Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:40, курсовая работа
В настоящее время в российской экономике действуют наряду с неплатежеспособными предприятиями и вполне благополучные, финансово-состоятельные хозяйствующие субъекты, которые смогли прогрессивно воспринять перемены, направленные на многоукладность экономики, широкий спектр форм собственности, неизбежность опережающего наращивания качества и номенклатуры товаров для широкого потребительского спроса.
8
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в российской экономике действуют наряду с неплатежеспособными предприятиями и вполне благополучные, финансово-состоятельные хозяйствующие субъекты, которые смогли прогрессивно воспринять перемены, направленные на многоукладность экономики, широкий спектр форм собственности, неизбежность опережающего наращивания качества и номенклатуры товаров для широкого потребительского спроса.
Уже на первом этапе трансформации российской экономики стало ясно, что при прочих равных условиях шансы предприятия на успех резко возрастают, если оно использует грамотную политику управления внутренними ресурсами. Каждое предприятие обладает определенным капиталом, за счет которого оно и получает основную долю прибыли. Ошибки, связанные с вложением капитала неизбежно приводят к потере финансовой устойчивости и даже банкротству.
Планирование оказывает непосредственное влияние на уровень активизации деятельности руководства и аппарата управления. Высокое качество разработанных программ, особенно с помощью ПК и экономико-математических методов, их строгая увязка по всем подразделениям организации и цехов, согласованность с располагаемыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами позволяет наиболее эффективно управлять предприятием.
Одним из наиболее эффективных методов планирования различных сторон функционирования предприятия является бюджетирование. Бюджетирование является новым для российских специалистов методом финансового управления предприятием. Бюджетирование - это процесс планирования будущих операций фирмы и оформления его результатов в виде системы бюджетов. Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем, финансовые потребности фирмы, себестоимость производимой продукции и, тем самым, повысить конкурентоспособность предприятия.
В последнее время вопросы, связанные с использованием процесса бюджетирования на предприятиях стали наиболее актуальным. Причиной такого положения стало необходимость планирования деятельности предприятия, в условиях постоянно изменяющегося рынка, к тому же с помощью составленных бюджетов руководству предприятия в дальнейшем легче находить резервы для расширения и улучшения производства, а также если что-то пошло не так в деятельности, то на основе бюджетов можно выделить данные причины.
Значение бюджетирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;
служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Методология бюджетирования предназначена для организации системы анализа и планирования денежных потоков, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия, которая позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль над поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.
Главной целью данной курсовой работы является непосредственно разработка основного бюджета организации на основании, которого в дальнейшем предполагаемое предприятие может стабильно функционировать.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить ряд таких задач как:
изучить основные термины, связанные с бюджетированием предприятием;
рассмотреть процесс составления основных бюджетов предприятия;
составить непосредственно на основании полученных данных все представленные формы бюджетов в методической рекомендации;
рассмотреть представленный теоретический вопрос «Формы и виды финансирования организации».
Таким образом, с помощью разработки основного бюджета организации, который состоит из ряда других как бюджет продаж, бюджет производства и так далее, руководство предприятия может непосредственно может распланировать все свою деятельность на будущее и тем самым сбалансировать производство и реализацию продукции.
1. РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИОННЫХ И ФИНАНСОВЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Разработка бюджета продаж и бюджета ожидаемых поступлений денежных средств от реализации продукции
Составление бюджета продаж является первым шагом в процессе планирования финансовых результатов методом бюджетирования. бюджет продаж отражает помесячные или поквартальные объемы продаж в натуральных или стоимостных показателях, а так же денежных потоков от продаж. Бюджет оставляется с учетом прогнозного спроса на продукцию организации и определения прогнозной величины выручки от реализации.
План продаж продукции рассчитывается по формуле:
где Qпл –прогноз объема продаж, руб.;
Qi – объем реализуемой продукции i- го вида в натуральных единицах;
Pi – прогнозируемые отпускные цены единицы i-го продукции, руб.
n – количество видов продукции.
В курсовой работе плановый объем продаж за год распределяется по кварталам в следующем процентном соотношении:I кв. – 22%,II кв – 25%,III кв – 30%, IV кв. – 23%. Данные по прогнозируемому объему продаж и цене реализации оформляется в таблице 1.
Таблица 1
Бюджет продаж
Показатели | Квартал | Итого за год | |||
I | II | III | IV | ||
Объем продаж, тыс. ед. | 6,16 | 7 | 8,4 | 6,44 | 28 |
Цена продаж (реализации) ед. изделия | 129 | 129 | 129 | 129 | 129 |
Общий объем продаж, тыс. руб. | 794,64 | 903 | 1083,6 | 830,76 | 3612 |
Из выше приведенной таблицы 1 видно, что больший объем продаж предполагается в 3 квартале, это может быть связанно с тем, что в данный период времени предполагается больший спрос на выпускаемую продукцию предприятия, то есть, например данное предприятие выпускает продукцию, потребляемую в данном сезоне наиболее активно.
План поступления денежных средств разрабатывается с учетом предоставленной отсрочки платежа за отгруженную продукцию, сложившуюся в прошлые годы, или согласно данным договоров продаж на планируемый период.
Например, остаток дебиторской задолженности на конец отчетного года подлежит погашению в I квартале планируемого периода, который указан в исходных данных.
При составлении бюджета продаж исходя из предложения, что 70% квартальных продаж оплачиваются в квартале продаж и 28% - в следующем, оставшиеся 2% представляются нереальными для взыскания и списания дебиторской задолженности.
Задолженность на конец IV квартала является одновременно остатком дебиторской задолженности на конец года.
Таблица 2
Бюджет ожидаемых поступлений денежных средств
от реализации продукции, тыс. руб.
Показатели | Квартал | Итого за год | |||
I | II | III | IV | ||
Остаток дебиторской задолженности на начало планового периода (I кв.), тыс. руб. | 10,34 |
|
|
| 10,34 |
Продажи первого квартала | 556,248 | 222,499 |
|
| 778,75 |
Продажи второго квартала |
| 632,1 | 252,84 |
| 884,94 |
Продажи третьего квартала |
|
| 758,52 | 303,41 | 1061,9 |
Продажи четвертого квартала |
|
|
| 581,53 | 581,53 |
Общие поступления денежных средств | 566,588 | 854,599 | 1011,4 | 884,94 | 3317,5 |
Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж.
1.2. Разработка операционного бюджета производства продукции
Результаты расчетов бюджета производства продукции в натуральных показателях в таблице 3.
При этом необходимо учесть что план производства в натуральных показателях является основой для дальнейших расчетов прямых затрат на производство и денежных расходов на приобретение материалов (производственных запасов).
Количество единиц изготовляемой продукции в планируемом периоде (Ки.п.п.) определяется по формуле:
Ки.п.п.=Ор.п.п.+Зп.к.п.-Зп.н.
где Ор.п.п. – объем реализуемой продукции в планируемом периоде, единиц;
З п.к.п. – запас продукции на конец планируемого периода, единиц;
З. п.н.п. – запас продукции на начало планируемого периода, единиц.
Таблица 3
Бюджет производства в натуральных показателях
Показатели | Квартал | Итого за год | |||
I | II | III | IV | ||
Запланированные продажи единицы продукции, тыс. ед | 6,16 | 7 | 8,4 | 6,44 | 28 |
Желаемый запас готовой продукции на конец периода, единиц | 0,49 | 0,56 | 0,67 | 0,52 | 2,24 |
планируемый запас готовой продукции на начало периода | 0,616 | 0,7 | 0,84 | 0,644 | 2,8 |
Количество единиц продукции, подлежащих изготовлению | 6,034 | 6,86 | 8,23 | 6,316 | 27,44 |