Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:01, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и определение сущности бюджетного и внебюджетного финансирования учреждений, выявление проблем и нахождение путей их решения.
Задачи работы:
1) раскрыть сущность, методы и принципы бюджетного финансирования;
2) рассмотреть формы бюджетного финансирования;
3) изучить механизм финансирования социальной сферы;
4) провести анализ финансирования учреждений физической культуры и спорта;
5) проанализировать проблемы финансирования социальной сферы и выявить пути их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Понятие и сущность бюджетного финансирования
1.1 Понятие, принципы и методы бюджетного финансирования
1.2 Формы бюджетного финансирования
ГЛАВА 2. Механизм финансирования расходов на развитие социальной сферы
2.1 Источники финансирования отраслей социальной сферы
2.2 Система финансирования через органы казначейства
2.3 Финансирование учреждений физической культуры и спорта
2.4 Проблемы финансирования социальной сферы и пути их решения
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«БЮДЖЕТНОЕ И ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Понятие и сущность бюджетного финансирования
1.1 Понятие, принципы и методы бюджетного финансирования
1.2 Формы бюджетного финансирования
ГЛАВА 2. Механизм финансирования расходов на развитие социальной сферы
2.1 Источники финансирования отраслей социальной сферы
2.2 Система финансирования через органы казначейства
2.3 Финансирование учреждений физической культуры и спорта
2.4 Проблемы финансирования социальной сферы и пути их решения
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, она позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Бюджетное финансирование реализуется через предоставление государством в соответствии с утвержденным бюджетом в безвозвратном порядке бюджетных средств предприятиям, организациям и учреждениям на осуществление и развитие их деятельности.
На фоне экономического кризиса, повлекшего за собой снижение доходной части бюджетов всех уровней наиболее остро ощущается проблема правильного, рационального распределения денежных ресурсов в различные сферы народного хозяйства, и в первую очередь в социально-значимые отрасли. Куда, как, в каком количестве и когда направить денежные средства, чтобы обеспечить дальнейшее пропорциональное развитие всех сфер общественной деятельности – а вот одни из главных вопросов, которые решаются посредством бюджетного финансирования.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается наличием широкого круга нерешенных вопросов финансирования социально-культурной сферы, многоаспектность и слабая теоретическая и практическая разработанность данной проблемы.
Целью данной работы является изучение и определение сущности бюджетного и внебюджетного финансирования учреждений, выявление проблем и нахождение путей их решения.
Задачи работы:
1) раскрыть сущность, методы и принципы бюджетного финансирования;
2) рассмотреть формы бюджетного финансирования;
3) изучить механизм
финансирования социальной
4) провести анализ
финансирования учреждений
5) проанализировать проблемы
финансирования социальной
Объектом исследования
работы является бюджетное финансирование,
предметом – бюджетные
Данная работа состоит из трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты бюджетного финансирования и его формы. Во второй главе изучаются источники финансирования социальной сферы, система казначейского исполнения бюджетов и отдельные аспекты финансирования учреждений физической культуры и спорта. В третьей главе рассмотрены проблемы и недостатки финансирования социальной сферы пути их преодоления. бюджетный финансирование физический культуры
При написании работы были использованы учебники по финансам, бюджетной системе РФ, бюджетному праву в частности таких авторов как Г.Б. Поляк, М.В. Романовский, Т.М. Ковалева и др.; Бюджетный Кодекс РФ; нормативно-правовая документация РФ. Также были рассмотрены исследования современных экономистов в специализированных журналах, таких как «Финансы», «Финансы и кредит». В качестве дополнительного материала использовались справочники и статьи представленные в сети Internet.
Возникновение бюджета
связано с зарождением и
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджета.
Бюджет – форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенных для
Бюджет является центральным звеном финансов, которые представляют собой экономические отношения, осуществляемые в денежной форме, в процессе которых формируются и расходуются денежные фонды.
Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях. Первая функция заключается в образовании основного централизованного фонда денежных средств, что происходит за счет бюджетных доходов (налогов, неналоговых доходов, займов). Вторую функцию – расходование бюджетного фонда, выполняют конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам. Третья функция, контрольная, заключается в контроле за поступлением доходов и целевым их использованием.
Расходование средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта Российской Федерации:
1) бюджетное финансирование – безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета;
2) бюджетное кредитование – возвратное предоставление денежных средств из бюджета;
3) погашение долговых обязательств бюджета. [15. С.388]
Финансирование – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества.
Бюджетное финансирование
реализуется через
Бюджетное финансирование, являясь основной системой предоставления денежных средств основывается на определенных принципах, характеризующихся специфическими формами и методами предоставления средств.
1) Достижение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и должны предоставляться при условии, что эффект от их использования будет максимальный. Этот эффект может выражаться двояким образом. Во-первых, в решении максимального количества задач социально-экономического развития страны при заданном объеме средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований.
2) Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Он обеспечивается за счет выделения бюджетных средств конкретным получателям. Юридические лица получают средства из бюджета только на заранее обусловленные цели, что строго контролируется. Соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.
3) Предоставление бюджетных средств только в меру использования ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам, с одной стороны, осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений. С другой стороны, более рационально распоряжаться ограниченными бюджетными средствами.
4) Безвозвратность бюджетного финансирования. Предоставление средств осуществляется без условий их обязательного возврата в бюджет.
5) Бесплатность бюджетного финансирования означает, что за выделенные бюджетные средства получатели бюджетных ассигнований не обязаны платить государству какие-либо средства в идее процентов, части доходов и т.п. [21. С.155]
Согласно Конституции РФ государство гарантирует предоставление минимальных государственных социальных стандартов, т.е. государственных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Расходные бюджетные обязательства осуществляются посредством бюджетных ассигнований – предельных объемов денежных средств конкретного целевого назначения, предусмотренных в бюджетах на соответствующий год. [13. С.57]
Бюджетные ассигнования на образование, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение, физическую культуру, социальную политику, жилищно-коммунальное хозяйство являются финансовой гарантией конституционных прав на минимальный размер предоставляемых государством услуг. [14. С.419]
В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:
- финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетное финансирование выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
- финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений. [32. С.143]
В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.
Существует ряд методов, с помощью которых осуществляется бюджетное финансирование. Наибольшее распространение в практике занимает сметное финансирование. Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов.
Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. [21. С.155]
Смета определяет целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Она не имеет доходной части и составляется на основе норм расходов, является финансовым планом учреждений социально-культурной сферы. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.
Таким образом, сметное финансирование – это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.
Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:
- отпуск средств на
обеспечение деятельности
- отпуск средств в
соответствии с программами и
планами экономического и
- планирование и финансирование
на основе научно обоснованных
экономических нормативов с
На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.
Индивидуальная содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.
Среди методов бюджетного финансирования можно также выделить: программное финансирование, метод финансирования на покрытие части издержек, финансирование капиталовложений. [21. С.156]
Программное финансирование широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в зависимости от значимости той или иной научной темы. Общий объем денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям – Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.