Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа
Цели и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении банковского менеджмента в кредитных организациях.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
определить роль и значение банковского менеджмента в кредитных организациях;
рассмотреть управление деятельностью в кредитных организациях;
дать оценку уровня банковских рисков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 5
1.1. Сущность, задачи и функции банковского менеджмента в кредитных организациях. 5
1.2. Методические основы организации банковского менеджмента. 11
1.3. Основные направления аналитической работы в кредитных организациях……………………………………………… 21
2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 24
2.1. Сущность финансового анализа и его роль в управлении кредитной организацией. 24
2.2. Управление финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации. 25
2.3. Оценка уровня банковских рисков. 27
2.4. Специальные методы управления банковскими рисками. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Посредством финансового менеджмента
руководство коммерческого
Банковский менеджмент — довольно сложный процесс, состоящий из ряда подпроцессов, направленных на достижение стратегических целей банка. Банковский менеджмент как процесс управления включает:
• принятие и реализация управленческих решений;
• информационное обеспечение банковского менеджмента;
• экономический механизм банковского менеджмента;
• управление банковской деятельностью;
• управление персоналом;
• управление предпринимательской деятельностью банка.
■ Принятие и реализация решений
Процесс принятия и реализации управленческих решений включает три стадии: разработку управленческого решения, принятие решения и его реализацию.
Разработка управленческого
Принятие решения сопряжено
с разработкой и оценкой
На этапе реализации решение конкретизируется, доводится до исполнителей, проводится контроль его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата. Цель этой стадии — достижение оптимальных результатов в конкретных условиях.
Методы принятия решений.
Методы принятия решений могут быть различными:
• интуитивный метод, который позволяет принимать оптимальные решения исходя из накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности;
• метод на основе «здравого смысла», когда решения принимаются посредством последовательного доказательства с привлечением практического опыта;
• научные методы, сопряженные с переработкой и анализом большого объема информации. Данный метод требует применения современных технических средств и информационных технологий.
Принципы принятия управленческих решений
Принятие управленческих решений предусматривает использование следующих принципов: иерархии, создания целевых межфункциональных групп, соблюдения формализованных правил и процедур, планирования, горизонтальных связей.
Иерархия в принятии решений означает, что решение принимается на том уровне управления, где сосредоточено наибольшее количество информации, и непосредственно теми, кто участвует в реализации конкретного решения.
Целевые межфункциональные группы создаются на временной основе. В состав группы отбираются сотрудники различных подразделений и уровней управления банка в целях использования их знаний и опыта для принятия тех или иных управленческих решений.
Целевые группы могут заниматься разработкой новых банковских продуктов и услуг. Они готовят информацию, а руководство принимает решения, в том числе решение о возможном уровне затрат на разработку нового продукта. Целевую группу возглавляет наиболее компетентный руководитель.
Использование формализованных правил и процедур в принятии решений — это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в случае изменений обстоятельств.
Использование планов в принятии решений позволяет координировать деятельность банка в целом, сочетать интересы и цели различных уровней управления. Речь идет о так называемом внутрифирменном, в частности внутри банковском, планировании.
Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений, т.е. минуя высшее руководство, позволяет осуществлять оперативное управление банковской деятельностью.
Механизм принятия решений
Механизм принятия решений, или технологию менеджмента, составляют:
• общее руководство в принятии решений;
• правила принятия решений;
• планы в принятии решений;
• принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия;
• целевые группы и их роль в принятии решений.
Общее руководство в принятии решений состоит в том, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя банка, который подчинен вышестоящему руководителю. Здесь возникает иерархия в принятии решений.
Правила принятия решений — это нормативы, которые разрабатываются и издаются банками. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Цель их — координация деятельности различных подразделений. Правила делятся на оперативные (для среднего управляющего звена при наличии инструкций), стратегические (для высшего уровня управления при участии среднего звена, касаются типа и вида банковских продуктов и услуг); организационные (базируются на государственном и местном законодательстве).
План — это средство координации деятельности различных подразделений при принятии решений. Они касаются ресурсов для достижения целей и охватывают деятельность отделений банка. Преимущество планов перед правилами (нормативами) состоит в большей гибкости и приспособляемости к меняющимся условиям.
Принятие двусторонних решений. Двусторонние решения принимаются руководителями одного уровня иерархии на основе индивидуального взаимодействия без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.
Целевая группа действует на основе группового взаимодействия и принимает решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей.
■ Информационное обеспечение банковского менеджмента
Информационное обеспечение
Основные принципы, цели, задачи и функции внутрибанковской информации определяют требования к созданию информации и ее характеру, системе сбора, хранения, обработки, использования, предоставления информации в централизованное и децентрализованное управление; потребности в технических средствах, в том числе в средствах связи и коммуникаций; разработку программного обеспечения; проведение многовариантных расчетов в процессе разработки программ маркетинга, планирования, контроля; автоматизацию административно-управленческой деятельности персонала на основе компьютерной техники. Материально-техническая база информационного обеспечения банковской деятельности включает:
• виды технических средств (персональные компьютеры, микропроцессоры, средства телекоммуникации, терминалы связи, копировальные устройства, фотонаборная техника, диктофонная техника и т.д.);
• виды информационных технологий (с использованием баз данных и прикладных программ);
• систему комплексной
• специализированные аппараты управления внутрибанковской информацией (вычислительный центр, центральная служба информации, информационная система отделений и подразделений банка, центр хранения записей, центр обработки текстовой информации).
■ Экономический механизм банковского менеджмента.
Основу экономического механизма банковского менеджмента составляет внутри банковское управление, которое, в свою очередь, предполагает:
• использование основных принципов менеджмента;
• осуществление функций внутри банковского управления;
• банковский маркетинг;
• внутри банковское планирование (долгосрочное и стратегическое, среднесрочное и текущее);
• контроль и учет (баланс пассивных и активных операций, издержек);
• анализ деятельности через показатели эффективности (прибыль, доходы от инвестиций, реализация продуктов и услуг, показатель конкурентоспособности);
• использование экономических методов (хозрасчет и внутри банковский расчет), процентного механизма, финансовой политики банка.
■ Управление банковской деятельностью
Управление банковской деятельностью — это:
• управление всеми видами операций (управление пассивами, активами, ликвидностью банка);
• повышение
• продвижение продуктов и услуг на рынок;
• инновационная деятельность;
• обоснование банковской политики по всем направлениям и всем отделениям и филиалам (новые продукты, традиционные продукты, развитие банковских технологий, материально-техническое снабжение, сбытовая политика на рынке, выбор рынка и его сегментов, процентная политика, управление организационной структурой, организация международной деятельности).
■ Управление персоналом
Управление персоналом включает прогнозирование потребностей в кадрах определенного качества и квалификации, поиск соответствующих кадров (в том числе в учебных заведениях), проведение отбора персонала, организацию процесса адаптации новых сотрудников и их возможного обучения, переподготовку персонала, выработку критериев оценки результатов труда и его оплаты, контроль затрат на кадры, ведение личных дел работающих, подготовку отчетов о состоянии и изменении кадрового состава.
■ Управление предпринимательской деятельностью банка
Управление
Внутренняя среда включает хозяйственный механизм, создание новых технологий и сбытовую деятельность банка.
Внешняя предпринимательская среда
предстает как условия и
Анализ внешней среды
Комплексное исследование внешней среды предполагает:
• анализ рыночных отношений в целом по стране;
• анализ спроса и предложения на банковские продукты и услуги;
• изучение покупательской способности и требований потребителей к банковским продуктам;
• анализ реализации банковских услуг;
• анализ общеэкономических факторов (спад, кризис, инфляция, стагфляция — сочетание роста цен со спадом производства).
Государственное регулирование
Управление внешней средой должно
учитывать воздействие
• государственно-
• правовое регулирование;
• порядок образования и
• регулирование межбанковских отношений, монополистической или олигополистической банковской системы, включая холдинги;
• развитие персональных связей, системы участия и финансовых связей с промышленными компаниями;
• регулирование совместной предпринимательской деятельности;
• согласование рыночной политики (процент);
• регулирование конкуренции (ценовая и неценовая);
• ограничение деловой практики (сговоры, картельные соглашения, ТНБ);
• антимонопольное и
Регулирование на международном уровне
Для банков большое значение имеет наличие международного регулирования со стороны таких международных кредитно-финансовых учреждений, как МВФ, МБРР, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов, Международные региональные кредитные институты (Азиатский, Межамериканский, Африканский банки развития), а также со стороны экономических сообществ, например Европейского союза.
Информация о работе Банковский менеджмент как система управление кредитной организацией