Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание

Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
 раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
 дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;

Содержание

Введение
1 Теоретические основы бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
1.2 Классификация бюджета
1.3 Понятие и сущность бюджетного устройства
2 Анализ бюджетного устройства России
2.1 История бюджетного устройства России
2.2 Структура бюджетной системы России
2.3 Принципы организации и функционирования бюджетной системы России на современном этапе
3 Проблемы и перспективы бюджетного устройства России на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам (конечная).docx

— 110.27 Кб (Скачать документ)

     С победой Октябрьской революции 1917 г. для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало  к контрибуциям с имущих слоев  населения, а также с купцов и  спекулянтов. В январе 1918 г. правительство  составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 г., который  был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом  системы полугодовых бюджетов.

     Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной  системы были положены принципы централизации  всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам  и расходам. Конституция РСФСР  предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей). Государственные бюджеты Украинской и Белорусской социалистических республик существовали отдельно. Территориальные бюджеты формировались за счет:

     - поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами;

     - надбавок в размере до 40% к государственному подоходному налогу;

     - доходов от местных предприятий и имущества;

     - ссуд и пособий из государственного бюджета.

     С образованием в 1922 г. СССР и принятием  в 1924 г. Конституции СССР были внесены  изменения в бюджетную систему  с образованием государственного бюджета  СССР. В его состав вошли государственные  бюджеты союзных республик.

     Законодательно  был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации распределялись между различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет. В частности, предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, предприятия республиканского, областного и городского подчинения — в соответствующие бюджеты. В свою очередь, из этих же бюджетов финансировались предприятия, учреждения и организации союзного, республиканского и местного подчинения соответственно. В ходе налоговой реформы 1930—1932 гг. было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов.

     В последующем этот принцип распространился  на другие общегосударственные источники  и продолжает действовать в бюджетной  системе РФ как механизм бюджетного регулирования с целью пополнения средствами территориальных бюджетов.

     Принятие  в 1936 г. Конституции СССР усилило  централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 1938 г. в состав государственного бюджета  СССР были включены местные бюджеты  и бюджет государственного социального  страхования. Бюджетная система  СССР состояла из Союзного бюджета (государственного бюджета), государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета  государственного социального страхования.

     В Союзном бюджете сосредотачивалось 50~55% общего объема ресурсов государственного бюджета, в бюджетах союзных республик  сосредотачивалось 45-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских  бюджетов и 15% в местных бюджетах, что позволяло всем уровням власти решать свои задачи в сфере социально-экономического развития территорий и выполнять  возложенные на них функции.

     2.2 СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ  РОССИИ

     Построение  бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик  в составе РФ. В соответствии с  Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

  1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местных бюджетов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 1.  

     В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные  фонды, формирующиеся за счет целевых  источников и имеющих целевое  расходование средств. В числе таких  фондов – дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

     Кроме федерального и территориальных бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, а в настоящее время имеется явная тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.

     Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной политики.

     Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет.

     Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств,

     предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

     В настоящее время на уровне субнациональных (региональных и местных) бюджетов сосредоточено около половины налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, примерно 60% непроцентных расходов.

     Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации  аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с  различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.

     Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

     За  последние годы на местные бюджеты  были переложены дополнительные расходы  по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях), превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы.

     Таблица 3. Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации  и бюджетов государственных внебюджетных фондов млрд. рублей

  Доходы Расходы Профицит, дефицит(-)
2009г.
  Январь  1059,9  477,0 582,9
  Январь-февраль  1889,6  1572,2  317,4
I квартал  3033,5  2807,1  226,4
Январь-апрель  4156,3  4140,7  15,6
  Январь-май  5048,2  5210,9  -162,6
      I полугодие  6042,7  6619,7  -577,0
Январь-июль  7353,7  7929,1 -575,4
Январь-август  8648,5  9214,2  -565,7
Январь-сентябрь 9555,0 10503,9 -948,9
  Январь-октябрь  10785,8 11706,2 -920,4
Январь-ноябрь  11871,7 12995,1 -1123,4
Год  13599,7 16048,3 -2448,6
2010г.
  Январь  972,7  576,7 396,0
Январь-февраль  2001,4  1757,7 243,7
I квартал  3463,1  3220,7 242,4
Январь-апрель 4998,9  4689,9  308,9
Январь-май  6182,8 5893,9 288,9
I полугодие  7603,5 7331,2 272,3
Январь-июль 9010,5 8717,0 293,4
Январь-август 10236,1 9988,9 247,2

     [20] 

     2.3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ.

     Как и любая система бюджетная система строится на определенных принципах. Данные принципы претерпели существенное изменения в процессе перехода нашей страны от  командно-административной экономики к рыночной и к федеративному устройству. Их число значительно возросло и в настоящий момент составляет  13.

     Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства, принципов организации  и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной  отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления  бюджетной отчетности бюджетов и  бюджетных учреждений, единство порядка  исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

     Принцип единства реализуется в полной мере, так как существует единая нормативно-правовая база, обеспечивающая стабильную, взаимосвязанную  работу всех элементов бюджетного устройства.

     Принцип разграничения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с  законодательством доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.  Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

     Принцип разграничения доходов также  реализуется в полной мере, так  как поддерживается действующим  законодательством, обязующим органы власти соблюдать разграничение  доходов, расходов, источников дефицита и т.д.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ