Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:59, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.....
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Бюджетная политика в современной экономике. Функции бюджета……………………………………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...11
1.2.1 Понятия бюджетной системы, бюджетного устройства ………...11
1.2.2 Принципы построения бюджетной системы РФ………………….13
1.2.3 Бюджетная классификация…………………………………………17
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач……………….……………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов бюджета РФ………….23
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ ………………………..28
2.3 Анализ расходов федерального бюджета РФ……………………….29
Глава 3. Бюджетная политика РФ и направление ее совершенствования
3.1 Направления реализации бюджетной политики в РФ……………...32
3.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложения…………………………………………………………………...…44
Дальнейшая детализация
доходов бюджетов осуществляется в
разрезе соответствующих статей
и подстатей. Код вида доходов
бюджетов включает в себя следующие
элементы доходов: федеральный бюджет;
бюджет субъекта РФ; бюджеты внутригородских муници
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач. Структура классификации расходов представлена в виде трех составных частей:
Разделы детализированы ста подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Например, в рамках раздела «образование» бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела «Образование» классификации расходов.
Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах соответствующих разделов и подразделов классификации расходов. В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела «образование», можно назвать «Детские дошкольные учреждения», «Школы-интернаты» а также расходы на реализацию федеральных целевых программ, например расходы на организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование".
Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов, так и по целевым программам расходов бюджетов.
Перечень и коды видов
расходов утверждаются в составе
ведомственной структуры
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Код классификации источников финансирования дефицита бюджета включает:
1) код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;
2) коды группы, подгруппы,
статьи и вида источников
3) код классификации
операций сектора
Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:
- Доходы;
- Расходы;
- Поступление нефинансовых активов;
- Выбытие нефинансовых активов;
- Поступление финансовых активов;
- Выбытие финансовых активов;
- Увеличение обязательств;
- Уменьшение обязательств.
1.3 Федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
Основные функции управления
государством возложены на центральные
органы власти. Для выполнения ими
их обязанностей, для финансового
обеспечения
Через федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и
Средства федерального бюджета
являются главным источником финансирования
структурной перестройки
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Вывод. Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в отраслях с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями.
Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов бюджета РФ
Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все доходы государства от способа извлечения могут быть объединены в 2 группы:
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы,
перечень и ставки которых
определяются налоговым
2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3) государственная пошлина
в соответствии с
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) доходы от использования
имущества, находящегося в
2) доходы от продажи
имущества, находящегося в
3) часть прибыли унитарных
предприятий, созданных
4) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
5) доходы от внешнеэкономической деятельности;
6) доходы от реализации
государственных запасов и
Структура доходной части бюджета непостоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности — при проведении приватизации.
Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. За счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.
Расходы бюджета – это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы на рис.2 (Приложение 2).
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
Начиная с 2008 года Госдумой РФ принимается трехлетний бюджет, рассчитанный на среднесрочную перспективу в три года. В соответствии со ст.170 Бюджетного кодекса РФ президент Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Бюджетное послание, которое содержит основные принципы и направления бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года. Закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» № 371-ФЗ принят 30 ноября 2011 года.
Главной особенностью трехлетнего бюджета является сближение уровня доходов и расходов.
На 2012 год утвержден объем валового внутреннего продукта (ВВП) в размере 58683,0 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета в 2012 году составят 11779,8 млрд. рублей (20,1% к ВВП), расходы бюджета в 2012 году запланированы на уровне 12656,4 млрд. рублей (21,6% к ВВП), прогнозируемый дефицит федерального бюджета в сумме 876,6 млрд. рублей (1,5% к ВВП).
Этот бюджет – дефицитный, нам не хватает почти 1 триллиона рублей. Что это за дефицит? В данном случае сравним этот бюджет с бюджетом 2008 года, последнего года перед кризисом, года наибольших доходов. Если сравнить доходы бюджета 2011 и доходы 2008 года, то в сопоставимых ценах это означает, что нам не хватает примерно 29%. Между тем обязательств бюджета, тех обязательств, которые приняло на себя государство, на 7,4% больше. Таким образом получается около 40% разницы между бюджетами 2008 и 2011 годов. Вот это и называется дефицит бюджета. Но хочеться отметить, что если бюджет 2008 года был исполнен с профицитом, т.е. с превышением доходов над расходами на 1705,0 млрд. рублей, а 2009 год исполнен с дефицитом, т.е. с превышением расходов над доходами на 2322,3 млрд. рублей, то уже дефицит в 2010 году снизился и составил – 1812 млрд. рублей, а 2011 год был исполнен с прфицитом на 416,5 млрд. рублей, что характеризует положительную динамику выхода из мирового финансового кризиса.
Информация о работе Бюджет России и его роль в социально - экономическом развитии