Бюджет России и его роль в социально - экономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.....

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Бюджетная политика в современной экономике. Функции бюджета……………………………………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...11
1.2.1 Понятия бюджетной системы, бюджетного устройства ………...11
1.2.2 Принципы построения бюджетной системы РФ………………….13
1.2.3 Бюджетная классификация…………………………………………17
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач……………….……………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов бюджета РФ………….23
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ ………………………..28
2.3 Анализ расходов федерального бюджета РФ……………………….29
Глава 3. Бюджетная политика РФ и направление ее совершенствования
3.1 Направления реализации бюджетной политики в РФ……………...32
3.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложения…………………………………………………………………...…44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

В структуре бюджета  большое место занимает финансирование приоритетных национальных проектов (ПНП) на 2012 - 2014 годы предусматриваются расходы в сумме 1120,4 млрд. рублей. В  2012   году  указанные расходы по сравнению с 2011 годом предусматривается увеличить на 12,9 млрд. рублей, или на 2,9 %. В частности расходы на реализацию ПНП «Здоровье» в федеральном бюджете на 2012 - 2014 годы предусматриваются 352,1 млрд. рублей, на   2012 год увеличиваются на 9,8 млрд. рублей, или на 7,3 %, по сравнению с 2011 годом; а на 2013 - 2014 годы по сравнению с 2012 годом уменьшаются на 41,2 млрд. рублей и на 41,4 млрд. рублей, или на 28,4 % и 28,6 % соответственно, что обусловлено осуществлением с 2013 года ряда мероприятий за счет средств обязательного медицинского страхования. На реализацию ПНП «Образование» в федеральном бюджете на 2012  - 2014 годы предусматривается 99,0 млрд. рублей, в том числе на  2012 год  – 41,6 млрд. рублей расходы на 2012 год уменьшаются на 0,1 млрд. рублей, или на 0,3 %, по сравнению с 2011 годом, что обусловлено завершением мероприятий по совершенствованию организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, на 2013 год – 37,2 млрд. рублей, на 2014 год – 20,3 млрд. рублей.

Проведем сравнительный  анализ исполнения федерального бюджета  за 2010 год и итоги его исполнения по основным экономическим показателям (табл. 1), и проекта федерального бюджет  на 2012 год и плановый период 2013-2014 г.г.

Макроэкономические показатели

Исполнение федерального бюджета за 2010 год

Предварительная оценка  исполнения ФБ за 2011 год.

Доходы, млрд. руб.

8305,4

11352,2

Расходы, млрд.руб.

10117,4

10935,7

ВВП, млрд. руб.

44939,2

54369,1

Уровень инфляции (потребительских  цен),%

 

8,8%

 

6,1%

Дефицит, профицит, (-,+) млрд. руб.

-1812,0

+416,5


Как видно из табл. 1, почти все  макроэкономические показатели превысили  уровень исполнения бюджета 2011 к  итогам исполнения бюджета за 2010 год., таким образом, доходы увеличились  на 3046,8 млрд. рублей прирост составил – 36,7% по сравнению с 2010 годом, и по отношению к объему ВВП в 2011 году составили 20,9 %, что на 2,4 процентного пункта выше уровня 2010 года (18,5 %); расходы увеличились на 818,3 млрд. рублей и прирост составил 8,1%, ВВП увеличился на – 21%, уровень инфляции (потребительских цен) снизился – на 2,7%, бюджет 2010 года был исполнен с дефицитом (превышение расходов над доходами) и составил -1812,0 млрд. рублей, а в 2011 году федеральный бюджет исполнен с профицитом (превышением доходов над расходами) и составил 416,5 млрд. рублей, что явилось одним из основных факторов снижения инфляции. 

Законом «О Федеральном  бюджете на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов»  запланированы показатели на следующем уровне (табл.2):

Макроэкономические показатели

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы, млрд. руб.

11779,8

12705,9

14091,8

Расходы, млрд.руб.

12656,4

13730,6

14582,9

ВВП, млрд. руб.

58683,0

64803,0

72493,0

Уровень инфляции (потребительских  цен), %

6,0 %

5,5 %

5,0 %

Дефицит,  млрд. руб.

-876,6

-1024,7

-491,1


С учетом того, что в 2012 – 2014 годах планируется превышение расходов федерального бюджета над  доходами, следовательно и утвержден  дефицит федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

 

2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ

Состав и структура доходов  федерального бюджета РФ на 2010 и 2011 годы (см. приложение 3, табл.3).

Как видно из бюджетов на 2010 и 2011 годы главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые и  неналоговые доходы – 18,5 %  и 20,8% от ВВП в 2010 и 2011 годах соответственно. Наиболее весомыми показателями являются налог на добавленную стоимость и доходы от внешнеэкономической деятельности, которые достигают больше половины всех доходов, поступающих в бюджет.

На формирование доходной части федерального бюджета в 2011 году повлияли следующие изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах:

изменение ставок акцизов на табачные изделия; увеличение размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий; введение специфической ставки вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен. Кроме того, при формировании объема доходов федерального бюджета были учтены изменения бюджетного законодательства в части увеличения норматива зачисления в федеральный бюджет дохода от уплаты НДПИ на нефть и газовый конденсат с 95 % до 100 %, фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов с 50 % до 75 %, зачисление в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда. При определении объема доходов федерального бюджета учтены изменения бюджетного законодательства, повлиявшие на изменение нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, на увеличение доходов федерального бюджета оказало влияние изменение структуры налоговой базы по НДС, налогу на прибыль организаций, акцизам и ввозной таможенной пошлине.

 Наибольшее увеличение поступлений налоговых доходов в 2011 году по сравнению с показателями 2010 года, составило по налогу на добавленную стоимость - на 738,6 млрд. рублей, или на 29,6%, вследствие улучшения администрирования НДС, увеличения налогооблагаемых объемов импорта товаров.

Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания таможенных пошлин – на 1543,5 млрд. рублей или на 49,4%, в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, на товары, выработанные из нефти и ростом экспорта товаров, выработанных из нефти.

Вывод. Практически по всем основным показателям доходов  произошло повышение поступлений  в 2011 году по сравнению с аналогичными показателями прошлого года.

 

2.3 Анализ расходов  федерального бюджета РФ

Состав и структура расходов федерального бюджета РФ за 2010 и 2011 годы (см. приложение 4, табл.4)

Первое место в расходах федерального бюджета занимают непроцентные расходы, в 2010 году они составили 9922,4 млрд.рублей или 22,1 % от ВВП, а в  2011 году 10673,0 млрд.рублей, или 19,6%, в целом в доле к ВВП произошло снижение на 2,5 процентных пункта. Основной причиной роста непроцентных расходов являлось финансирование дополнительных антикризисных расходов.

Процентные расходы  в 2011 году по сравнению с 2010 годом  увеличились на 67,7 млрд. рублей или на 34,7%, это расходы на обслуживание внутренних и внешних долговых обязательств.

В федеральном бюджете отражаются такие расходы как,  общегосударственные, на оборону и международную деятельность, на фундаментальные научные исследования, на правоохранительную деятельность, на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Существенный объем  средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно четверть всех бюджетных расходов.

Следующее место и  немаловажное занимают расходы на национальную экономику, ЖКХ, охрану окружающей среды, образование, культуру, кинематографию, здравоохранение в 2010 году они составили – 5,3% к ВВП, а в 2011 году – 6,1 % к ВВП. Расходы на социальную политку, в 2011 году составили 3128,5 млрд. рублей или 5,8 % к ВВП. Наиблольшую долю в общем объеме расходов федерального бюджета за 2010 год составляли расходы на безвозмездные перечисления бюджетам других уровней - 4135,9 млрд.рублей, или 9,2% к ВВП, в основном это связано с оказанием государственной поддержки в 2010 году субъектам Российской Федерации в рамках реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации, покрытием дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации, обеспечением жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; в 2011 году этот показатель ниже и составил 1,2% к ВВП.

По итогам 2010 года федеральный  бюджет был исполнен с дефицитом, а в 2011 году с профицитом и составил 416,5 млрд. рублей,  в какой-то мере удалось достичь предкризисного показателя доходов, что планировалось  к 2014 году.

Рассмотрев основные источники расходов следует помнить, что расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств.

Вывод. Исполнение федерального бюджета в 2010 году осуществлялось в условиях дефицита федерального бюджета и продолжающегося мирового финансового кризиса, который оказал негативное влияние на динамику основных характеристик федерального бюджета.

Так как федеральный бюджет является ведущим звеном финансовой системы и в нем объединяются главные доходы и расходы государства, то, на мой взгляд, важно проследить основные источники этих доходов и расходов.

Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы можем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал.

 Анализ расходной  части дает нам картину тех  необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

 

Глава 3. Бюджетная политика РФ и  направление ее совершенствования

 

3.1 Направления реализации  бюджетной политики в РФ

 

В 2011 году совокупные расходы бюджетов всех уровней в расчете на душу населения превысят 8 588 тыс. рублей. Фактически за эти средства общество «приобретает» у государства общественные услуги – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, регулирование экономики, гарантии безопасности и правопорядка, защиту внешнеполитических интересов, гражданских прав и свобод и все то, что не может быть предоставлено рынком и оплачено каждым гражданином по отдельности. Граждане и как налогоплательщики, и как потребители общественных услуг должны быть уверены в том, что передаваемые ими в распоряжение государства средства используются прозрачно и эффективно, приносят конкретные, по возможности измеримые результаты как для общества в целом, так и для каждой семьи, для каждого человека. Предпосылки для решения этой стратегической задачи были заложены в первой половине 2000х годов восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы путем: разграничения расходных обязательств и ликвидации «необеспеченных мандатов», общий объем которых в 1,6 раза превышал возможности бюджетной системы; создания Стабилизационного фонда, обеспечивающего «подушку безопасности» в случае снижения экспортных цен на нефть и сдерживание инфляции в условиях увеличения денежного предложения вследствие дополнительных доходов от экспорта в случае высоких цен на нефть; стабильного закрепления доходных источников за бюджетами разных уровней и введения объективных критериев распределения межбюджетных трансфертов; развития системы Федерального казначейства, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов в соответствии с едиными стандартами и процедурами. Это позволило обеспечить прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетов, оперативность и достоверность бюджетной отчетности. Установился жесткий и действенный контроль за принятием и исполнением бюджетных обязательств. Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины – основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно – необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.

В 2004–2006 годах были сделаны первые шаги по решению этой стратегической задачи.

В 2006 году федеральный  бюджет впервые стал составной части 3–летнего перспективного финансового  плана, что позволило заложить основы для перехода к утверждению бюджета  на три года.

При подготовке бюджетов всех уровней используются реестры расходных обязательств, которые позволяют четко определить состав и объемы действующих обязательств.

Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетного учета и бюджетной классификации, обеспечивающая государственным органам удобство управления финансовыми ресурсами для достижения необходимых результатов и позволяющая внешним потребителям получить необходимую информацию о направлениях расходования средств.

Завершающим этот этап реформирования бюджетного процесса стало принятие в начале 2007 года поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, при формировании проектов федерального бюджета предшествующих лет.

Принятые поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривают: переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период (в режиме «скользящей трехлетки»); выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различающихся правовым статусом и отражением в бюджете; изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности; введение в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий и иных характеристик непосредственных результатов использования бюджетных средств, таких как обоснования бюджетных ассигнований; расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом, общих позиций по детализации, интеграции бюджетной классификации и бюджетного учета и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов; создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов; обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета; создание условий для возникновения организаций новых организационно–правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети; уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий Законодательное закрепление этих изменений создаст новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней.

Информация о работе Бюджет России и его роль в социально - экономическом развитии