Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
Введение
1 Теоретические основы бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
1.2 Классификация бюджета
1.3 Понятие и сущность бюджетного устройства
2 Анализ бюджетного устройства России
2.1 История бюджетного устройства России
2.2 Структура бюджетной системы России
2.3 Принципы организации и функционирования бюджетной системы России на современном этапе
3 Проблемы и перспективы бюджетного устройства России на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТА
Бюджет — необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.
Бюджет Российской Федерации классифицируют по следующим критериям:
1. По масштабам
а. федеральный (центральный)
б. региональные
- областей
- краевые
- республиканские....
в. местные
2. По уровню сбалансированности
а. Профицитные
б Сбалансированные
в.Дефицитные
3. По уровню обобщения
а. Самостоятельные
б. Консолидированные
Рассмотрим их подробней:
С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.
За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.
Параметры
бюджета непосредственно
Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.
По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.
С
юридической точки зрения федеральный
бюджет представляет собой нормативный
акт — закон. Он разрабатывается
органами исполнительной власти и принимается
органами законодательной (или представительной)
власти.
Бюджет субъекта федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.
Поскольку
субъектами РФ являются различные виды
государственных и административно-
Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. По мере возрастания роли региональных органов гос. власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономич. процессов на соот-ветств. территории усиливается и значение Б.с.Ф., растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.
Разрабатывается и
Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять Б.с.Ф., осуществлять систематич. контроль за его исполнением.
Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета; правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно получ. в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнит, расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать за счет бюджетов др. уровней дополнит, расходы (потери доходов), возникшие по вине самого субъекта РФ в ходе исполнения Б.с.Ф.
Доходы Б.с.Ф. согласно
Профицитный бюджет - Превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Доходы государства составляют налоги на реализуемые и ввозимые на территорию страны товары, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на прибыль предприятий, а также доходы от внешнеэкономической деятельности и использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Профицит свидетельствует об успешном проведении экономической политики.
Бюджетный
дефицит — превышение расходов бюджета
над его доходами. В случае превышения
доходов над расходами
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
- Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
- Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
- Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
- Неэффективность финансовой системы государства.
- Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
- Коррупция в государственном секторе
- Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
Проблема
сокращения бюджетного дефицита весьма
серьёзна по ряду причин. Во-первых, объем
необходимых государственных
Сбалансированный бюджет - Равенство между доходной и расходной частями государственного бюджета. Если бюджет сбалансирован, у государства не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства и этим увеличивать государственный долг (government debt). При постоянных экономических колебаниях невозможно, да и не нужно, каждый год составлять полностью сбалансированный бюджет. Однако некоторые экономисты уверены, что бюджет должен быть в среднем сбалансированным по фазам экономического цикла. Другие экономисты полагают, что в составлении сбалансированного бюджета нет никакого смысла, и утверждают, что в любом случае само определение бюджетного дефицита открывает столь широкий простор для дискуссий, что любой спор становится бессмысленным. Например, должен ли бюджет быть сбалансирован с учетом поправок на цикл? По номинальной или по реальной ставке процента должны предусматриваться в нем процентные платежи государства по существующему государственному долгу? Должны ли в бюджет включаться процентные платежи по долгам государственных предприятий и доходы на активы национального фонда страхования? Маастрихтский договор не содержит требования поддержания сбалансированных бюджетов, но устанавливает для бюджетов стран-членов ЕС ограничение в виде максимально допустимого бюджетного дефицита в размере 3% ВНП.
Самостоятельные бюджеты - сметы доходов и расходов территорий, хозяйственных единиц, фондов, обладающие относительной самостоятельностью, независимостью от государственного, федерального бюджета. Автономные бюджеты могут дополнять бюджеты более высокого уровня.
Консолидированный
бюджет — это свод бюджетов всех
уровней на соответствующей территории,
используемый при прогнозировании,
расчетах, анализе. Консолидированный
бюджет РФ — это свод федерального
бюджета и консолидированных
бюджетов субъектов РФ без учёта
бюджетов государственных внебюджетных
фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов.
Консолидированный бюджет субъекта
РФ - представляют собой свод регионального
бюджета, местных бюджетов территорий,
административно входящих в субъект
Федерации и бюджета
Консолидированный
(сводный) бюджет области выполняет
функцию объединений бюджетных
показателей территории. В нем
находят отражение результаты разработки
и реализации бюджетно-финансовой политики
в регионе; условия сбалансированности
доходов и расходов в целом
по субъекту Федерации.
1.3 ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве.
БК РФ
не дает определения бюджетного устройства,
что свидетельствует о
В ранее
действовавшем федеральном
Совершенствование бюджетного устройства России на принципах федерализма заложено в Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 г., принятой Правительством РФ 15 августа 2001 г.
Основы
бюджетного устройства определяются формой
государственного и административного
устройства страны, действующими в
ней основными законодательными
актами, ролью бюджета в общественном
воспроизводстве и социальных процессах.
По степени распределения власти
между центром и
Унитарное
(единое) государство – это форма
государственного устройства, при которой
административно-
Федеративное
(объединенное) государство – это
форма государственного устройства,
при которой государственные
образования или