Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание

Поэтому в работе и будут рассмотрены вопросы, связанные с бюджетом: проблема эффективного построения структуры доходов расходов федерального бюджета, анализ его исполнения за предыдущие годы и причины плохой собираемости налогов, а так же предложения по реформированию бюджетно-налоговой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………………………….4
.Анализ статей доходов бюджетной системы РФ………………………
. Анализ статей расходов бюджетной системы РФ……………………

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 2008-2010 гг.

2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг.

2.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг.

2.3 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………………
Анализ плановых мероприятий по развитию бюджетной системы РФ…………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Анализ бюджетной системы РФ..doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  РФ………………………………………………………………………………….4

    1. .Анализ статей доходов бюджетной системы РФ………………………
    2. . Анализ статей расходов бюджетной системы РФ……………………

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 2008-2010 гг.

2.1 Методы финансирования  бюджетного дефицита  в экономически  развитых странах  в 2008-2010 гг.

2.2 Бюджетный дефицит  РФ в 2008-2010 гг.

2.3 Прогнозы бюджетного  дефицита в РФ

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………………

  1. Анализ плановых мероприятий по развитию бюджетной системы РФ…………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Как отмечает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, экономическая  ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной. Неблагоприятными являются характеристики всех основных индикаторов общехозяйственной конъюнктуры: продолжается падение промышленного производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных предприятий, высокий уровень ставки банковского процента блокирует инвестиционную активность производителей. Одним из наиболее тревожных проявлений деградации производственной сферы российской экономики является положение аграрного сектора. В экономике страны продолжает нарастать кризис неплатежей, а это, прежде всего, результат пассивного отношения государства к экономике предприятий, в том числе отказа от политики государственного протекционизма российских товаропроизводителей.

     Критическое состояние материального производства, в котором была занята подавляющая  часть населения России, вызвало  глубокие социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение нормальных пропорций  формирования денежных доходов населения, происходящее на фоне все более обостряющейся проблемы невыплаты заработной платы. Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из федерального бюджета не обеспечивает даже минимальных потребностей этих социально значимых областей, в которых из-за этого также сложилась сложная ситуация.

     Мало  кто сейчас станет отрицать, что  эти и многие другие проблемы, прежде всего связаны с неудовлетворительным функционированием бюджетно-финансового  механизма Российской Федерации. Так, в бюджете до сих пор нет определенной линии инвестиционной политики, не выделены приоритетные отрасли для развития (либо выделены, но их не придерживаются), без чего невозможно становление экономики страны. Красивые слова по поддержке социального сектора в большинстве случаев так и остаются только на бумаге.

     Однако  рассматривая бюджет, мы видим, что  основная проблема здесь не только в нерациональном построении структуры  распределения отдельных статей, но прежде всего в простой нехватке денежных средств в результате недоисполнения доходной части бюджета. Таким образом, ключом к успешному проведению реформы в России, по существу, является успешное построение, организация и исполнение доходной части бюджета РФ. Действительно, именно из-за не в полной мере выполненной доходной части правительство вынуждено сокращать расходы бюджета, в том числе и на культуру, медицинское страхование. Это же и является причиной задержек выплаты пенсий, пособий, денежного довольствия и заработной платы в бюджетных организациях.

Поэтому в работе и будут рассмотрены вопросы, связанные с бюджетом: проблема эффективного построения структуры доходов расходов федерального бюджета, анализ его исполнения за предыдущие годы и причины плохой собираемости налогов, а так же предложения по реформированию бюджетно-налоговой системы государства. 

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  РФ

    1. Анализ статей доходов бюджетной системы РФ
 

     Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

     Федеральные, региональные и местные органы государственной  власти и управления посредством  бюджетных отношений получают в  свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

  • Федеральный бюджет РФ;
  • бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
  • местные бюджеты.

     Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

     Сегодня бюджетная система России состоит  из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных  бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

     Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным  Собранием (принимается Государственной  Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов (см. приложение 1):

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

     Из  неналоговых же доходов основными  являются следующие виды (см. приложение 2):

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

     В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов  бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т. е. вопрос бюджетного федерализма. Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений между органами власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих принципах:

  • самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления их использования и расходования; недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней; право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т. п.);
  • законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
  • соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
  • нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;
  • наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликта между различными уровнями власти и управления, достижения взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

     Как и любая система межбюджетных взаимоотношений, бюджетный федерализм должен удовлетворять требованиям социально-экономической эффективности, территориальной справедливости и политической стабильности. Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.

     Конкретные  формы реализации концепции бюджетного федерализма зависят от сочетания  двух взаимодополняющих тенденций  к конкуренции между региональными  органами власти на условном рынке  социальных услуг, с одной стороны, и к выравниванию условий этой конкуренции и обеспечению на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов с другой.

     Специфика бюджетного федерализма в современной  России состоит в том, что реформирование межбюджетных отношений происходит в сложных условиях переходного периода, когда еще не действуют в полную силу присущие рыночной экономике и демократическому государству механизмы. Как показывает мировой опыт, в кризисные периоды часто возникает соблазн централизовать экономическую и политическую власти.

     Действительно, в условиях унитарной бюджетной  системы центральное правительство, видимо, имело бы меньше ограничений  в проведении жесткой политики финансовой стабилизации. Однако в современных  условиях России усиление централизации бюджетно-налоговой системы затруднено.

 

       1,2 Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

      Экономическая сущность расходов бюджета проявляется  во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.

      Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Информация о работе Бюджетная система РФ