Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение………………………………………………………………………….. 2
1. Бюджетное устройство Российской Федерации……………………………...6
1.1. Бюджетная система Российской Федерации……………………………. 8
1.2. Принципы бюджетной системы………………………………………….16
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации…….....................................................................................................20
2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации………………………….20
2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации…………………………....22
2.2.1 Доходы региональных бюджетов………………………………......23
2.2.2 Расходы региональных бюджетов……………………………….....25
2.3. Местные бюджеты………………………………………………………..26
2.4. Внебюджетные фонды……………………………………………………27
2.5. Межбюджетные отношения. Современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………….....29
3.Бюджетная политика Российской Федерации и направления её совершенствования……………………………………………………………....34
Заключение……………………………………………………...………………..37
Список литературы…………………………………………………………..…..38
Приложение……………………………………………..………………………..39
Принцип
полноты учета бюджетных
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип
эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип
достоверности бюджета
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики являются:
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2009г. (см. приложение 2, 3).
Данные свидетельствуют, что доходы федерального бюджета за 2008-2011 года изменились не существенно. Мы видим, что удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности составляют 40%; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 18, 3%; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ – 11,6%; налоги на товары, реализуемые на территории РФ – 13,4%; налоги на прибыль и доходы – 9,6% ,а также налоги и сборы на социальные нужды – 5%. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.
Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета большее место занимают межбюджетные трансферты - почти 40 % всех расходов.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
В
последнее десятилетие
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Собственные доходы региональных бюджетов включают следующие региональные налоги и сборы:
К
собственным доходам относятся
также доходы от использования имущества,
находящегося в собственности субъектов
РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов
Регулирующие доходы региональных бюджетов включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Состав доходов региональных бюджетов характеризует таблица:
Таблица 3 - Структура доходов краевого бюджета Краснодарского края на 2009 год
№ п/п | Наименование доходов | Сумма, млрд. руб. | Уд. вес, % |
1 | Налог на прибыль организации | 24,5 | 23,6 |
2 | Налоги на доходы физических лиц | 25,7 | 24,8 |
3 | Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ | 6,7 | 6,5 |
4 | Налог, взимаемый в связи с применением системы налогообложения | 4,8 | 4,6 |
5 | Налог на имущество организации | 9,5 | 9,2 |
6 | Налоги на игорный бизнес | 1,5 | 1,4 |
7 | Безвозмездные поступления от других бюджетов РФ | 25,7 | 24,8 |
8 | Дотации бюджетным субъектам РФ и муниципальным образованиям | 6,5 | 6,3 |
9 | Субсидии бюджетным субъектам РФ и муниципальным образованиям | 12,1 | 11,7 |
10 | Субвенции бюджетным субъектам РФ и муниципальным образованиям | 5,4 | 5,2 |
11 | Иные межбюджетные трансферты | 1,6 | 1,5 |
12 | Безвозмездные поступления от государственных органов | 3,1 | 3 |
13 | Безвозмездные поступления от государственных корпораций | 3,1 | 3 |
14 | ВСЕГО ДОХОДОВ | 103,6 | 100 |
Проанализировав доходы краевого бюджета можно сделать вывод, что превалируют поступления от регулирующих источников, в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 15%.
Таким образом, собственные доходы составляют менее 25%. Из них наиболее весомыми являются: налог на доходы физических лиц — 24,8%, налог на прибыль организации— 23,6%, налог на имущество организации—более 9%.
Основные
направления использования
Состав и структуру непроцентных расходов региональных бюджетов характеризует таблица:
Таблица 4 - Структура расходов краевого бюджета Краснодарского края на 2009 год
№ п/п | Наименование показателя | Сумма, тыс.рублей | Уд. вес, % |
1 | Общегосударственные вопросы | 9332 | 8,23 |
2 | Национальная оборона | 538 | 0,5 |
3 | Национальная безопасность | 6513 | 5,75 |
4 | Национальная экономика | 14496 | 12,9 |
5 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 3096 | 2,73 |
6 | Охрана окружающей среды | 120 | 0,1 |
7 | Образование | 6427 | 5,67 |
8 | Культура, искусство и кинематография | 1599 | 1,41 |
9 | Здравоохранение | 12933 | 11,41 |
10 | Социальная политика | 19790 | 17,5 |
11 | Межбюджетные трансферты | 38993 | 34,4 |
12 | ВСЕГО | 113359 | 100 |