  воплощения осязаемых физических характеристик  могут быть выделены:

Товары  длительного пользования, т.е. товары, используемые в течение длительного  периода (автомобили, электроника, станки, холодильники и др.);

Товары  краткосрочного пользования - товары, потребляемые сразу или в несколько  приёмов (зубная паста, напитки, хлеб, мыло);

Услуги - любые мероприятия, выгоды или действия, которые обеспечивают удовлетворение конкретных потребностей, в основном не осязаемые и не связанные с  собственностью (примерами могут  быть: стрижка в парикмахерской, консультации врача, учёба в вузе).

Товары  можно еще классифицировать по их роли в маркетинге, в системе стимулирования спросом и управления ассортиментом. Так, выделяются товары-лидеры, обычно новинка, пользующиеся повышенным спросом. Они создают рекламу фирме  в целом и, следовательно, способствуют расширению продажи остальных товаров. Продажа некоторых товаров влечет за собой спрос на сопутствующие  товары (товары-спутники), например фотоаппаратура и фотопленка, фотобумага, другие фотоматериалы  и т.д. Их называют товарами-локомотивами. Кроме основного ассортимента в  магазине необходим дополнительный - менее важные, второстепенные товары. Их следует иметь для того, чтобы  не вынуждать потребителя обращаться к другой фирме. Такие товары называются тактическими товарами (товарами поддержки, дополнительными товарами).

Особый  интерес для тактики маркетинга представляют зазывные товары - особо  дешевые товары (продаваемые иногда в убыток), рассчитанные на то, чтобы  завлечь потенциального покупателя, у которого низкие цены на данный товар  психологически ассоциируется со всем ассортиментом магазина. Как правило, покупатели не удерживаются от дополнительных покупок, достигающих, по некоторым  подсчетам, 20-25% планируемых.

Существующие  в теории маркетинга и приведенные  выше классификации товаров не совсем полны и совершенны. Можно дать и другие. Важно всегда учитывать, что практическое использование  выбранной классификации должно в полной мере определить потребительские  свойства выделенных групп товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют  потребностям тех, для кого они предназначены.

Товары- это неотъемлемая часть нашей  жизни. Товар - все, что может удовлетворить  нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения  внимания, приобретения, использования  или потребления. Это могут быть не только физические объекты, но и  услуги, лица, места, организации, идеи и т.д.

В маркетинге товаром является всякая продукция в виде физического  объекта, услуги или идеи, которая  предложена рынку для продажи  или обмена. Это означает, что  каждая фирма, прежде чем выходить на рынок, должна создать и изготовить некоторый продукт.

Изготовленный продукт может быть предложен  рынку, если имеет соответствующий  уровень качества, эффективную упаковку, а так же марочное название. Представляемый рынку и обладающий указанными выше свойствами продукт обычно называется товаром в реальном исполнении.

Чтобы организовать эффективную продажу  товара, следует сопроводить его  дополнительными выгодами (например, послепродажным обслуживанием, бесплатной доставкой, установкой или монтажом), а также создать соответствующее  маркетинговое обеспечение.

Классифицировать  товары можно по разным признакам: по их роли в маркетинге, с учетом их предназначения, с учётом характера  потребления и воплощения осязаемых  физических характеристик и др.

 

 

 

                          

                             2. Жизненный цикл товара.

Жизненный цикл товара — период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка. Одно из фундаментальных понятий концепции современного маркетинга.

 

Согласно маркетинговой концепции  любой товар проходит жизненный  цикл, то есть существует определённый период времени, когда он присутствует на рынке. В типичном жизненном цикле  товара выделяют четыре фазы, четыре этапа:

  1. Выведение товара на рынок. Первое появление товара на рынке. Характерным является небольшой рост объёмов продаж и соответственно прибыль минимальна или её вообще нет.
  2. Рост. Период быстрого роста объёма продаж, если товар принят рынком и спрос на него растёт. Прибыль также возрастает по мере увеличения объёма продаж.
  3. Зрелость. Объемы продаж значительны, но дальнейшего роста продаж не наблюдается. Прибыль на данном этапе стабилизировалась, так как дополнительных затрат для вывода товара на рынок не требуется.
  4. Упадок, уход с рынка. Для данной фазы жизненного цикла товара характерно значительное снижение объёмов продаж вплоть до полного падения спроса на данный товар. Прибыль резко снижается до нуля.

В некоторых случаях отдельные  фазы делятся еще на несколько  этапов для более подробной характеристики поведения товара и принятия решений, связанных с деятельностью на данном этапе. Например, первую фазу выведения  товара на рынок можно разделить  на два этапа: создание нового товара и вывод его на рынок.

Зависимость изменения объёма продаж обычно изображают графически. По оси абсциссоткладывается время, а по оси ординат- объём продаж, измеряемый в стоимостном или натуральном выражении.

 

 

 

 

Зависимость изменения показателей, связанных с присутствием товара на рынке не всегда бывает одинаковой для всех видов товаров и может  отличаться от типичной, которая представлена на рисунке. Кривая жизненного цикла  товара может иметь повторный  цикл. Повторный рост спроса на товар  может быть объяснён мероприятиями  по стимулированию опыта, проведенными на этапе упадка товара. Ещё одной разновидностью кривой жизненного цикла товара может быть "гребешковая" кривая, которая представляет собой несколько последовательных циклов, порождённых, например, открытием новых характеристик товара, новых способов использования или появлением новых пользователей. Такое явление наблюдалось в отношении нейлона, сбыт которого несколько раз возрастал в связи с появлением в течение времени новых областей его использования парашюта, чулки и бельё, рубашки, ковровые покрытия.

Понятие жизненного цикла применимо  также для товарного класса (например, автомобили с бензиновым двигателем), разновидности товара (например, кабриолеты ) или конкретной марки автомобиля (например, "Форд Фокус"). У товарных классов продолжительность жизненного цикла самая продолжительная, а разновидности товара имеют более короткий жизненный цикл. Продолжительность жизненного цикла конкретной марки зависит от того, насколько удачной и востребованной она оказалась, а также от того, как действуют конкуренты.

3. Штрих-код. Какие функции  выполняет?

Штрих-код - это средство передачи информации на всем пути товародвижения от изготовителя до оптового и розничного продавца, которое облегчает автоматизированный учет и идентификацию товаров, а  также управление товарными запасами. 
Штриховой код - знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. 
Штриховые коды получили широкое распространение во многих странах мира. Без них экспорт товаров затруднителен или незакодированные товары реализуются по более низким ценам (на 3-15%, а иногда до 59%). Штриховое кодирование - обязательное условие информационного обеспечения экспортируемых товаров в 98 стран, объединенных EAN (страны ЕЭС, США, Канада, Япония и др.). 
Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью приклеиваемой этикетки или ярлыка. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кода отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. 
Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар, не имеющий штрихового кода. 
Причина заключается в том, что система кодирования и обработки информации о товаре с помощью штрихового кода становится экономически оправданной только тогда, когда она охватывает не менее 85% товаров. 
Штрихкод в отличии от многих информационных знаков выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций:

  • Автоматическую идентификацию товаров с помощью машиносчетных устройств;
  • Автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
  • Оперативное управление процессом товародвижения: отгрузки, транспортировки и складирования товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30% и более);
  • Повышение скорости и культуры обслуживания покупателей;
  • Информационное обеспечение маркетинговых исследований.

Необходимость внедрения штрихового кода возникла в связи с развитием  информационных технологий, широким  внедрением компьютеров в сферу  производства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации  учета поступления, отгрузки, передачи в разные каналы товародвижения и  продажи товаров интенсифицировать  товародвижение, упростить документальное оформление товаров на разных этапах. 
Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и штат работников. При этом возможны ошибки при выполнении этих операций. В международной торговле расходы, связанные с обработкой бумажных документов, оцениваются в пределах от 3,5 до 15% стоимости товара. 
Свыше 900,000 компаний более чем в 120 странах мира применяют штриховое кодирование кодом EAN-13 для своих товаров.

 

 

 

 

 

                     Список использованной литературы.

1. Основы маркетинга/под ред. И.Л.  Окулича, Е.В.Демченко.- Минск: 1999.

  2. Гариленко М.И., Тарасов А.И. Маркетинг,- Мурманск: 1999.

  3. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Учебное пособие -      

      Финансы и статистика, Москва, 2000.


Информация о работе Жизненный цикл товара