Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 03:29, курсовая работа
В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы.
Акцизы заключают в себе следующие задачи:
1. Обозначить основные положения законодательства об акцизах;
2. Выявить реального плательщика акцизов;
3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования.
Введение………………………………………………………………...стр. 3
Теоретические основы налогообложения………...……………….стр. 5
Становление и развитие налоговой системы в Р.К…………...стр. 5
Экономическая сущность налогов…………………………......стр. 9
Классификация налогов………………………………………...стр. 15
Акцизы в налоговой системе Р.К………………………………......стр. 20
Роль акцизов в налоговой системе Р.К………...…………........стр. 20
Действующий механизм исчисления и взимания акцизов…...стр. 26
Проблема налоговой системы Р.К. и пути их решения…………..стр. 32
Заключение……………………………………………………………...стр. 39
Список используемой литературы…………………………………….стр. 40
Источники……………………………………………………………….стр. 42
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………….стр. 40
Источники………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Основным источником образования государственных финансов являются налоги, история которых насчитывает тысячелетия. Английский экономист С. Паркинсон в своей работе «Закон и доходы» писал: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».
Налоги возникают с появлением государства и являются основой его существования.
Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Республики Казахстан выступают акцизы. Акцизы приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.
В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы.
Акцизы заключают в себе следующие задачи:
1. Обозначить основные положения законодательства об акцизах;
2. Выявить реального плательщика акцизов;
3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан
С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая система. С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Экономическая ситуация любой страны диктует необходимые условия для формирования налоговой политики, от прозрачности которой зависит стабильная налоговая система.
Налоговая система Республики Казахстан включает в себе органы налоговой службы, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и совокупность обязательных платежей в бюджетную систему в виде налогов, сборов и пошлин. Налоговая система в структурном плане состоит из следующих основных элементов.
Совокупность финансовых отношений и налогов, выражающих эти отношения. Налоговый механизм - совокупность методов и способов налогообложения, совокупность органов управления и налоговых служб.
С обретением независимости в Казахстане начала создаваться собственная налоговая система. С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.
Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 24 декабря 1991 г. Практически являлся скопированным вариантом налогового законодательства Российской Федерации, в результате чего в Казахстане сформировалась трехзвенная налоговая система федеративного государства. Наличие множества платежей, расчетной базой которых являлась себестоимость, применение большого количества льгот сделали налоговую систему неэффективной и трудноуправляемой.
С 1992 по 1995 гг. в РК функционировало 43 вида налогов и сборов:
16--общегосударственных;
10--общеобязательных местных налогов и сборов;
17--местных налогов и сборов.
Согласно Указу Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г., действовал Закон, объединивший все ранее действовавшие законодательные акты по налогам в единый Закон. Количество налогов сократилось до 11. Однако изменения в экономике Казахстана, произошедшие с момента проведения налоговой реформы в июле 1995 года, обусловили необходимость дальнейшего реформирования налоговой системы. Поэтому в июле 2001 года был принят «Налоговый кодекс Республики Казахстан», введенный в действие 1 января 2002 года. Налоговый кодекс сохранил экономическую основу, заложенную прежним налоговым законодательством, и явился единым кодифицированным документом, включившим в себя все положения о налоговой системе. В нем четко определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения налогового обязательства, установлены правила осуществления налогового контроля, определен перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также все важнейшие понятия и инструменты, необходимые для функционирования всей налоговой системы. Количество налогов увеличилось до 18. Принятый Указ во многом изменил ситуацию в лучшую сторону. Началась работа по реальному созданию налоговой системы республики, которая бы отвечала мировым аналогам. Основными целями реформирования налоговой системы явились желание стимулирования темпов экономического роста в стране за счет достижения справедливого налогообложения. В 1999 г. Был введен социальный налог по ставке 26% от объекта обложения.
12 июня 2001 года был принят новый Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», который был введен с начала 2002 г., где дополнены и изменены положения и нормы налогообложения в связи с изменившимися экономическими и социальными условиями в стране.
Указом Президента РК 10 декабря 2008 года был принят новый Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», вступивший в силу 1 января нынешнего года.
Документ предусматривает множество изменений в порядке налогообложения доходов, в сроках представления налоговых расчетов и деклараций, а также уплаты налогов.
Основные нововведения кодекса вытекают из приоритетов, обозначенных в Послании главы государства от 6 февраля 2008 года, и базируются на трех главных целевых критериях:
Снижение нагрузки
В связи с этим при разработке Налогового кодекса важно было решить такие задачи, как максимальное включение в него основных положений действующих нормативных правовых актов и документов разъяснительного характера по налогообложению, а также упрощение налоговых процедур.
Так, с целью снижения общей налоговой нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательное, в течение трех лет, снижение ставки корпоративного подоходного налога до 15 процентов.
Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года равна 12 процентам. Это сделало казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога. При этом начиная с 2009 года предусматривается поэтапный переход на возврат всего превышения суммы НДС.
В новом Налоговом кодексе предусмотрен переходный период по унификации ставок на алкогольные виды продукции отечественного производства и импортируемые с 2011 года, а на табачную продукцию - начиная с 2009 года.
В рамках реформирования социального налога предусмотрен переход от действующей регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов.
Также предусмотрено реформирование блока имущественных налогов, а именно - налогов на имущество и транспортные средства.
Для оптимизации форм налоговой отчетности (ФНО) Налоговым кодексом установлены требования к содержанию таковой по основным видам налогов - корпоративному и индивидуальному подоходным налогам, социальному налогу и НДС.
Кроме этого, в интересах налогообложения введены понятия «трансфертные цены», «институт налоговой тайны» и другие с подробным описанием особенностей их применения в налоговом учете и интерпретацией отдельных видов операций, источников информации, взаимодействия и взаимозависимости сторон. Исходя из вышеизложенного думается, что любые «новации» налоговой системы, включая и очередное введение Налогового кодекса, должны быть, направлены па придание ясности и снятия существующих неточностей и запутанности в налоговой системе.
При разработке Налогового кодекса основными критериями были снижение налоговой нагрузки, уменьшение административных барьеров, упрощение налоговых процедур, а также максимальная реализация принципов закона прямого действия.
С внедрением нового Налогового кодекса изменилась и ситуация стране. Результаты работы налоговых органов за два месяца текущего года, а точнее план работ НК МФ РК исполнен на 119,5% или 47,2 млрд. тенге сверх плана. План по доходам госбюджета, входящим в компетенцию НК МФ РК, выполнен по состоянию на 17 марта на 108,5% или сверх плана поступило 24,6 млрд.тенге.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение поступлений в госбюджет на 8% или 28 млрд.тенге в связи со снижением ставки КПН с 30% до 20% и изменением срока уплаты НДС (если в прошлом году НДС уплачивался ежемесячно к 20-му числу, то в текущем году уплачивается ежеквартально, до 25 числа второго месяца, следующего за отчетным.
В рамках этой программы 2009 год объявлен Годом разъяснения нового налогового законодательства, в рамках которого будет проведен ряд масштабных разъяснительных акций с вовлечением широких слоёв населения страны.
Опыт развитых стран свидетельствует о том, что дальнейшему развитию налоговой культуры и её пропаганде необходимо придать государственный статус. В школах должны появиться книги по истории налогов, а на телевидении - постоянно действующие телепрограммы и фильмы. Конкурсы на знание налогового законодательства, премии за лучшие работы по этой теме в СМИ и на телевидении, общереспубликанские акции и многое другое должны составить основу системной работы по пропаганде и разъяснению налогового законодательства среди населения республики.
Налоговая система Казахстана должна быть построена с учетом общепринятых в мировой практике критериев и принципов. Прежде чем приступить к налоговой реформе, необходимо было определить ее стратегические цели, направления и сроки проведения. Немаловажно было сократить до минимума количество налогов, их ставки и налоговые льготы, максимально упростить расчеты с бюджетом. Вместе с тем требовалось привести в соответствие с поставленными задачами структуру налогового администрирования, поскольку с переходом к рыночным отношениям процесс сбора налогов усложнился.
1.2 Экономическая сущность налогов
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
Наибольшего развития налоги достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние. Это дало основание К. Марксу выразить суть налогов тогдашнего капиталистического общества следующим образом: «Налог--это пятый бог, рядом с собственностью, семьей, порядком и религией»; и далее «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства».
Указ Президента РК, имеющий силу Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" определяет общие принципы построения налоговой системы в Казахстане, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что «под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом» понимается обязательный взнос в бюджет , соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.
Налоги -- это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки. Также налоги являются исходной категорией финансов.
Экономическая сущность налогов состоит в том ,что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.
Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Закон также определяет круг налогоплательщиков:
Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена, обязанность уплачивать налоги. "В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.