Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:59, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.....
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Бюджетная политика в современной экономике. Функции бюджета……………………………………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...11
1.2.1 Понятия бюджетной системы, бюджетного устройства ………...11
1.2.2 Принципы построения бюджетной системы РФ………………….13
1.2.3 Бюджетная классификация…………………………………………17
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач……………….……………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов бюджета РФ………….23
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ ………………………..28
2.3 Анализ расходов федерального бюджета РФ……………………….29
Глава 3. Бюджетная политика РФ и направление ее совершенствования
3.1 Направления реализации бюджетной политики в РФ……………...32
3.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложения…………………………………………………………………...…44
Начиная с 2008 года федеральный бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета. Бюджетирование по результатам предполагает повышение ответственности и расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по управлению финансами в целях достижения запланированных результатов. Такое расширение полномочий в рамках выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Для повышения эффективности достижения запланированных результатов федеральным органам исполнительной власти необходимо сосредоточить усилия на повышении качества финансового менеджмента.
Вывод. Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.
3.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2012–2014 годы и дальнейшую перспективу
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.
Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.
Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2012–2014 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:
- превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
- дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
- обеспечение исполнения расходных обязательств;
- проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
- переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
- применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;
- повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;
содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Бюджет 2012–2014 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.
Вывод. Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Заключение
Основная задача бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства (Приложение 5. рис.3).
Федеральный бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов соответствует этому требованию, обеспечивая:
- достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:
- сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;
- повышении прожиточного
минимума трудоспособного
- повышении прожиточным минимумом пенсионера в 1,75 раза;
- увеличении объема вводимого жилья с 1,5 до 2,9 раза по сравнению с 2009 годом, устойчивый рост для экономики, характеризующийся:
- сохранением темпов экономического роста на уровне 6% ВВП;
- увеличением инвестиций в основной капитал более чем в два раза;
- ростом прямых иностранных инвестиций в долларовом выражении в полтора раза;
уверенность в будущем для страны, выражающуюся в:
- увеличении средней
ожидаемой продолжительности
- повышении коэффициента рождаемости;
- снижении смертности ;
- поддержании высокого научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;
- диверсификации промышленности
и повышении доли
- обеспечении национальной безопасности и готовности к отражению внешних и внутренних угроз.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список литературы:
11. Деньги. Кредит. Банки: - СПб.: Питер, 2007 – (Серия «Учебник для вузов»).
12. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ. Учебник – М.: Юрайт-Издат, 2006
13. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы. М., ЮНИТИ, 2000
14. Колпакова Г.М. Финансы. Денежн
15. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., Инфра-М, 2003
16. Под ред. В.М.Родионовой. Финансы. М., Финансы и статистика, 2003
17. Сабанти Б.М. Теория финансов, М., Менеджер, 1998
18. Фисенко М.К., Теория финансов, Мн, Высшая школа, 1998
19. Янднев М.И. Финансы регионов. М., Финансы и статистика, 2002
20. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, 2008
21. Экономика. Учебное пособие.- М.: КИОРУС, 2006
22. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ – М.: Финансы и статистика, 2001.
23. Медведков С. Экономическая политика и банковская система. Вопросы экономики. – 2005
24. Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб.-метод. Пособие, Под. Ред. Кочеткова С.В.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.-208 с.
25. Экономическая теория: учебник. Под ред.А.И. Добрынина. М:. 2005
26. Периодическая печать:
а) газеты «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Российская газета» и др.
б) журналы: «Финансы».
27. Ссылки на страницы используемые в глобальной сети INTERNET:
http://www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации:
- отчетность об исполнении Федерального бюджета;
http://www.budgetrf.ru – Бюджет Российской Федерации:
- Бюджетная система РФ;
Приложение 1
Приложение 2
Рис.2 Классификация расходов бюджета РФ
Приложение 3
Табл.3 Доходы федерального бюджета за 2010 год и предварительная оценка 2011 года
Показатели |
млрд.рублей |
% ВВП | ||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
ДОХОДЫ, всего |
8305,4 |
11352,2 |
18,5% |
20,9% |
Налоговые и неналоговые доходы |
8304,9 |
11322,6 |
18,5 |
20,8 |
Налоговые доходы |
4401,9 |
5971,5 |
9,8% |
11 % |
в том числе |
||||
Налоги на прибыль |
255,0 |
342,6 |
0,6 |
0,6 |
НДС |
2498,2 |
3236,8 |
5,6 |
5,9 |
Акцизы |
144,0 |
278,4 |
0,3 |
0,5 |
Прочие налоговые доходы |
1504,7 |
2113,7 |
3,3 |
3,9 |
Неналоговые доходы |
3903,0 |
5351,1 |
8,7 |
9,9 |
В том числе |
||||
Таможенные пошлины |
3121,2 |
4664,7 |
7,0 |
8,6 |
Прочие неналоговые доходы |
781,8 |
686,4 |
1,7 |
1,3 |
Безвозмездные поступления |
0,3 |
29,0 |
0 |
0 |
Доходы от приносящей доход деятельности |
0,2 |
0,6 |
0 |
0 |
Информация о работе Бюджет России и его роль в социально - экономическом развитии