Банковский менеджмент как система управление кредитной организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание

Цели и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении банковского менеджмента в кредитных организациях.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
определить роль и значение банковского менеджмента в кредитных организациях;
рассмотреть управление деятельностью в кредитных организациях;
дать оценку уровня банковских рисков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 5
1.1. Сущность, задачи и функции банковского менеджмента в кредитных организациях. 5
1.2. Методические основы организации банковского менеджмента. 11
1.3. Основные направления аналитической работы в кредитных организациях……………………………………………… 21
2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 24
2.1. Сущность финансового анализа и его роль в управлении кредитной организацией. 24
2.2. Управление финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации. 25
2.3. Оценка уровня банковских рисков. 27
2.4. Специальные методы управления банковскими рисками. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа состоит из  1 файл

ФИК.docx

— 76.86 Кб (Скачать документ)

Привлекательность анализа длительности заключается в том, что он позволяет  всесторонне измерить процентный риск для всего портфеля. Однако, модель имеет и слабые стороны:

  • измерение длительности требует множества данных: ставки процента по каждому счету; график переоценки; возможности досрочных выплат основного долга; данные снятия счета; возможность своевременных неуплат;
  • банк должен прогнозировать сроки изменения ставок и их уровень во время будущих движений денежных средств;
  • банк должен постоянно следить за длительностью своего портфеля и корректировать ее вслед за изменением процентных ставок, иногда еженедельно или ежедневно10.

4. Риск ликвидности

Анализ  ликвидности по принципу потока (оборота) дает более глубокую оценку степени  ликвидности. В этом случае анализ ликвидности ведется непрерывно (а не от даты к дате), причем не сводится к анализу баланса, появляется возможность учитывать способность банка получать займы, обеспечивать приток наличных денег от текущей операционной деятельности. Подобный анализ предполагает использование более обширной информации, в частности, данных о динамике доходов банка за истекший период, своевременности возврата займов, состоянии денежного рынка и т.д. Данный подход не получил пока большого распространения из-за неразработанности методики проведения такого анализа.

Риск ликвидности – риск неблагоприятного изменения финансового положения  банка из-за невозможности быстро получить платежные средства путем  заимствования или продажи активов.

Наиболее распространенными инструментами  измерения риска ликвидности  являются срочная структура активов  и пассивов,   а   также   различные   коэффициенты,   характеризующие   достаточность   объема   высоколиквидных   активов: коэффициенты мгновенной, текущей, долгосрочной и общей ликвидности, порядок определения которых и их нормативное значение регламентированы Инструкцией № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций".

5. Операционный риск

Можно выделить несколько уровней  изменений по мере роста их значимости:

  • в средствах, используемых для выполнения прежней работы (например, автоматизация);
  • в способах, методах, технике и правилах проведения различных работ (например, изменение цепочек документооборота, внедрение новых инвестиционных схем, освоение новых услуг и операций);
  • в распределении функциональных и должностных обязанностей, а также в организации работы (например, создание новых подразделений и должностей, реорганизация, перераспределение полномочий);
  • в целях, задачах и стратегии (например, при существенных изменениях в окружающей рыночной среде, при переходе от универсальности к специализации);
  • базовых концепциях и корпоративных установках (например, при смене собственника, слияниях и поглощениях)11.

 

 

2.4. Специальные методы управления банковскими рисками.

В системе банковских рисков особое место занимает процентный риск (управление разрывом). Он вызван вероятностью потерь, которые могут возникнуть при игре банка на рыночных процентных ставках по привлеченным и размещенным ресурсам, их непредвиденном изменении в результате несоответствия сроков пересмотра ценовых условий. В случае резкого однонаправленного изменения процентных ставок или уменьшения процентного спрэда активы банка могут потерять часть своей стоимости, стоимость пассивов может возрасти, а маржа - сократиться12.

Процентный риск, согласно различным  классификациям, подразделяется на базовый, риск временного разрыва, позиционный, структурный и др.

Базовый процентный риск – связан с неопределенностью изменения  процентных ставок привлечения средств в депозиты и постоянных ставок размещения.

Риск временного разрыва - когда  банк привлекает и размещает ресурсы  по постоянной базовой ставке, но с  временным разрывом даты их пересмотра.

Позиционный риск - риск по какой-то позиции  по проценту в данный конкретный момент.

Структурный риск - риск в целом  по балансу кредитной организации, вызванный изменениями на денежном рынке в связи с колебаниями  процентных ставок.

Следовательно, процентный риск влияет как на прибыль, полученную от процентов, так и на баланс кредитной организации  в целом. Причины процентного  риска:

  • неточный выбор разновидностей процентной ставки;
  • недоучет в кредитном договоре возможных изменений процентных ставок;
  • изменения в процентной политике ЦБ РФ;
  • установка единого процента на весь срок пользования кредитом;
  • отсутствие в кредитной организации разработанной стратегии процентной политики;
  • неточное определение величины процентной ставки.

Суть процентного риска описывает  так называемая модель Фишера где г - рыночная ставка процента; * - реальная процентная ставка;/- ожидаемые темпы инфляции.

В решении достаточно сложной проблемы управления банковскими рисками, главным  образом, ликвидности и процентным, в качестве инструмента, который  обеспечивает практическую помощь банку, можно использовать специальные (целевые) методы, к которым относится модель гэпа.

Концепция гэпа - это концепция "разрыва", что означает расхождение, или несбалансированность, активов и пассивов банка с колеблющейся и фиксированной ставкой. Это концепция банковского портфеля, которая выражается суммой превышения (недостатка) активов с изменяющейся (фиксированной) ставкой над (перед) пассивами с фиксированной (изменяющейся) ставкой в обусловленный период времени.

Управление гэпом можно определить как управление обусловленными уровнями активов и пассивов, чувствительных к изменению процентной ставки, в портфеле банка, или как стратегию максимизации процентной маржи в течение цикла изменения процентной ставки.

Таким образом, модель гэпа действительно является реальным инструментом, на основе анализа которой банк может принимать решения по изменению структуры активов и пассивов в целях минимизации процентного риска и риска ликвидности, а, следовательно, для обеспечения финансовой устойчивости и прибыльности работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы определили роль и значение финансового менеджмента в кредитных  организациях, рассмотрели управление деятельностью в кредитных организациях, а также дали оценку уровня банковских рисков.

Из всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы.

Финансовый менеджмент принято  подразделять на стратегический, связанный  с реализацией миссии банка и  решением перспективных задач, и  оперативный, в ходе которого решаются текущие задачи. Стратегический и оперативный финансовый менеджмент различаются не только по длительности временного горизонта. Принципиальное разница между ними состоит в том, что задачи стратегического финансового менеджмента решаются посредством критериального управления, а задачи оперативного финансового менеджмента – с помощью непрерывного управления по отклонениям, реализующего принцип обратной связи.

Следует отметить, что управление по отклонениям не только обеспечивает решение задач оперативного финансового  менеджмента, но и способствует достижению целей стратегического финансового  менеджмента, ограничивая отклонение фактических результатов деятельности банка от плановых. При этом эффективность управления по отклонениям зависит от точности оценки текущего состояния банка и последствий принятых управленческих решений, что принято связывать с информационной прозрачностью кредитной организации.

Для повышения информационной прозрачности банков в сочетании с другими  известными средствами широко применяется  финансовый мониторинг - непрерывный  систематический контроль (наблюдение) финансового состояния и результатов  деятельности. Клиенты кредитных  организаций также рассматриваются  в качестве объектов финансового  мониторинга.

Реализация мер, направленных на повышение  информационной прозрачности кредитных  организаций, при осуществлении  финансового мониторинга может стать причиной возникновения правовых и иных коллизий. Наглядным примером является ситуация, связанная с созданием Бюро кредитных историй: действующая нормативная база позволяет, аргументируя требованиями сохранения коммерческой и банковской тайны, оспаривать в судебном порядке допустимость обмена информацией, составляющей кредитную историю клиента, между Бюро кредитных историй и банками.

По оценкам специалистов, перспективы  развития банковской системы в ближайшие  годы могут быть следующими:

  • в связи с необходимостью соблюдения высших интересов страны (поддержание экономического суверенитета) далее будут видоизменяться взаимоотношения государства и банков;
  • сохранится и будет развиваться разделение банков по территориальным направлениям деятельности (процесс банковской территоризации);
  • будет    активизироваться    процесс    трансформации    банковского    капитала    вследствие    диверсификации    и перенацеливания основной деятельности банков на иные (товарные) рынки;
  • усилится стремление предприятий к выходу на финансовый рынок в качестве потребителей;
  • предприятия промышленности будут серьезно нуждаться в квалифицированном управлении их активами (финансовый менеджмент клиента), а финансово-кредитные учреждения - в банковском менеджменте, особенно в части управления экономическими процессами в банке;
  • спрос на банковские продукты в обозримом будущем не будет удовлетворен; при этом возникнут новые для отечественного банковского рынка секторы;
  • удельный вес банковских продуктов, связанных с коммерческими услугами фирмам и населению, значительно возрастет;
  • появится тенденция к слиянию и поглощению капиталов на разных сегментах (финансовом и товарном) российского рынка, ведущим к структурным экономическим сдвигам (например, транспортная инфраструктура и телекоммуникации финансового рынка);
  • интеграция банковских объединений в наступающем году не будет играть ведущей роли на финансовом рынке, так как в существующих условиях невозможно управлять текущей ликвидностью дочерних банков из центра;
  • усилится регулирование деятельности банков; возможно введение порядка перечисления расчетной прибыли Центрального банка России в бюджет, что, в свою очередь, дополнительно ужесточит требования к банкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Положение Банка России от 28.08.1997 г. № 509 "Об организации внутреннего  контроля в банках" (в ред. Указаний ЦБ РФ от 30. 11. 98 № 427-У, от 01. 02. 99 № 493-У).
  2. Инструкция Банка России от 01. 10. 97 № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" (в ред. Указаний ЦБ РФ от 27. 05. 1999 № 567-У, от 13. 07. 1999 № 607-У, от 01. 09. 1999 № 635-У, от 24. 09. 1999 № 644-У, от 02. 11. 1999 № 671-У, от 12. 05. 2000 № 789-У, от 28. 09. 2000 № 832-У).
  3. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М, Финансы и статистика. – М., 2006. – С. 416.
  4. Балабанов И. Т. Риск – Менеджмент. – М., 2003. – С. 196.
  5. Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. – М., 2006. – С. 576.
  6. Батракова Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: Учебник для вузов. – М., 2005. – С. 344.
  7. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. – Киев, 1999. – Т. I. – С. 591.
  8. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. – Киев, 1999. Т. П. – С. 512.
  9. Бор 3. М., Петренко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. – М., 2005. – С. 208.
  10. Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. – М., 2006. – С. 192.
  11. Кох Т. У. Управление банком. – М., 2005. Ч. 1. – С. 496.
  12. Купчинский В. А., Улинич А. С. Система управления ресурсами банка. – М., 2006. – С. 224.
  13. Маслеченков Ю. С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. – М., 2003. – С. 160.
  14. Роуз, Питер С. Банковский менеджмент. – М., 2002. – С. 768.
  15. Севрук В. Т. Банковские риски. – М., 2005. – С. 72.
  16. Спицын И. О., Спицин Я. О. Маркетинг в банке. – Киев, 2006. – С. 656.
  17. Тен В. В., Герасимов Б. В. Докунин А. В. Управление активами банка на основе оптимизационных методов. – М., 2005. – С. 84.
  18. Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М., 2003. – С. 144.
  19. Уткин Э. А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. – М., 2006. – С. 272.
  20. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Стояновой Е. С. – М., 2005. – С. 574.
  21. Челноков В. А. Банки и банковские операции. Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: Учебн. Для вузов. – М., 2006. – С. 272.
  22. Шеремет А. Д., Щербакова Г. Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. – М., 2006. – С. 256.

1 Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. – М., 2006. – С. 9.

2 Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. – М., 2006. – С. 10.

3 Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. – М., 2006. – С. 13.

4 Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. – М., 2006. – С. 15.

5 Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. – М., 2006. – С. 27.

6 Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. – М., 2006. – С. 35.

7 Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. – М., 2006. – С. 133.

8 Иода Е. В., Унанян И. Р. Банковский менеджмент: Учеб. пособие / Под общей ред. Иода Е. В. Тамбов. – М., 2006. – С. 135.

9 Маслеченков Ю. С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. – М., 2003. – С. 52.

10 Севрук В. Т. Банковские риски. – М., 2005. – С. 34.

11 Усоскин В. М. Современный коммерческий банк: управление и операции. – М., 2003. – С. 74.

12 Роуз, Питер С. Банковский менеджмент. – М., 2002. – С. 382.

 


Информация о работе Банковский менеджмент как система управление кредитной организацией