Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучение научно-теоретической основы государственного регулирования инвестиций в РФ для анализа приоритетного национального проекта «Жильё».
В рамках поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Сформулировать понятие инвестиций;
Определить формы и методы государственного регулирования инвестиций в РФ;
Проанализировать оптимизацию направлений инвестирования;
Провести оценку эффективности проекта «Жильё»;
Проанализировать структуру и объём инвестиций в национальный проект «Жильё».
Введение
3
Глава1.
Теоретические аспекты государственного регулирования инвестиций в РФ.
4
1.1.
Понятие инвестиций
4
1.2.
Формы и методы государственного финансового регулирования инвестиций
7
1.3.
Законодательное регулирование инвестиций в РФ
11
Глава2.
Анализ государственного регулирования инвестиций в РФ на примере приоритетного национального проекта «Жильё».
15
2.1.
Анализ динамики, структуры и размеров инвестиций в национальный проект «Жильё»
15
2.2.
Оценка эффективности программы «Жильё»на 2002-2010 годы
18
2.3.
Перспективы реализации, объёмы инвестирования и основные направления национального проекта «Жильё» на 2009-2012 годы
34
Заключение
38
Список литературы и источников
Выпуск облигационных займов;
Вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных объектов.
Таким образом, прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджете и за счет бюджетов субъектов РФ. Государство напрямую участвует в инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с помощью иных методов и форм, не противоречащих законодательству РФ.
Также государство регулирует инвестиционную деятельность в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций на территории РФ деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в данной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Все инвестиционные проекты независимо от источников и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц, интересы государства, не отвечает требованиям стандартов, а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, до их утверждения подлежат обязательной государственной экспертизе. Порядок поведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ.
Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Регулирование финансовых инвестиций |
| Регулирование условий инвестирования средств за пределы государства |
| Налоговое регулирование инвестиционной деятельности | ||||||
|
|
|
|
| ||||||
Регулирование сфер и объектов инвестирования |
| Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности |
| Регулирование участия инвесторов в приватизации | ||||||
|
|
|
|
| ||||||
Экспертиза инвестиционных проектов |
| Проведение эффективной амортизационной политики |
| Льготное кредитование |
|
| Предоставление финансовой помощи |
Рис.1.1.
1.3.Законодательное регулирование инвестиций в РФ.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной политики.
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования – с другой. Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений. Акты могут различаться:
по федеральным государственным органам и учреждениям (субъектам) правового регулирования инвестиционной деятельности, которые уполномочены на издание правовых актов, а именно: акты Федерального Собрания; акты Президента РФ; акты Правительства РФ; акты Банка России; акты Российского фонда федерального имущества; акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;
По форме и юридической силе:
- законодательные правовые акты (федеральные конституционные законы, кодексы Российской Федерации, федеральные законы);
- акты ратификации международных соглашений и договоров Российской Федерации;
- правовые акты органов системы федеральной исполнительной власти (постановления, распоряжения, инструкции).
По характеру правового регулирования - вертикальные или горизонтальные отношения инвесторов:
- административно-правовые и финансово-правовые акты, издаваемые органами и учреждениями, которые тем самым реализуют в рамках делегированных им властно-организационных и властно-имущественных полномочий волю государства по регулированию на территории Российской Федерации функционирования субъектов инвестиционной деятельности;
- гражданско-правовые акты (инвестиционные договоры и контракты, залоговые соглашения и договоры на передачу прав в отношении государственной собственности, соглашения о разделе продукции), в которых государство в лице уполномоченных федеральных органов и инвесторы выступают преимущественно в качестве равноправных сторон отношений в рамках таких договоров или соглашений.
Однако наиболее важной является классификация правовых факторов по задачам и объему регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В этом случае все правовые акты можно разделить на две группы.
Первую группу составляют так называемые базовые законодательные и подзаконные акты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства. К таким актам относятся:
- Гражданский кодекс РФ, законодательные акты в сфере приватизации, Федеральный закон «Об акционерных обществах», система отраслевых актов налогового законодательства Таможенный кодекс РФ и иные акты таможенного и других отраслей законодательства;
- указы Президента РФ, например Указ Президента «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» (с изменениями от 29 августа 2001 г., 21 октября 2002 г.);
- постановления Правительства РФ (например, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о ввозных таможенных тарифах), отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти.
Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации. К подобным актам следует отнести прежде всего Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.
Основу российского законодательства в области инвестиций составляют следующие нормативные акты:
- Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999. Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
- Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. В целом Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» вызывает критические замечания со стороны инвесторов.
Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции.
Глава 2.Анализ государственного регулирования инвестиций в РФ на примере приоритетного национального проекта «Жильё».
2.1. Анализ динамики, структуры и объёма инвестиций в национальный проект «Жильё»
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006 году израсходовано 35,4 млрд. рублей и предоставлены государственные гарантии в объеме 26,5 млрд. рублей, в 2007 году – 62,5 млрд. рублей и 33,5 млрд. рублей соответственно. В 2008 году запланировано направить средства федерального бюджета в объеме 93,8 млрд. рублей и предоставить государственные гарантии Российской Федерации в объеме 28,0 млрд. рублей.
За время реализации проекта повысилась доступность приобретения стандартного жилья за счет собственных и заемных средств граждан. Доля семей, имеющих эту возможность, возросла до 18%. В 10 раз увеличились объемы ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов гражданам, которые составили около 550 млрд. рублей, а 445 тыс. семей оформили ипотечные кредиты. В период с 2006 по 2008 год средневзвешенная процентная ставка по кредитам устойчиво снижалась и достигла 12,5% и 10,8% в рублях и иностранной валюте соответственно. Годовой объем ввода жилья увеличился более чем на 40% и составил свыше 60 млн. кв. метров в год. Обеспечено жильем 82 тыс. молодых семей, 30 тыс. молодых семей получили государственные жилищные сертификаты с помощью государственной поддержки. Созданы и начали функционировать государственные институты развития – Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и повышена эффективность Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Основной задачей этих институтов является создание условий для обеспечения доступности жилья и комфортного проживания гражданам России.
Мировой финансовый кризис, который затронул и Россию, оказал существенное влияние на строительную отрасль. С целью ее поддержки принято решение о направлении в 2008 году средств федерального бюджета в объеме до 32,4 млрд. рублей на приобретение уже построенного жилья для граждан, уволенных и подлежащих увольнению с военной службы [табл.2.1.].
Средства Фонда содействия реформированию ЖКХ в объеме 50,0 млрд. рублей будут направлены в субъекты Российской Федерации на цели приобретения последними жилья для переселения граждан из аварийного жилого фонда.
Направления реализации приоритетного национального проекта
«Доступное и комфортное жилье — гражданам России»за 2008 год.
Направления | Задачи | Объем финансирования в 2008 г., млрд руб.
| |
Улучшение жилищных условий молодых семей
| Предоставление субсидий 50,0 тыс. молодых семей при приобретении жилья
| 4,6
| |
Увеличение объемов ипотечно-жилищного кредитования
| Увеличение объемов ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов не менее чем до 600 млрд руб. в 2008 г | 6,0 | 28,0 |
Увеличение объемов жилищного строительства
| Увеличение общего годового объема ввода жилья в 2008 г.не менее чем до 72,5 млн м2
| 21,8
| |
Расходы – всего по проекту | 32,4 | 28,0 |