Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание

Поэтому в работе и будут рассмотрены вопросы, связанные с бюджетом: проблема эффективного построения структуры доходов расходов федерального бюджета, анализ его исполнения за предыдущие годы и причины плохой собираемости налогов, а так же предложения по реформированию бюджетно-налоговой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………………………….4
.Анализ статей доходов бюджетной системы РФ………………………
. Анализ статей расходов бюджетной системы РФ……………………

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 2008-2010 гг.

2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг.

2.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг.

2.3 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………………
Анализ плановых мероприятий по развитию бюджетной системы РФ…………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Анализ бюджетной системы РФ..doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

     После беспрецедентных по своим масштабам  антикризисных мер страна переходит  к более сбалансированной бюджетной  политике. К сожалению, бюджетный  дефицит еще очень высок. Чтобы  он не стал препятствием для развития, требуется его снижение. Такие же обязательства взяли на себя все ведущие страны мира.

     Расходы на социальные обязательства уменьшаться  не будут. Росту доходов для бюджета  способствуют увеличившиеся за три  последние года заказы атомной промышленности машиностроению по сравнению с 5-м годом – в 25 раз. Ресурсы будут использоваться не для латания дыр, а в целях модернизации экономики. Не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета будут направляться на поддержку повышения энергоэффективности экономики, развитие новых технологий. Произойдет избавление от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям. Управление избыточной собственностью требует много сил, времени, немало средств, нередко становится источником коррупции. Правительство приняло масштабный план приватизации крупных компаний. Главная цель приватизации – повысить эффективность этих компаний и привлечь в российскую экономику дополнительные инвестиции, а доходы от приватизации использовать, прежде всего, на модернизацию экономики.

     Социально-оборонный  сдвиг в структуре расходов будет  заменен на оборонно-социальный, если ориентироваться на недавние заявления  президента и премьер-министра России о необходимости осуществления за период 2011–2020 годов расходов в сумме 20 трлн. руб. на перевооружение армии, реконструирование и перепрофилирование оборонной промышленности, повышение денежного довольствия военнослужащих и обеспечение их жильем.

     В связи с исчерпанием в 2011 году Резервного фонда, финансирование этого «маневра» предполагается осуществлять за счет сокращения расходов и за счет роста налогообложения.

     Какими  же возможностями располагает правительство? Возможности по снижению расходов бюджета, даже с применением структурных маневров, довольно ограничены. Нельзя до бесконечности снижать расходы на экономику, человеческий капитал и трансферты регионам.

     Налоговая нагрузка в 2011 году должна увеличиться  на 3,4% ВВП. Судя по недавним заявлениям руководителей Министерства финансов России, для финансирования всех политических обещаний серьезный рост налоговой нагрузки необходимо будет продолжить. Однако рост налогов неминуемо приведет к снижению темпов экономического роста.

     При этом бюджетные проектировки на 2011–2013 годы содержат высокие риски неустойчивости и в связи с возможным снижением цен на углеводороды, и с риском более медленного, по сравнению с намеченными в макроэкономическом прогнозе, экономического развития и сокращением налоговой базы.

     Ранее Всемирный банк ожидал, что в 2011 г. бюджет будет сбалансирован, но рост социальных расходов нивелирует высокие  цены на нефть (в 2010-2011 гг. — $74-78/барр.).

     В 2011 году дефицит составит 1,814 триллиона  рублей (3,6% ВВП), в 2012 - 1,735 триллиона  рублей (3,1% ВВП) , в 2013 - 1,796 триллиона рублей (2,9% ВВП) .

     Ненефтегазовый  дефицит также увеличится: в 2011 году - до 11,7% ВВП , в 2012 году - до 10,9% ВВП , в 2013 году - до 10,4% ВВП.

     Увеличение  дефицита будет покрываться за счет роста заимствований РФ. Как сообщил  министр финансов РФ Кудрин, в 2011 году увеличение заимствований составит 46,7 миллиарда рублей, в 2012 году - 21,5 миллиарда  рублей, в 2013 - 30,5 миллиарда рублей. Увеличение преимущественно будет происходить за счет внутренних заимствований. В настоящее время дефицит бюджета формально является небольшим (3,9%) и может легко финансироваться за счет Резервного фонда и заимствований, проблема заключается в большой зависимости бюджета от цен на нефть, поскольку ненефтегазовый дефицит бюджета в настоящее время достигает 13% ВВП.

     В 2007 году было законодательно введено  ограничение размера ненефтегазового  дефицита в 4,7% ВВП, в 2008 году оно было отменено в связи с кризисом. Не стоит наращивать ненефтегазовый дефицит, даже если нет законодательного норматива максимального уровня.

     Сокращение  бюджетного дефицита практически на 10 процентных пунктов потребует  как увеличения доходной части, так  и сокращения расходов. В таких случаях рекомендуется сокращать дефицит бюджета на 1/5 за счет повышения налогов и на 4/5 - за счет снижения расходов.

 

     

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

3.1. Анализ движения денежных средств федерального бюджета

 

     В экономике РФ в настоящее время проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.

     Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики. В итоге, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

     Кризис  высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.

     Эти особенности российской экономики  обусловливают широкий спектр вызовов  и рисков для ее дальнейшего развития.

     Для выявления основных статей поступления и выбытия денежных средств из федерального бюджета, проанализируем сводную таблицу основных статей отчета о движении денежных средств федерального бюджета за 01.01.2009-2010гг.

     Таблица 1- Отчет о движении денежных средств (федеральный бюджет) на 01.01.2009 – 2010гг

Наименование  показателя         Суммарная разница  между
Итого на 01.01.09 Итого на 01.01.10    итогами  на 01.01. 2009 и 2010
ПОСТУПЛЕНИЯ 12 555 679 478 872,01 9 614 166 247 599,19 -2 941 513 231 272,81
Поступления по текущим операциям -всего 10 401 374 523 629,54 8 120 343 653 209,20 -2 281 030 870 420,30
  в том числе:  по налоговым  доходам 5 232 572 965 498,55 3 896 417 771 354,82 -1 336 155 194 143,73
  по доходам от собственности 262 487 005 400,42 484 917 119 731,78 222 430 114 331,36
  по доходам от оказания платных  услуг 464 498 421 863,21 473 860 228 440,23 9 361 806 577,02
  по суммам принудительного изъятия 12 804 352 982,92 14 433 935 188,78 1 629 582 205,86
  по безвозмездным поступлениям  от бюджетов  6 499 861 996,49 33 279 180 325,73 26 779 318 329,24
  от переоценки активов 723 014 732 813,42   -723 014 732 813,42
  по прочим доходам 3 699 497 183 074,53   -3 699 497 183 074,53
Поступления от инвестиционных операций - всего 56 239 935 235,10 79 704 557 174,91 23 464 621 939,81
  в том числе:  от реализации  нефинансовых активов: 56 239 935 235,10 79 704 557 174,91 23 464 621 939,81
Поступления от финансовых операций - всего 2 098 065 020 007,37 1 414 118 037 215,08 -683 946 982 792,29
  в том числе: с финансовыми  активами: 1 825 614 999 182,74 895 206 156 429,03 -930 408 842 753,71
  от осуществления заимствований 272 450 020 824,63 518 911 880 786,05 246 461 859 961,42
ВЫБЫТИЯ 10 551 767 215 198,29 11 630 694 821 146,58 1 078 927 605 948,30
Выбытия по текущим операциям - всего 6 479 459 076 243,24 8 074 538 821 177,06 1 595 079 744 933,82
  в том числе: за счет оплаты  труда и начислений на выплаты  по оплате труда  1 577 157 593 912,57 1 914 835 748 979,52 337 678 155 066,95
за  счет приобретения работ, услуг  1 064 084 067 640,63 1 196 598 509 453,97 132 514 441 813,34
за  счет обслуживания долговых обязательств 153 340 197 124,88 176 155 551 507,16 22 815 354 382,28
за  счет безвозмездных перечислений организациям 460 836 387 649,07 580 096 407 546,90 119 260 019 897,83
за  счет безвозмездных перечислений бюджетам 2 711 402 564 137,02 3 660 631 287 805,13 949 228 723 668,11
за  счет социального обеспечения 313 066 015 786,44 350 079 110 420,05 37 013 094 633,61
за  счет прочих расходов 199 572 249 992,63 196 142 205 464,33 -3 430 044 528,30
Выбытия по инвестиционным операциям - всего 1 283 996 619 003,57 1 484 190 211 751,50 200 193 592 747,93
  в том числе: на приобретение  нефинансовых активов: 1 283 996 619 003,57 1 484 190 211 751,50 200 193 592 747,93
Выбытия по финансовым операциям - всего 2 788 311 519 951,48 2 071 965 788 218,02 -716 345 731 733,46
  в том числе: на приобретение  финансовых активов: 2 518 289 744 251,00 1 802 897 236 491,96 -715 392 507 759,04
  на погашение долговых обязательств 270 021 775 700,48 269 068 551 726,06 -953 223 974,42
Изменение остатков средств - всего -2 003 912 263 673,72 2 016 528 573 547,39 4 020 440 837 221,11
  в том числе:  поступление денежных  средств -44 916 280 345 272,06 -32 121 614 863 720,39 12 794 665 481 551,70
  выбытие денежных средств 42 912 368 081 598,34 34 138 143 437 267,78 -8 774 224 644 330,60
 

     На  основании таблицы, можно сделать  вывод, что поступления на 01.01.10 уменьшились  по сравнению с предыдущим годом  на 2 941 513 231 272,81 рублей. Т.ж. изменились доходы по разным статьям, самые большие поступления были по доходам от собственности и от оказания платных услуг. Значительно изменилась сумма от инвестиционных операций, за счет реализации нефинансовых активов.

     Почти вдвое изменились поступления от финансовых операций, четко видно, что это произошло за счет резкого уменьшения суммы от операций с финансовыми активами, и в тоже время возросла сумма финансовых заимствований.

     Анализируя  произошедшие выбытия, видно, что, изменения  по статьям в 2009 и 2010 году носят плавный характер. Не наблюдается резкого скачка каких-либо сумм. Но в совокупности выбытий произошло за 2010 год больше на 1 595 079 744 933,82 рублей. Это можно объяснить активной деятельностью государства по поддержанию бюджетов субъектов федерации, поддержания отечественного производителя, социального сектора и пр.

     В общем, по отчету о движении денежных средств, можно сделать вывод, что  структура статей выбытия денежных средств, остается без существенных изменений, это говорит о том, что государство продолжает осуществление намеченных целей, ведется активная работа по формирования доходной части бюджета. 

3.2. Анализ плановых мероприятий по развитию бюджетной системы РФ

     Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

     В 2011-2013 гг. планируются новые расходные обязательства принимать только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

     Подразумевается решение следующих задач:

  • обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции;
  • в среднесрочной перспективе ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти;
  • координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Предполагается расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов;
  • обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов;
  • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций - обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров;
  • необходимость разработки и реализации на практике конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение;
  • необходимость повышения эффективности использования государственных инвестиций;
  • повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники;
  • повышение качества человеческого капитала;

     При формировании расходов федерального бюджета  на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам:

  • Повышение эффективности социальной защиты населения.
  • Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.
  • Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
  • Обеспечение обороноспособности страны.
  • Реформа органов внутренних дел.
  • Развитие транспортной инфраструктуры.
  • Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.

     Основные  направления налоговой политики и формирования доходов бюджетной  системы выделяются следующие:

  • поддержка компаний, где интеллектуальный труд является основным;
  • необходимость создания дополнительных условий для активизации инновационной деятельности;
  • потребность стимулирования энергосбережения и рационального использования природных ресурсов;
  • необходимость привлечения частных инвестиций в системы здравоохранения и образования;
  • необходимость дальнейшего расширения и укрепления налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов;
  • потребность в особом внимании бесперебойной и эффективной работе по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного союза, по вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами – членами таможенного союза ввозных таможенных пошлин.

     Все вышесказанное показывает, что для  усовершенствования бюджетной системы  РФ, планируется и предпринимается  много действий, как законодательного, так и исполнительного характера.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Бюджетная политика, осуществляемая Правительством России в настоящее время, предполагает стимулирование экономического роста через сокращение государственных расходов и обеспечение профицита бюджета.

       Проектирование  бюджета производится с учетом динамики макроэкономических показателей, что позволяет не допускать перерасхода бюджетных средств и создавать дополнительные денежные резервы. При этом основными проблемами российского бюджета продолжают оставаться его высокая зависимость от мировых цен на энергоносители и значительная долговая нагрузка. Доходная база бюджета тесно связана с уровнем мировых цен на нефть.

Информация о работе Бюджетная система РФ