Анализ организации финансов предприятий металлургической отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей организации финансов предприятий металлургической промышленности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Дать характеристику современного состояния металлургической отрасли в Российской Федерации.
Определить особенности организации финансов на предприятиях металлургической отрасли.
Дать характеристику перспектив дальнейшего развития металлургической отрасли в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЕЕ КОРПОРАТИВНАЯ СТРУКТУРА. 5
1. Состав. 6
2. Металлургический цикл. 6
3. Размещение предприятий отрасли в Российской Федерации. 7
II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ММК». 11
1. Доходы и расходы. 13
2. Входящие и исходящие потоки. 20
3. Имущество, капитал. 32
III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕСПЕКТИВЫ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ. 35
1. Мировой рынок и цены 35
2. Российский рынок и экспорт 37
3. Компании 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложение

Работа состоит из  1 файл

vved.docx

— 330.47 Кб (Скачать документ)
  1. Мировой рынок и цены

Мировая цена на сталь за 2009 г. поднялась  на 27% – с 394 (конец 2008 г.) до 502 долл. за 1 т. Заметим, что в IV кв. 2008 г. цена существенно  снизилась от докризисных максимумов и сейчас, уже после роста в  прошлом году, находится на уровне 2006-2007 гг.

Основным  фактором повышения стоимости стали  стала экономика Китая, продолжающая свой рост. Несмотря на кризисные явления, производство стали в Поднебесной  не сокращалось, а, наоборот, нарастало, т.к. внутреннее потребление стали  в стране очень велико. Китай является крупнейшим производителем стали и  крупнейшим потребителем сырья для  производства стали. Это, в частности, способствовало тому, что мировые  цены на коксующийся уголь снизились  незначительно относительно докризисных  уровней. Китай в настоящее время  закупает уголь в Австралии по контрактным ценам 129-130 долл. за 2 т  угля, это достаточно дорого. То же самое  касается и цен на железорудное сырье (ЖРС). Контракты были заключены с  англо-австралийскими компаниями Rio-Tinto и BHP Billiton, а также с бразильской Companha Vale Do Rio Doce без существенного  снижения цен на руду. Соответственно, себестоимость производства стали  составляет 420-430 долл. за 1 т. И таким  образом, цена ниже 400 долл. за 1 т, которую  мы видели на рынке в конце 2008 г., является для производителей убыточной. И это стало еще одним фактором для коррекции вверх мировой  цены на сталь.

В настоящее  время спрос на сталь со стороны  США и Европы практически не растет. В то же время значительные темпы  роста спроса демонстрирует азиатский  рынок: тот же Китай, а также Индия, Пакистан и страны Ближнего Востока, а также Япония, чья экономика  восстанавливается. Рост в азиатских  странах обусловлен увеличением внутреннего спроса.  
Что касается отраслей, потребителей стали, то наибольшее падение спроса наблюдалось со стороны строительства и машиностроения по известным причинам. Сокращался спрос и со стороны нефтегазового сектора, но сейчас он восстановился, т.к. в данной отрасли идет приток капиталов. Подъем в строительстве и машиностроении будет не скоро, и здесь важным фактором станет ситуация на рынке кредитования. Известно, что многие новые проекты, в частности, стройки, финансируются в кредит.  
В целом по всему миру производство стали в прошлом году снизилось на 15-17% по отношению к 2008 г. Причем, падение производства в развитых странах было отчасти компенсировано развивающимися. Например, Китай достиг нового рекорда в приросте стали, Индия также увеличила производство. В этом плане особенно успешным было второе полугодие прошлого года, когда многие страны, в т.ч. и Россия, компенсировали свое падение производства в IV кв. 2008 г. и первой половине года прошедшего. Сейчас мировое производство стали составляет 85-90% от докризисных уровней.  
Ожидается оживление на стагнировавших рынках – в Европе и Северной Америке. Сейчас выходит обнадеживающая статистика по макроэкономической ситуации в США, существенно растет производственная активности и потребление таких товаров, как автомобили. В случае сохранения данной позитивной тенденции США станут фактором роста потребления стали в мире и цен на нее. Другой причиной для роста станет удорожание коксующегося угля и железорудного сырья.

  1. Российский рынок и экспорт

В последние  годы довольно показательно менялась доля экспорта в общем объеме производства стали в России. Традиционно эта  доля составляла 60%, но к 2008 г. она снизилась  до 40% за счет бурного роста внутреннего  рынка. Для производителей стали  он всегда был выгоднее, чем внешний. Цены на внутреннем рынке на 10-12% выше, чем за рубежом, а в 2008-м эта  разница достигала 30-40%. Кроме того, нужно учитывать, что, продавая сталь  на внутреннем рынке, компании экономят на транспортировке и логистике. Росту внутреннего рынка в 2007-2008 гг. способствовали бум строительства  и возросшая потребность в трубах со стороны нефтегазовой отрасли, в т.ч. для прокладки нефте- и газопроводов. Сейчас ситуация поменялась.  
Строительный сектор находится в стагнации, завершаются лишь те стройки, которые находятся на стадии высокой готовности, новых строек нет. Поэтому потребление металла в строительном секторе восстановится не скоро. У трубников ситуация лучше. Благодаря нескольким реализуемым Газпромом и Транснефтью проектам мы видим рост производства труб большого диаметра (ТБД) и рост цен на них. Кроме того, нефтяные компании повысили свои затраты на потребление бурильных обсадных труб. Этому способствовало восстановление цен на нефть до вполне приемлемого уровня. Но в целом, в 2009 г. около 60% произведенной в России стали пошли на экспорт, около 40% – внутренне потребление.

На экспорт  идут как продукция с низкой добавленной  стоимостью, так и продукты высокого передела, например, горячекатаный  лист. Компании «Северсталь» и ММК  к настоящему времени добились значительных результатов в плане выпуска  листа с полимерным покрытием, который  уже проходит сертификацию и в  дальнейшем может использоваться не только в отечественном, но и в  зарубежном автопроме.  
Рост цен на сталь на внутреннем рынке обусловлен несколькими факторами. Прежде всего это т.н. олигополия. Например, всего три крупных компании – ММК, НЛМК и Северсталь – контролируют почти весь рынок стального листа в России. При этом производители, проводя политику ценообразования, ориентируются на цены за рубежом. Российская экспортная цена традиционно ниже экспортной цены других стран, т.к. у нас себестоимость производства ниже, чем даже в Китае, не говоря о других странах. Здесь учитывается и то, что зарубежным производителям для выхода на российский рынок нужно затратить значительные средства на продвижение товара, транспортировку и т.д., – это дополнительные издержки. Соответственно, российские сталевары на внутреннем рынке выставляют ту цену, которая будет предельно конкурентоспособной против цены тех же китайских или других иностранных производителей. Но в целом, цена получается выше, чем за рубежом.

  1. Компании

Отечественные металлургические компании можно поделить на те, которые в нынешних условиях выглядят хорошо (ММК, НЛМК и Мечел), и те, чье положение, скажем так, не столь радужно – Северсталь и  Евраз холдинг.  
У Магнитогорского и Новолипецкого комбинатов долговая нагрузка существенно меньше, чем у остальных компаний. Кроме того, благоприятен для них и рост потребления в листовом прокате, на рынке которого ММК и НЛМК занимают значительную долю. Эти компании имеют все шансы быстро восстановиться после кризиса. В минувшем году завершилась знаковая сделка по консолидации Магнитогорского комбината и угольной компании «Белон». Теперь внутренние поставки обеспечивают ММК углем на 32%, а к 2016 г. эта доля может возрасти до 75%. Согласно отчетности за первые три квартала 2009 г., ММК и НЛМК по объемам производства постепенно выходят на докризисный уровень и являются лидерами отрасли по операционным показателям.  
Около 30% всей выручки компании «Мечел» приходятся на угольный и горнорудный дивизионы. Цены на уголь, как уже было сказано, восстановились, и это помогло компании. Среди недостатков Мечела отметим высокую долговую нагрузку. Много было сделано по реструктуризации долга, но проблема все равно остается. Еще один минус – компания является крупнейшим поставщиком сортового проката на внутреннем рынке, и пока строительство как отрасль не восстановится, будет тормозиться и развитие компании. Впрочем, согласно отчетности, стальной дивизион компании наряду с горнорудным продемонстрировал рост прибыльности.

Северсталь  также пострадала от большой долговой нагрузки. Кроме того, компания имеет  ряд активов в Европе и США, и стагнация на данных рынках, безусловно, оказывает негативное воздействие  на бизнес компании в целом.  
Евраз холдинг остается самой слабой компанией. Во-первых, это самый крупный должник по отрасли. Во-вторых, большая доля выпускаемой компанией продукции – сортовой прокат. И в-третьих, у Евраза проблемы, похожие на проблемы Северстали, связанные с функционированием европейских и американских активов. Компания будет восстанавливаться дольше других.  
В целом отечественные металлурги выглядят лучше, чем их западные коллеги-конкуренты. Себестоимость производства в России ниже, чем на развитых и развивающихся рынках, за счет того, что многие наши компании имеют собственные сырье: уголь и руду, которые являются определяющей компонентой в производстве и ценообразовании стали. Кроме того, стоимость рабочей силы в России ниже, чем в развитых странах, и электроэнергия также дешевле.
 
Сейчас очень много зависит от того, как в наступившем году будут расти объемы потребления стали на внутреннем рынке. Без этого роста нашим компаниям будет очень сложно достичь докризисного уровня производства. Нужно учитывать, что на экспортных рынках сильна конкуренция, и они имеют порог насыщения.

 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы являлось рассмотрение особенностей организации финансов предприятий металлургической промышленности.

Была  дана характеристика современного состояния металлургической отрасли в Российской Федерации, определены особенности организации финансов на предприятиях металлургической отрасли, дана характеристика перспектив дальнейшего развития металлургической отрасли в Российской Федерации.

Финансы промышленности занимают ведущее место  в общей системе финансов предприятий  отраслей народного хозяйства. Это  определяется прежде всего тем, что  они обслуживают такую отрасль  народного хозяйства, в которой  создается большая часть совокупного  общественного продукта, национального  дохода и денежных накоплений. Промышленные предприятия в процессе своей  деятельности взаимодействуют с  предприятиями других отраслей народного  хозяйства: сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и др. Поэтому  их финансы тесно связаны с  финансами всех других отраслей народного  хозяйства. Методы организации и  планирования финансов промышленности лежат в основе организации и  планирования финансов других отраслей с учетом особенностей их технологии и экономики.

Металлургические  предприятия по структуре затрат на производство продукции относятся  к  материалоемким.

 В  части затрат металлургических  предприятий можно определить  следующие важные факторы, влияющие  на себестоимость продукции: обеспеченность предприятия сырьевой базой, стоимость рабочей силы, обеспеченность энергоносителями.

Самой распространенной формой предпринимательских  объединений в современной российской экономике являются холдинги. Черная металлургия — не исключение. Образование холдинговых структур в черной металлургии позволяет существенно увеличить свои активы, наращивать инвестиционный капитал, оптимизировать налогообложение с помощью дочерних предприятий, используя внутрифирменные инструменты.

     В целом российская металлургическая промышленность – это успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. Предприятия способны реализовывать крупные проекты, в том числе и за рубежом. На большинстве предприятий приняты перспективные инвестиционные программы развития на период до 2015 года и далее.

     Главная задача государства – содействие инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создание дополнительных возможностей для ее участников, а  также решение задач, которые бизнес не может решить самостоятельно (например, инфраструктурных в рамках государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда, которые дают значительный мультипликативный эффект;  защита российских производителей на внутреннем и внешнем рынках, а также поддержка российских производителей за рубежом).

Надежным  источником развития металлургической промышленности должен стать рост экономики, предопределяющий рост внутреннего  потребления металлов.

  
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бланк И. А. Управление денежными потоками. М.: Ника-центр, 2007.
  2. Бочаров В.В., Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы. СПб: Питер, 2004.
  3. Буряк А.С. Вертикально интегрированные компании: проблемы построения товарного баланса// Налоговая политика и практика, 2007. № 5.
  4. . Крылов С. И. Концепция стратегического финансового анализа деятельности коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика, 2007. № 19.
  5. Никулина Н. Н., Березина С. В. Анализ денежных потоков в организации // Экономический анализ: теория и практика, 2007. № 6.
  6. Финансы и кредит / под ред. проф. М. В. Романовского, проф. Т. Н. Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2003.
  7. Штанский В. А. Конкурентоспособность металлургического комплекса России в долгосрочной перспективе // Металлург, 2008. № 11
  8. Стратегия развития металлургической промышленности России до 2020 года.  Утверждена приказом Минпромторга России от 18 марта 2009 г. № 150
  9. Минпромторг России подводит итоги года в металлургии // Металлоснабжение и сбыт 30.12.2009. http://www.metalinfo.ru
  10. Титов М.А. Размещение металлургических предприятий в условиях глобальной мировой экономики // Сталь. – 2007. – № 3. – С. 94-95.
  11. Официальный сайт ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» http//www.mmk.ru
  12. www.id-marketing.ru
  13. www.russ-metall.ru
  14. Годовые отчеты ОАО «ММК»

Информация о работе Анализ организации финансов предприятий металлургической отрасли