Банковский менеджмент как система управление кредитной организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание

Цели и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении банковского менеджмента в кредитных организациях.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
определить роль и значение банковского менеджмента в кредитных организациях;
рассмотреть управление деятельностью в кредитных организациях;
дать оценку уровня банковских рисков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 5
1.1. Сущность, задачи и функции банковского менеджмента в кредитных организациях. 5
1.2. Методические основы организации банковского менеджмента. 11
1.3. Основные направления аналитической работы в кредитных организациях……………………………………………… 21
2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 24
2.1. Сущность финансового анализа и его роль в управлении кредитной организацией. 24
2.2. Управление финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации. 25
2.3. Оценка уровня банковских рисков. 27
2.4. Специальные методы управления банковскими рисками. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа состоит из  1 файл

ФИК.docx

— 76.86 Кб (Скачать документ)

Посредством финансового менеджмента  руководство коммерческого банка  решает следующие задачи:

  • формирование собственных и привлеченных (заемных) денежных ресурсов, необходимых для осуществления банковской деятельности;
  • рациональное размещение денежных ресурсов в целях получения прибыли;
  • максимизация доходов и минимизация расходов, связанных с деятельностью банка;
  • регулирование проходящих через банк (включая его филиалы и отделения) денежных потоков;
  • соблюдение обязательных экономических нормативов, устанавливаемых коммерческим банкам Центральным банком РФ;
  • минимизация банковских рисков;
  • обеспечение ликвидности банка;
  • другие задачи по оптимизации экономических результатов деятельности банка.

1.2. Методические основы организации  банковского менеджмента.

Банковский менеджмент — довольно сложный процесс, состоящий из ряда подпроцессов, направленных на достижение стратегических целей банка. Банковский менеджмент как процесс управления включает:

• принятие и реализация управленческих решений;

• информационное обеспечение банковского  менеджмента;

• экономический механизм банковского менеджмента;

• управление банковской деятельностью;

• управление персоналом;

• управление предпринимательской  деятельностью банка.

■ Принятие и реализация решений

Процесс принятия и реализации управленческих решений включает три стадии: разработку управленческого решения, принятие решения и его реализацию.

Разработка управленческого решения  предполагает поиск, сбор и обработку  информации, а также проведение экономического анализа сложившейся ситуации на микро- и макроуровне. На этой стадии выявляются и формулируются проблемы, требующие своего решения.

Принятие решения сопряжено  с разработкой и оценкой альтернативных решений. На этой стадии осуществляется выбор оптимального решения на основе многовариантных расчетов.

На этапе реализации решение  конкретизируется, доводится до исполнителей, проводится контроль его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата. Цель этой стадии — достижение оптимальных результатов в конкретных условиях.

Методы принятия решений.

Методы принятия решений могут  быть различными:

• интуитивный метод, который позволяет  принимать оптимальные решения исходя из накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности;

• метод на основе «здравого смысла», когда решения принимаются посредством последовательного доказательства с привлечением практического опыта;

• научные методы, сопряженные  с переработкой и анализом большого объема информации. Данный метод требует  применения современных технических средств и информационных технологий.

Принципы принятия управленческих решений

Принятие управленческих решений  предусматривает использование следующих принципов: иерархии, создания целевых межфункциональных групп, соблюдения формализованных правил и процедур, планирования, горизонтальных связей.

Иерархия в принятии решений  означает, что решение принимается  на том уровне управления, где сосредоточено  наибольшее количество информации, и  непосредственно теми, кто участвует  в реализации конкретного решения.

Целевые межфункциональные группы создаются на временной основе. В состав группы отбираются сотрудники различных подразделений и уровней управления банка в целях использования их знаний и опыта для принятия тех или иных управленческих решений.

Целевые группы могут заниматься разработкой  новых банковских продуктов и  услуг. Они готовят информацию, а  руководство принимает решения, в том числе решение о возможном уровне затрат на разработку нового продукта. Целевую группу возглавляет наиболее компетентный руководитель.

Использование формализованных правил и процедур в принятии решений — это эффективный путь координации действий. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в случае изменений обстоятельств.

Использование планов в принятии решений  позволяет координировать деятельность банка в целом, сочетать интересы и цели различных уровней управления. Речь идет о так называемом внутрифирменном, в частности внутри банковском, планировании.

Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей в принятии решений, т.е. минуя высшее руководство, позволяет осуществлять оперативное управление банковской деятельностью.

Механизм принятия решений

Механизм принятия решений, или  технологию менеджмента, составляют:

• общее руководство в принятии решений;

• правила принятия решений;

• планы в принятии решений;

• принятие двусторонних решений  руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия;

• целевые группы и их роль в  принятии решений.

Общее руководство в принятии решений  состоит в том, что процесс  принятия решений находится в  руках одного линейного (общего) руководителя банка, который подчинен вышестоящему руководителю. Здесь возникает иерархия в принятии решений.

Правила принятия решений — это  нормативы, которые разрабатываются и издаются банками. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Цель их — координация деятельности различных подразделений. Правила делятся на оперативные (для среднего управляющего звена при наличии инструкций), стратегические (для высшего уровня управления при участии среднего звена, касаются типа и вида банковских продуктов и услуг); организационные (базируются на государственном и местном законодательстве).

План — это средство координации  деятельности различных подразделений при принятии решений. Они касаются ресурсов для достижения целей и охватывают деятельность отделений банка. Преимущество планов перед правилами (нормативами) состоит в большей гибкости и приспособляемости к меняющимся условиям.

Принятие двусторонних решений. Двусторонние решения принимаются руководителями одного уровня иерархии на основе индивидуального взаимодействия без согласования со своими общими руководителями. Здесь реализуется горизонтальный способ координации в принятии решений в рамках утвержденных правил и планов.

Целевая группа действует на основе группового взаимодействия и принимает  решения, касающиеся конкретных вопросов совместной деятельности для достижения установленных целей.

■ Информационное обеспечение банковского  менеджмента

Информационное обеспечение банковского  менеджмента охватывает содержание и объем необходимой информации, а также особенности функционирования внутрибанковской информационной системы.

Основные принципы, цели, задачи и  функции внутрибанковской информации определяют требования к созданию информации и ее характеру, системе сбора, хранения, обработки, использования, предоставления информации в централизованное и децентрализованное управление; потребности в технических средствах, в том числе в средствах связи и коммуникаций; разработку программного обеспечения; проведение многовариантных расчетов в процессе разработки программ маркетинга, планирования, контроля; автоматизацию административно-управленческой деятельности персонала на основе компьютерной техники. Материально-техническая база информационного обеспечения банковской деятельности включает:

• виды технических средств (персональные компьютеры, микропроцессоры, средства телекоммуникации, терминалы связи, копировальные устройства, фотонаборная техника, диктофонная техника и т.д.);

• виды информационных технологий (с  использованием баз данных и прикладных программ);

• систему комплексной автоматизированной обработки;

• специализированные аппараты управления внутрибанковской информацией (вычислительный центр, центральная служба информации, информационная система отделений и подразделений банка, центр хранения записей, центр обработки текстовой информации).

■ Экономический механизм банковского менеджмента.

Основу экономического механизма банковского менеджмента составляет внутри банковское управление, которое, в свою очередь, предполагает:

• использование основных принципов  менеджмента;

• осуществление функций внутри банковского управления;

• банковский маркетинг;

• внутри банковское планирование (долгосрочное и стратегическое, среднесрочное и текущее);

• контроль и учет (баланс пассивных  и активных операций, издержек);

• анализ деятельности через показатели эффективности (прибыль, доходы от инвестиций, реализация продуктов и услуг, показатель конкурентоспособности);

• использование экономических методов (хозрасчет и внутри банковский расчет), процентного механизма, финансовой политики банка.

■ Управление банковской деятельностью

Управление банковской деятельностью  — это:

• управление всеми видами операций (управление пассивами, активами, ликвидностью банка);

• повышение конкурентоспособности  продуктов и услуг;

• продвижение продуктов и услуг  на рынок;

• инновационная деятельность;

• обоснование банковской политики по всем направлениям и всем отделениям и филиалам (новые продукты, традиционные продукты, развитие банковских технологий, материально-техническое снабжение, сбытовая политика на рынке, выбор рынка и его сегментов, процентная политика, управление организационной структурой,  организация  международной деятельности).

■ Управление персоналом

Управление персоналом включает прогнозирование  потребностей в кадрах определенного качества и квалификации, поиск соответствующих кадров (в том числе в учебных заведениях), проведение отбора персонала, организацию процесса адаптации новых сотрудников и их возможного обучения, переподготовку персонала, выработку критериев оценки результатов труда и его оплаты, контроль затрат на кадры, ведение личных дел работающих, подготовку отчетов о состоянии и изменении кадрового состава.

■ Управление предпринимательской  деятельностью банка

Управление предпринимательской  деятельностью прежде всего означает управление предпринимательской средой, т.е. учет условий и факторов, которые оказывают воздействие на функционирование банка. Среда делится на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя среда включает хозяйственный  механизм, создание новых технологий и сбытовую деятельность банка.

Внешняя предпринимательская среда  предстает как условия и факторы, в том числе международные, действующие  в около банковском пространстве.

Анализ внешней среды

Комплексное исследование внешней  среды предполагает:

• анализ рыночных отношений в  целом по стране;

• анализ спроса и предложения  на банковские продукты и услуги;

• изучение покупательской способности  и требований потребителей к банковским продуктам;

• анализ реализации банковских услуг;

• анализ общеэкономических факторов (спад, кризис, инфляция, стагфляция —  сочетание роста цен со спадом производства).

Государственное регулирование

Управление внешней средой должно учитывать воздействие государственного регулирования банковской деятельности через систему законов, инструкций и положений. Государственное регулирование включает:

• государственно-организационное  регулирование;

• правовое регулирование;

• порядок образования и управления банками в стране;

• регулирование межбанковских  отношений, монополистической или олигополистической банковской системы, включая холдинги;

• развитие персональных связей, системы  участия и финансовых связей с промышленными компаниями;

• регулирование совместной предпринимательской  деятельности;

• согласование рыночной политики (процент);

• регулирование конкуренции (ценовая  и неценовая);

• ограничение деловой практики (сговоры, картельные соглашения, ТНБ);

• антимонопольное и антитрастовое законодательство.

Регулирование на международном уровне

Для банков большое значение имеет  наличие международного регулирования  со стороны таких международных  кредитно-финансовых учреждений, как МВФ, МБРР, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов, Международные региональные кредитные институты (Азиатский, Межамериканский, Африканский банки развития), а также со стороны экономических сообществ, например Европейского союза.

Информация о работе Банковский менеджмент как система управление кредитной организацией