Акцизы в налоговой политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 03:29, курсовая работа

Описание

В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы.
Акцизы заключают в себе следующие задачи:
1. Обозначить основные положения законодательства об акцизах;
2. Выявить реального плательщика акцизов;
3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр. 3
Теоретические основы налогообложения………...……………….стр. 5
Становление и развитие налоговой системы в Р.К…………...стр. 5
Экономическая сущность налогов…………………………......стр. 9
Классификация налогов………………………………………...стр. 15
Акцизы в налоговой системе Р.К………………………………......стр. 20
Роль акцизов в налоговой системе Р.К………...…………........стр. 20
Действующий механизм исчисления и взимания акцизов…...стр. 26
Проблема налоговой системы Р.К. и пути их решения…………..стр. 32
Заключение……………………………………………………………...стр. 39
Список используемой литературы…………………………………….стр. 40
Источники……………………………………………………………….стр. 42

Работа состоит из  1 файл

Акцизы в налоговой политике.rtf

— 446.68 Кб (Скачать документ)

По мере развития производства тех или иных видов продукции, изменений спроса и потребностей бюджета список подакцизных товаров периодически пересматривается.

В настоящее время, в состав подакцизных товаров включены легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), бензин (за исключением авиационного), хотя еще Остап Бендер 70 лет назад бросил крылатую фразу, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения.

Одно время у нас в Казахстане существовал акциз на такой предмет первой необходимости современной жизни, как электроэнергия, впоследствии отмененный.

С другой стороны, нефть, являющаяся подакцизным товаром, облагается акцизом по нулевой ставке, хотя в 1997 году, когда ее ввели в состав подакцизных товаров, ставка равнялась 7 ЭКЮ за 1 тонну нефти. Сначала эту ставку снизили до 3 ЭКЮ, потом - до 2, а затем вообще сделали нулевой.

В настоящее время акцизами облагаются как товары внутреннего производства, так и ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан.

Как и НДС, здесь действуют различные международные соглашения - как двусторонние, так и многосторонние, поскольку первоначально со странами СНГ у нас были иные отношения по экспортно-импортным операциям, чем со странами дальнего зарубежья.

В отношении акцизов ситуация следующая:

1) импорт облагается акцизами, за исключением перечня товаров, освобожденных от данного налога;

2) в страны СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены соглашения, экспорт освобождается от акцизов с учетом корректировок, вносимых соглашениями;

3) в страны СНГ, с которыми Республикой Казахстан не заключены соглашения, а также во все другие страны экспорт освобождается от акцизов.

Акцизы, особенно на алкогольную и табачную продукцию в странах со значительным потреблением этой продукции, являются существенной составляющей доходной части бюджетов всех уровней, поэтому акцизы периодически перераспределяются между местными и республиканским бюджетом. Из-за этого бюджеты некоторых стран носят название «пьяных».

 

2.2 Действующий механизм исчисления и взимания акцизов

Исчисление суммы акциза

Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе.

Налоговая база

  1. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, налоговая база определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
  2. По подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость произведенных, реализованных подакцизных товаров. Указанная стоимость определяется по ценам, не включающим акцизы и налог на добавленную стоимость, по которым производитель поставляет данный товар.

Дата совершения операции

  1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, во всех случаях датой совершения операции является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров получателю.
  2. В случае реализации производителем произведенных им подакцизных товаров через сеть своих структурных подразделений датой совершения операции является день отгрузки товаров структурным подразделениям.
  3. При передаче давальческих товаров, являющихся подакцизными, датой совершения операции является день передачи указанных товаров подрядчику (переработчику).

При изготовлении подакцизных товаров из давальческих товаров датой совершения операции является день передачи изготовленных подакцизных товаров заказчику или лицу, указанному заказчиком.

  1. При использовании подакцизных товаров для собственных производственных нужд и собственного производства подакцизных товаров датой совершения операции является день передачи указанных товаров для такого использования.
  2. При перемещении подакцизных товаров, осуществляемом производителем с адреса производства, датой совершения операции является день перемещения подакцизных товаров с указанного в лицензии адреса производства.
  3. В случае порчи подакцизной продукции, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день составления акта о списании испорченной подакцизной продукции (акцизных марок, учетно-контрольных марок) или день принятия решения о ее дальнейшем использовании в производственном процессе.

В случае утраты подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день, когда произошла утрата подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок.

Вычет из налога

  1. Налогоплательщик имеет право уменьшить исчисленную сумму акциза. На вычет относятся суммы акциза по подакцизным товарам, использованным в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров.
  2. Вычету подлежат суммы акциза, уплаченного:
  3. на территории Республики Казахстан при приобретении или импорте подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Казахстан;
  4. за подакцизное сырье собственного производства;
  5. при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого подакцизного сырья.

Не подлежат вычету суммы акциза на все виды спирта, сырую нефть, газовый конденсат.

  1. Вычет производится на сумму акциза, исчисленную исходя из объема подакцизного сырья, фактически использованного на изготовление подакцизных товаров в налоговом периоде.
  2. Вычет суммы акциза, уплаченного при приобретении подакцизного сырья на территории Республики Казахстан, осуществляется при наличии следующих документов:
  3. договора купли-продажи подакцизного сырья;
  4. платежных документов или чеков контрольно-кассовой машины, подтверждающих оплату подакцизного сырья;
  5. товаротранспортных накладных поставки подакцизного сырья;
  6. счета-фактуры с выделенной отдельной строкой суммой акциза;
  7. купажных актов (при производстве алкогольной продукции);
  8. акта списания подакцизного сырья в производство.
  9. Вычет суммы акциза, уплаченного за подакцизное сырье собственного производства, осуществляется при наличии следующих документов:
  10. платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет;
  11. купажных актов (при производстве алкогольной продукции);
  12. акта списания подакцизного сырья в производство.
  13. Вычет суммы акциза, уплаченного при импорте подакцизного сырья на территорию Республики Казахстан, осуществляется при наличии следующих документов:
  14. договора купли-продажи подакцизного сырья;
  15. платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет при таможенном оформлении;
  16. грузовой таможенной декларации на импортируемое подакцизное сырье;
  17. купажных актов (при производстве алкогольной продукции);
  18. акта списания подакцизного сырья в производство.
  19. Вычету также подлежит сумма акциза, уплаченного при передаче подакцизных товаров, изготовленных из давальческого подакцизного сырья, при наличии следующих документов:
  20. договора между собственником давальческого подакцизного сырья и переработчиком;
  21. платежных документов или иных документов, подтверждающих уплату акциза в бюджет собственником давальческого подакцизного сырья;
  22. накладной на отпуск или акта приема-передачи подакцизного сырья.
  23. В случае превышения суммы акциза, уплаченного производителями подакцизных товаров при приобретении на территории Республики Казахстан или импорте подакцизного сырья, над суммой акциза, исчисленной для изготовленных из этого сырья подакцизных товаров, сумма такого превышения вычету не подлежит.

Сроки уплаты акциза

  1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, акциз на подакцизные товары подлежит перечислению в бюджет не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
  2. По подакцизным товарам, произведенным из давальческих сырья и материалов, акциз уплачивается в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.
  3. При передаче сырой нефти, газового конденсата, добытых на территории Республики Казахстан, на промышленную переработку акциз уплачивается в день их передачи.
  4. Акциз на подакцизные товары, за исключением виноматериала и пива, уплачивается до получения учетно-контрольных марок.

Место уплаты акциза

  1. Уплата акциза производится по месту нахождения объекта обложения.
  2. Плательщики акциза, осуществляющие оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, уплачивают акциз по месту нахождения объектов, связанных с налогообложением.

Порядок исчисления и уплаты акциза налогоплательщиками за структурные подразделения, объекты, связанные с налогообложением

  1. По операциям, облагаемым акцизом, совершенным в течение налогового периода структурным подразделением, а также объектами, связанными с налогообложением, расчеты акциза составляются отдельно (далее по разделу - расчет по акцизу).

На основании расчета по акцизу определяется сумма акциза, подлежащего уплате за структурное подразделение, а также объекты, связанные с налогообложением.

  1. Плательщики акциза обязаны представить расчет по акцизу в налоговые органы по месту нахождения структурного подразделения, объектов, связанных с налогообложением, в сроки, установленные в настоящем Кодексе.

Плательщики акциза, имеющие несколько объектов, связанных с налогообложением, зарегистрированных в одном налоговом органе, представляют один расчет по акцизу за все объекты.

  1. Уплата акциза, включая текущие платежи, за структурные подразделения, объекты, связанные с налогообложением, производится юридическим лицом-плательщиком акциза непосредственно со своего банковского счета или возлагается на структурное подразделение.

Индивидуальные предприниматели представляют расчет по акцизу, подлежащему уплате за объекты, связанные с налогообложением, по месту нахождения объектов, связанных с налогообложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Если представить себе налого-вую систему как фруктовый сад, то можно сказать, что различные деревья - это налоги; кустарники - другие обязательные платежи в бюджет и т.д. В этом случае налоговое система - это почва. Качество плодов напрямую зависит от качества почвы. Эта глава посвящена попытке обозначить проблемы почвы (налоговой системы) с тем, чтобы улучшить качество конкретных плодов (налогов и других обязательных платежей в бюджет).

Налоговая система - один из главных инструментов стимулирования диверсификации экономики. Эта задача очень важная, и правительство Казахстана четко видит ее. Такие страны, как Австралия и Канада, успешно использовали свои природные богатства для развития страны, достигли высокого уровня экономической зрелости.

Проведение налоговой реформы - сложный вопрос, поскольку перед Казахстаном в сфере налоговой политики стоят две взаимосвязанные непростые задачи. Первая - выстроить налоговый режим таким образом, чтобы он способствовал диверсификации экономики. Мы знаем, что значительная доля доходной части бюджета будет формироваться за счет налогов, идущих от добывающих отраслей.

Вторая задача, которую может решить налоговая система, - это эффективность применения и сбора налогов, то есть налоговое администрирование.

Казахстан имеет шансы избежать падения ВВП, которое наблюдается во многих странах с переходной экономикой, в частности в Венгрии, на Украине, в прибалтийских государствах. Ваша страна пока показывает позитивную экономическую динамику, и антикризисный план, предложенный правительством, обеспечит дополнительные стимулы для экономического роста. Но он уже не будет двузначным, как было последние семь лет, поэтому особенно важно, чтобы государство использовало налоговые рычаги для стимулирования МСБ, который в любой экономике создает наибольшее количество рабочих мест.

Представляется, что новый Налоговый кодекс достаточно эффективно решает задачу мобилизации ресурсов добывающего сектора через налоговую систему. Республика не может все время оставаться зависимой от добывающих отраслей. Казахстан располагает доказанными запасами нефти, позволяющими поддерживать значительный объем нефтедобычи на протяжении, как минимум, трех четвертей столетия. Это очень длительный период - у многих нефтедобывающих стран срок эксплуатации природных ресурсов гораздо короче - 10-20 лет. Тем не менее диверсификация казахстанской экономики должна идти сейчас, и то, что Кабинет министров уделяет этому большое внимание, весьма радует.

Информация о работе Акцизы в налоговой политике