Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
 раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
 дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
1.2 Классификация бюджета
1.3 Понятие и сущность бюджетного устройства
2 Анализ бюджетного устройства России
2.1 История бюджетного устройства России
2.2 Структура бюджетной системы России
2.3 Принципы организации и функционирования бюджетной системы России на современном этапе
3 Проблемы и перспективы бюджетного устройства России на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам (конечная).docx

— 110.27 Кб (Скачать документ)

Контрольная функция бюджет выражается и в  том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход  процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций.

Функции государственного бюджета проявляются  в процессе формирования доходов  и расходов на основе использования  бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной  политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных задач.

 

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ  БЮДЖЕТА

     Бюджет  — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.

     Бюджет  Российской Федерации классифицируют по следующим критериям:

     1. По масштабам

     а. федеральный (центральный)

     б. региональные

      - областей

      - краевые

      - республиканские....

     в. местные

     2. По уровню сбалансированности

     а. Профицитные

     б Сбалансированные

     в.Дефицитные

     3. По уровню обобщения

     а. Самостоятельные

     б. Консолидированные

     Рассмотрим  их подробней:

     С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший  элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

     За  счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

     Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

     Таким образом, по своему содержанию федеральный  бюджет есть одновременно экономическая  категория и инструмент политики.

     По  своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

     С юридической точки зрения федеральный  бюджет представляет собой нормативный  акт — закон. Он разрабатывается  органами исполнительной власти и принимается  органами законодательной (или представительной) власти. 

     Бюджет  субъекта федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

     Поскольку субъектами РФ являются различные виды государственных и административно-территориальных образований, то и Б.с.Ф. представлены разными видами бюджетов - республиканскими (у республик в составе РФ), областными (у областей и автономных областей), окружными (у округов, входящих в состав РФ), краевыми (у краев), бюджетами городов Москвы и Санкт-Петербурга.

     Совокупность  региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. По мере возрастания роли региональных органов гос. власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономич. процессов на соот-ветств. территории усиливается и значение Б.с.Ф., растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

       Разрабатывается и утверждается  Б.с.Ф. в форме закона субъекта  РФ; как и все др. российские  бюджеты, он составляется на  один финансовый год, период  которого совпадает с календарным годом.

     Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право  самостоятельно формировать, утверждать и исполнять Б.с.Ф., осуществлять систематич. контроль за его исполнением.

     Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных  по своим размерам собственных доходов  бюджета; правом определять направления  расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно получ. в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнит, расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать за счет бюджетов др. уровней дополнит, расходы (потери доходов), возникшие по вине самого субъекта РФ в ходе исполнения Б.с.Ф.

       Доходы Б.с.Ф. согласно Бюджетному  кодексу РФ формируются за  счет собственных налоговых доходов,  регулирующих налогов (за исключ. сумм, передаваемых бюджетам муниципальных образований в порядке бюджетного регулирования), неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. К собственным налоговым доходам относятся: региональные налоги и сборы, определенные Налоговым кодексом РФ (напр., налог на имущество предприятий, единый налог на вмененный доход для юридич. лиц и др.); отчисления от федеральных налогов, установленные на постоянной основе в соответствии с разграничением между бюджетами разного уровня налоговой ставки или налоговой базы (напр., налог на прибыль, нек-рые виды акцизов и т.д.). и др.

     Профицитный бюджет - Превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Доходы государства составляют налоги на реализуемые и ввозимые на территорию страны товары, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на прибыль предприятий, а также доходы от внешнеэкономической деятельности и использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Профицит свидетельствует об успешном проведении экономической политики.

     Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета  над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает  бюджетный профицит.

     Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

     - Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

     - Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

     - Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

     - Неэффективность финансовой системы государства.

     - Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

     - Коррупция в государственном секторе

     - Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

     Проблема  сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объем  необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются  десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает  интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники  пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается  на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту  теневой экономики). 

     Сбалансированный  бюджет - Равенство между доходной и расходной частями государственного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у государства не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства и этим увеличивать государственный долг (government debt). При постоянных экономических колебаниях невозможно, да и не нужно, каждый год составлять полностью сбалансированный бюджет. Однако некоторые экономисты уверены, что бюджет должен быть в среднем сбалансированным по фазам экономического цикла. Другие экономисты полагают, что в составлении сбалансированного бюджета нет никакого смысла, и утверждают, что в любом случае само определение бюджетного дефицита открывает столь широкий простор для дискуссий, что любой спор становится бессмысленным. Например, должен ли бюджет быть сбалансирован с учетом поправок на цикл? По номинальной или по реальной ставке процента должны предусматриваться в нем процентные платежи государства по существующему государственному долгу? Должны ли в бюджет включаться процентные платежи по долгам государственных предприятий и доходы на активы национального фонда страхования? Маастрихтский договор не содержит требования поддержания сбалансированных бюджетов, но устанавливает для бюджетов стран-членов ЕС ограничение в виде максимально допустимого бюджетного дефицита в размере 3% ВНП.

     Самостоятельные бюджеты - сметы доходов и расходов территорий, хозяйственных единиц, фондов, обладающие относительной самостоятельностью, независимостью от государственного, федерального бюджета. Автономные бюджеты могут дополнять бюджеты более высокого уровня.

     Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный  бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных  бюджетов субъектов РФ без учёта  бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального  бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект  Федерации и бюджета государственного территориального фонда обязательного  медицинского страхования ТФОМС.

     Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет  функцию объединений бюджетных  показателей территории. В нем  находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом  по субъекту Федерации. 
 

1.3 ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА  И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношения  между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др. Бюджетное  устройство базируется на государственном  устройстве.

БК РФ не дает определения бюджетного устройства, что свидетельствует о непонимании  взаимосвязи бюджетных категорий  и их недооценки.

В ранее  действовавшем федеральном законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» понятие бюджетного устройства трактовалось как: Устройство бюджетной системы и принципы ее организации.

Совершенствование бюджетного устройства России на принципах  федерализма заложено в Программе  развития бюджетного федерализма на период до 2005 г., принятой Правительством РФ 15 августа 2001 г.

Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного и административного  устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма  государственного устройства, при которой  административно-территориальные образования  не имеют собственной государственности  или автономии. В стране действуют  единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими  процессами в государстве. Бюджетная  система унитарного государства  состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это  форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ