Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – подробно разобраться в сущности термина инвестиции и в методике оценивания проектов с точки зрения их инвестиционной привлекательности. Задачи – применить изученную методику для анализа существующих статистических данных и сделать соответствующие выводы об инвестиционных перспективах.
I. Вводная часть
1. Инвестиции: понятие, виды……………………………………………….3
2. Источники для инвестиций………………………………………………..6
3. Типы инвесторов…………………………………………………………...8
II. Определение инвестиционной привлекательности (перспективы)
1. Приведенная стоимость и иные методы………………………….……..11
2. Риски, факторы и условия принятия решений……………………….....17
III. Статистика и общие положения об инвестиционной деятельности и инвестиционных намерениях в России
1. Инвестиции в России……………………………………………….…….21
2. Инвестиции в отрасли «Транспорт и связь»…………………….………33
IV. Заключение………………………………………………………………...……44
«Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации», статистические бюллетени и журналы РОССТАТ 2010 г.
Рисунок 4. Объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в РФ
Традиционно основа нашей экономики – это добывающие отрасли (топливно-энергетические), обрабатывающее производство, производство электроэнергии, а также транспорт и связь. В итоге в эти сектора экономики было вложено в общей сложности около 73% всех инвестиций первого полугодия 2010 года. Несмотря на то, что в структуре российской экономики доля сферы услуг составляет около 50%, инвестиций в этот сектор экономики делается крайне малое количество (например, инвестиции в образование и здравоохранение составляют всего лишь 4% от всех инвестиций). Сравнивая эти цифры со статистикой прошлых лет, можно сделать вывод о том, что структура практически не изменилась – в ближайшем будущем нам не стоит ожидать каких-то явных преобразований, т.е. первичный и вторичный сектора экономики будут оставаться преобладающими.
Покажем также динамику инвестиций за последние 15 лет в основные отрасли российской экономики.
Рисунок
5 «Инвестиции по видам
экономической деятельности»
РОССТАТ 2010 г.
Вплоть
до дефолта 1998 года инвестиции во все
отрасли экономики были ничтожно
малы и лишь с 1999 года мы можем наблюдать
начало роста инвестиций в некоторые
отрасли: добыча нефти, транспортирование
по трубопроводам и обрабатывающая
промышленность. Хотя рост в такие отрасли
как обрабатывающая промышленность и
здравоохранение составляет в среднем
400-500%, по абсолютным величинам мы видим
огромнейший разрыв в 5-7 раз.
Приведем
далее статистику, отражающую структуру
инвестиций в основной капитал по
субъектам Российской Федерации.
Таблица 6. ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
в I полугодии 2010 года
|
«Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в Российской Федерации», статистические бюллетени и журналы РОССТАТ 2010 г.
Рисунок 6. Объем инвестиций в основной капитал в млн. руб. в 1 полугодии 2010 года.
Анализируя
структуру инвестиций в основной
капитал по субъектам РФ, стоит
отметить их относительную равномерность.
Однако можно все-таки выделить двух
лидеров по количеству вложенных средств
– это Центральный федеральный округ
(особенно Москва и Московская область)
и Уральский автономный округ (особенно
Тюменская область). Объясняя этот факт,
стоит иметь в виду особенности российской
экономики. Во-первых, Москва – это финансовый
и экономический центр всей страны, центральная
часть России является наиболее развитой
во всех аспектах (технически, социально,
экономически). Во-вторых, основная отрасль
российской экономики – это, в первую
очередь, добывающая и обрабатывающая
промышленности, следовательно, в области
с наибольшей концентрацией полезных
ископаемых и будет вложено наибольшее
количество средств для развития производственных
мощностей.
Рисунок
7. Структура инвестиций
в основной капитал
в Центральном округе.
Рассмотрев
детальнее Центральный округ, видим,
что Москва и Московская область берет
на себя 53,2% всех инвестиций в этот округ
и 10% всех инвестиций в основной капитал
в первом полугодии 2010 года.
2. Заключительная часть данной курсовой работы – анализ конкретной отрасли российской экономики. Была выбрана отрасль «транспорт и связь» и осуществлена попытка сравнительного анализа инвестиций в строительство трубопроводов.
Приведем статистику, в полной мере отражающую состояние отрасли на первое полугодие 2010 года:
Таблица 7. ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТРАСЛИ «ТАРНСПОРТ И СВЯЗЬ»
|
«Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции» - статистические бюллетени и журналы РОССТАТ 2010 г.
Примечания:
1) Данные о наличии основных фондов приведены по полной учетной стоимости, в смешанных ценах.
Коэффициенты обновления и ликвидации основных фондов рассчитаны в сопоставимых ценах.
2) В части сельского хозяйства.
3) Данные приведены по организациям, не относящимся к субъекта малого предпринимательства.
4) Данные приведены без субъектов малого предпринимательства и объемов неформальной деятельности.
5) Данные приведены по организациям, представившим статистическую отчетность (без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих банков), включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.
6) Данные
за I полугодие не разрабатываются.
Как уже было сказано ранее, инвестиции в транспорт и связь составляют четверть от всех инвестиций в российскую экономику. Анализируя воздействие кризиса, видим, что отрасль «транспорт и связь» не очень пострадала, рост инвестиций продолжался и в «кризисных» 2008-2009 годах.
Покажем динамику некоторых показателей за последние 40 лет, характеризующих успешность функционирования трубопроводной промышленности.
Рисунок 8. Перевозки грузов трубопроводом в млн. тонн.
Рисунок 9. Грузооборот трубопроводов в млрд. тонн на км.
Рисунок 10. Протяженность трубопроводов в тыс. км.
На представленных графиках видно, что такие важнейшие показатели, как протяженность и грузооборот, за последние 10 лет изменились не столь сильно, как могли бы. И все это несмотря на то, что количество инвестиций в эту отрасль в 2009 году по сравнению с 2007 годом выросло в 2 раза. Причины такого явления могут быть различными. Например, так как основная доля всех трубопроводов была построена в 1980-е годы, то основная масса инвестиций идет на ремонт или восстановление уже построенных трубопроводов, что само собой не ведет к значительному росту экономически важных показателей. Примером может служить программа Газпрома по «Комплексной реконструкции и техническому перевооружению объектов транспорта газа на 2007-2010 годы». Газпром тратит большие средства на НИОКР в области новых энергосберегающих технологий и для улучшения систем транспортировки газа. Так в период с 2002года по 2007 год на разработку и создание новых энергосберегающих технологий и оборудования заключено 22 договора НИОКР с общим объемом финансирования в размере 0,5 млрд. руб. Итоговые затраты Газпрома на НИОКР за 2002-2006 годы составили 7,7 млрд. руб.
Другой причиной может быть тот факт, что в последние годы ведется строительство новых трубопроводов, которые пока не введены в действие, и, таким образом, инвестиции пока еще не принесли результатов.
Однако уже в ближайшие годы ситуация с трубопроводной промышленностью в России должна радикальным образом измениться за счет новых будущих проектов.
Одним из самых перспективных и важных проектов является ВСТО (трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий океан"), стоимость которого оценивается в 24 млрд. долл. Строительство этого нефтепровода началось еще в 2006 году. Его длина составит в итоге 4857 км. Оставшиеся 2100 км трубопровода планируется достроить к 2012 году. К 2013 году трубопровод будет перевозить до 1 млн баррелей/день, что равно сегодняшнему экспорту нефти из Саудовской Аравии в Китай. Ожидается, что впоследствии уровень добычи вырастет до 1,6 млн. баррелей в день. Данный проект может позволить России изменить ситуацию на международном рынке, при которой хоть она и является крупнейшим в мире производителем сырой нефти, однако занимает второе место по объему экспорта, уступая Саудовской Аравии.
Другим перспективным проектом является проект «Балтийская трубопроводная система 2». Строительство началось в 2009 году и должно завершиться к концу 2011 года. Протяженность данного трубопровода будет составлять 1000 км, а мощность - 38 млн. тонн нефти в год. Стоимость проекта первоначально оценивалась в 78 млрд. рублей, однако в итоге она составит около 95 млрд. рублей, что равно примерно 4 млрд. долл. Удорожание на 20% по выводам экспертов вызвано в первую очередь ростом цен на металлы и услуги подрядчиков, а также падением валютного курса. Для частичного финансирования проекта компания «Транснефть» планировала выпуск евробондов на сумму 1 млрд. евро. Основные цели данного проекта – это снижение зависимости России (российских нефтяных компаний) от стран-транзитеров нефти.
Можно сравнить эффективность двух выше приведенных проектов по некоторым специфическим показателям. Инвестиционная группа «Тройка Диалог» провела расчеты, результаты которого следующие:
- БТС-2 обойдется в среднем в 4 млн долл. за 1 км трубы. Это намного меньше цены возведения первой очереди трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) (до 5,8 млн долл. за 1 км);
- удельные затраты на транспортировку нефти по новой трубе составят 80 долл. за тонну, что в шесть раз дешевле, чем цена «прокачки» нефти по первой очереди ВСТО.
Крупнейшим проектом Газпрома является сейчас проект газопровода «Алтай» в Китай, стоимость которого на конец 2010 года оценивается в 14 млрд. долл. В пересчете на километр это равно средней стоимости проектов Газпрома и сопоставимо с мировой практикой (5,3 млн. долл./км). Его строительство было заморожено из-за начала экономического кризиса, однако уже в 2009-2010 годах данный проект был включен в генеральную схему развития газовой отрасли РФ до 2030 года со сроками реализации в 2015-2018 годах.
Лишь
в 2011 году должны будут окончательно подписаны
контракты с Китаем на тридцатилетнюю
поставку газа объемом 30 млрд куб. м в год.
Цена за 1 тыс. куб. м. до сих пор не установлена,
китайцы сегодня готовы покупать российский
газ примерно по 165 долл. за 1 тыс. куб. м,
а для России даже 220 долл. означают торговлю
себе в убыток. Поставляя в Европу газ
по 350 долл., Газпром скорее всего не пойдет
на уступки. Единственный вариант, если
сделка будет заключена за счет российского
бюджета - в обмен на новые налоговые льготы
для Газпрома (освобождение от налогов
на газ с Ковыктинского и Чаяндинского
месторождений). Однако даже в этом случае
газ будет невыгодно продавать по цене
ниже 180 долл., иначе российские налогоплательщики
будут вынуждены платить за такую «дружбу»
с Китаем. Предсказать цену, по которой
будет заключен контракт, практически
невозможно, но попробуем найти цену, при
которой данный проект будет выгодным.
Чтобы это сделать, рассчитаем NPV проекта
трубопровода «Алтай», используя выше
приведенную методологию.
В качестве ставки дисконтирования будем использовать средневзвешенную стоимость долгового и собственного капитала Газпрома на 2010 год.
|
Информация о работе Анализ инвестиционных перспектив отраслевого проекта