Анализ организации финансов предприятий металлургической отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей организации финансов предприятий металлургической промышленности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Дать характеристику современного состояния металлургической отрасли в Российской Федерации.
Определить особенности организации финансов на предприятиях металлургической отрасли.
Дать характеристику перспектив дальнейшего развития металлургической отрасли в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЕЕ КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА. 5
1. Состав. 6
2. Металлургический цикл. 6
3. Размещение предприятий отрасли в Российской Федерации. 7
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ММК». 11
1. Доходы и расходы. 13
2. Входящие и исходящие потоки. 20
3. Имущество, капитал. 32
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕСПЕКТИВЫ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ. 35
1. Мировой рынок и цены 35
2. Российский рынок и экспорт 37
3. Компании 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложение

Работа состоит из  1 файл

vved.docx

— 330.47 Кб (Скачать документ)

      Анализ  структуры себестоимости организации  черной металлургии (доля в общей  себестоимости)3 свидетельствует, что затраты на железорудное сырье и коксующийся уголь составляют 47,8% от общей суммы производственных издержек. Далее по объему затрат следуют: издержки на оплату труда – 10,6% от общей себестоимости; услуги сторонних организаций – 8,3%; затраты на ферросплавы – 7,6%; энергозатраты – 7,4%. Доля остальных статей затрат незначительна (табл. 3).

    Таблица 1

Структура себестоимости продукции  металлургического 

предприятия (доля в общей себестоимости, %)

Железорудное  сырье 32,2
Коксующийся уголь 15,6
Ферросплавы 7,6
Огнеупоры 3,9
Металлолом 2,2
Добавочные  материалы 1,6
Чугун покупной 1,1
Химия 0,1
Оборудование 3,8
Вспомогательные материалы 2,5
ГСМ 1,1
Энергозатраты 7,4
Заработная  плата 10,6
Услуги  сторонних организаций 8,3
Амортизация 2,2
Прочие  затраты 0,1
Итого 100

      Таким образом, можно выделить три главных  фактора, влияющих на себестоимость  металлопродукции: обеспеченность предприятия  сырьевой базой, стоимость рабочей  силы, обеспеченность энергоносителями.

      На  Магнитогорском металлургическом комбинате, в связи с мировым экономическим  кризисом был реализован комплекс мер, направленных на снижение затрат. В  результате удалось снизить себестоимость 1т. Продукции на 37%.

      Общая сумма производственных затрат снизилась  на 50% относительно 2008 года, что составляет 3940 млн. долл. США, в том числе:

    • За счет укрепления курса доллара США относительно российского рубля расходы снизились на 1228 млн. долл. США (-16% к уровню 2008 года).
    • За счет снижения объемов производства расходы снизились на 1579 млн. долл. США (-20% к уровню 2008 года).
    • За счет уменьшения себестоимости 1т. Продукции затраты снизились на 1088 млн. долл. США (-14% к уровню 2008 года).
  1. Входящие и  исходящие потоки.

Самой распространенной формой предпринимательских  объединений в современной российской экономике являются холдинги. Черная металлургия — не исключение. Предпосылки  формирования мощных металлургических холдингов сложились исторически. Образование холдинговых структур в черной металлургии позволяет  существенно увеличить свои активы, наращивать инвестиционный капитал, оптимизировать налогообложение с помощью дочерних предприятий, используя внутрифирменные  инструменты. В деятельности холдингов  концентрируются огромные финансовые, производственные и человеческие ресурсы, присутствует большой оборот денежных средств.

Для анализа  необходимо определить, что представляют собой денежные потоки в рамках предприятий  черной металлургии, источники их образования  и порядок формирования.

Под финансовыми  потоками организации следует понимать не только ее денежные потоки, но и потоки прочих активов коммерческой организации  в стоимостном выражении, потоки источников средств (пассивов) коммерческой организации, а также финансовые результаты деятельности коммерческой организации и определяющие их факторы (доходы, расходы, налоговые платежи). Иными словами, понятие «финансовые потоки» является более общим, чем понятие «денежные потоки».

Денежный  поток предприятия представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его  хозяйственной деятельностью.

Для определения  порядка формирования денежных потоков  необходимо рассмотреть основные подходы  к их классификации. Остановимся на двух из них.

Во-первых, денежные потоки классифицируются на входящие и исходящие. Входящие потоки формируют денежные ресурсы предприятия  и обеспечивают либо возмещение израсходованных  средств, либо формирование дохода(потоки прибыли, амортизации). Исходящие потоки — это использование денежных ресурсов за анализируемый период на товарном или фондовом рынке.

Во-вторых, денежные потоки можно классифицировать по видам деятельности организации:

  • денежные потоки, связанные с текущей (основной) деятельностью предприятия;
  • денежные потоки, связанные с инвестиционной деятельностью;
  • денежные потоки, связанные с финансовой деятельностью;
  • денежные потоки, связанные с прочей деятельностью.

Первую  группу денежных потоков образуют средства, связанные с текущими операциями хозяйствующих субъектов. Этот вид  денежных потоков имеет наибольший удельный вес для организации  по объемам поступлений и расходованию денежных средств.

Денежный  поток по инвестиционной деятельности обслуживает инвестиционную деятельность предприятия.

Денежный  поток по финансовой деятельности состоит  из поступлений и выплат, связанных  с осуществлением внешнего финансирования хозяйственной деятельности предприятия.

Денежные  потоки по прочей финансовой деятельности связаны с обеспечением получения  и использования целевого финансирования на цели неинвестиционного характера; использования резервов предстоящих  расходов и платежей; расчетов по операциям, связанным с договорами доверительного управления имуществом и т.д. 

Источники денежных средств аккумулируются предприятием для формирования необходимых ему  активов в целях осуществления  всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и  капитала, так и за счет различного рода поступлений. Общая схема источников образования денежных потоков предприятия  представлена на рис. 2.

Существующие  подходы позволяют сформировать основные факторы денежных потоков, подразделив их на внутренние и внешние (рис. 3).

Так, под  воздействием внутренних и внешних  факторов формируются денежные потоки на предприятиях черной металлургии.

Специфика их движения обусловлена особенностью организации хозяйственной деятельности на предприятиях черной металлургии, которая  заключается в вертикальной интеграции структур по производству, передаче и  сбыту продукции. Под вертикально  интегрированными компаниями черной металлургии  принято понимать объединение групп  организаций (например по состоянию  на 31.12.2009 группа ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» включает в себя 104 общества), осуществляющих весь производственный цикл: от добычи сырья до его переработки и последующей реализации. Данное определение во многом условно, поскольку в российском законодательстве отсутствуют нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность указанных компаний.

Схемы движения денежных потоков в холдинге определяются спецификой внутрикорпоративных  финансовых взаимоотношений между  центральной и дочерними компаниями:

  • финансово-кредитные взаимоотношения головной и дочерних компаний, в том числе способы взаимодействия по минимизации налоговых платежей, а также взаимодействия в инвестиционной сфере;
  • взаимоотношения по производству и реализации готовой продукции.

Денежные  потоки холдинга следует рассматривать  как совокупность всех потоков:

  • внутри материнской компании;
  • по отдельной дочерней компании; между дочерними компаниями;
  • между дочерними и головной компаниями; между холдингом как единым хозяйствующим субъектом и окружающей средой (государство, контрагенты, финансовая инфраструктура).

Денежные  потоки циркулируют между центрами финансового управления холдинга —  центрами прибыли, центрами финансовой ответственности и центрами затрат.

В центрах  прибыли формируется большая  часть доходов холдинга. Они обычно совпадают с крупнейшими дочерними  фирмами. Центры прибыли действуют  как самостоятельные субъекты налогообложения, имеют собственные рейтинги платежеспособности и ценных бумаг и часто являются головными предприятиями отраслевой группы холдинга.

Наряду  с центрами прибыли для управления финансовыми потоками и оценки результатов  хозяйственной деятельности в структуре  холдинга создаются центры финансовой ответственности. Они вправе распоряжаться  частью полученной ими прибыли, но ее размер зависит от методов калькуляции  и нормативов, установленных головной компанией холдинга.

Центрами  финансовой ответственности обычно выступают филиалы и обособленные подразделения, а также функциональные службы, чье финансирование напрямую определяется результатами их деятельности. Центром финансовой ответственности может быть и дочерняя компания с ограниченным финансовым режимом. Однако в большинстве случаев они действуют в пределах одного юридического лица.

Центры  затрат контролируют затраты в отдельных  подразделениях компании. Характерная  особенность этого центра - наличие  собственного расходного бюджета. Он определяется на вышестоящем управленческом уровне по согласованию с руководством самого центра затрат. Центрами затрат могут  быть цеха, отделы, рабочие группы.

Денежные  потоки, циркулирующие между центрами финансового управления, для дочерних фирм являются внешними, а для всего  холдинга — внутренними (внутрифирменными).

Важным  механизмом перераспределения финансовых ресурсов в рамках холдинга является трансфертное ценообразование. Под  трансфертным ценообразованием понимают реализацию товаров или услуг  в рамках группы связанных между  собой лиц по ценам, отличным от рыночных. Так, производственная или добывающая компания холдинга может реализовывать  продукцию сбытовой компании того же холдинга по внутренним (низким) ценам; сбытовая компания затем занимается реализацией товара конечным потребителям по рыночным (более высоким) ценам. В  результате финансовые ресурсы концентрируются  в едином центре прибыли (сбытовой компании) и затем могут перераспределяться в соответствии с потребностями  холдинга в целом. Трансфертное ценообразование  может использоваться для минимизации  налогообложения. Если центр прибыли  пользуется теми или иными налоговыми льготами, общая налоговая нагрузка на холдинг в целом снижается.

Рассмотрим  направления движения денежных потоков  на основных стадиях производственного  процесса металлургических холдингов.

Добывающую  деятельность в вертикально интегрированных  холдингах осуществляют дочерние предприятия, акции которых принадлежат, как  правило, материнским компаниям. Именно добывающие дочерние предприятия являются собственниками лицензий на разработку месторождений, а значит, плательщиками  роялти. Предприятия, осуществляющие добычу, имеют статус центров затрат, поскольку  именно в рамках этих предприятий  имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами  производственных ресурсов, а также  оценки их использования.

Для определения  специфики этой стадии производства вертикально интегрированной компании целесообразно рассмотреть структуру  входящих и исходящих финансовых потоков.

Входящий  денежный поток по текущей деятельности определяется:

  • как поток выручки от реализации сырья перерабатывающим предприятиям холдинга. В данном случае реализация происходит по установленным внутрикорпоративным ценам, обеспечивающим добывающим предприятиям покрытие производственных затрат, т. е. позволяющих осуществлять деятельность не ниже точки безубыточности. Таким образом, размер входящего финансового потока добывающих предприятий определяется принятой в холдинге системой перераспределения прибыли между предприятиями посредством использования механизма внутрикорпоративных цен;
  • как поток выручки от реализации сырья внешним по отношению к предприятиям холдинга покупателям.

Информация о работе Анализ организации финансов предприятий металлургической отрасли