Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:33, курсовая работа
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
Введение
1 Теоретические основы бюджета
1.1 Понятие и сущность бюджета
1.2 Классификация бюджета
1.3 Понятие и сущность бюджетного устройства
2 Анализ бюджетного устройства России
2.1 История бюджетного устройства России
2.2 Структура бюджетной системы России
2.3 Принципы организации и функционирования бюджетной системы России на современном этапе
3 Проблемы и перспективы бюджетного устройства России на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ даёт следующее определение бюджетной системы: Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная
система – главное звено
Распределительный процесс осуществляется, как известно, в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д.
Специфика
финансов состоит в том, что
распределительный процесс,
Существование
бюджета в качестве
Централизация
денежных средств необходима
для организации
Существование
специфической бюджетной среды
стоимостного распределения
В государственном
бюджете реально воплощен принцип
финансовой централизации, который
осуществляется государством. Централизованные
финансовые ресурсы позволяют государству
обеспечивать запланированные темпы
и пропорции общественного
Благодаря
финансовой централизации
Как особая
область стоимостного распределения
государственных бюджет выполняет
специфическое общественное назначение
– служит удовлетворению общегосударственных
потребностей. За счет бюджетных средств
осуществляются затраты по расширению
производства, связанные с необходимостью
ускорения научно-технического прогресса
и достижения запланированных сдвигов
в отраслевой и территориальной
структуре общественного
Итак, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:
Является особой экономической формой распределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;
предназначен
для перераспределения
выражает
такую стадию стоимостного распределения,
которая непосредственно не связана
с движением общественного
пропорции
и формы бюджетного
область
бюджетного распределения занимает
центральное место в составе
финансов, выполняя ведущую роль по
отношению к другим звеньям финансовой
системы (финансам хозяйствующих субъектов,
налогам и т.д.).
В итоге, делается вывод о том, что бюджет - необходимый атрибут государства и основа его суверенитета.
Бюджетная система – главное, самостоятельно существующее звено финансовой системы государства, определяющее денежную политику, централизующее финансы, являющееся одновременно экономической категорией и инструментом политики.
Существует множество видов, типов, классификаций и определений бюджета, каждый из которых имеет свои особенности. Но, так или иначе, то, что бюджет является центральным звеном любой экономической системы.
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
2.1. ИСТОРИЯ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
Исторически, появление бюджетного устройства уходит корнями в 14-15 вв., претерпевая множественные изменения, касающиеся трактовки, и шагая в ногу со временем понятие бюджетного устройства имеет современный вид.
Этапы становления
бюджетной системы
Таблица 2.
Период | Краткое описание |
Становление бюджетной системы в XV – начале XX вв. | Годом рождения бюджетной системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (ок. 1296–1340), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское – символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств. |
Возникновение советской бюджетной системы. | Бюджетная система СССР просуществовала более семидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик. |
Бюджетная система в военные 1941-1945 годы | Великая
Отечественная война 1941—45 потребовала
всемерной мобилизации |
Бюджетная система СССР в 1945-1980гг. | После
окончания войны перед |
Современная бюджетная система РФ | Бюджетная
система Российской Федерации представляет
собой основанную на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ, регулируемую
нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:
Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы РФ. |
Исторически восточные племена славян, как и другие народы, вели набеги друг на друга. В начале набеги преследовали цель защиты места обитания и охоты. С усилением племен борьба велась за захват территорий соседних племен, за покорение, обложение данью и образование племенных союзов, первоначальные государственные образования восточных славян в виде союзов племен или княжеств образовались в IV-VII вв., т. е. задолго до образования первого устойчивого государства под названием «Киевская Русь». С образованием княжеств одним из источников княжеской казны становится военная добыча, выкуп или дань, собираемые с покоренных народов. Вначале они носили натуральную форму и собирались в виде продовольствия, птицы, скота, мехов, меда, воска и других предметов. К XX в. дань приобрела форму контрибуции. На территории восточных славян первое устойчивое государственное образование из состава русских племен исторически сложилось к 882 г. вокруг древнейшего города Киева.
Государство
было раннефеодальной монархией. Во
главе его стоял великий князь,
а во главе земель, входящих в
Киевскую Русь, стояли князья, которые
платили в казну великого князя
дань и другие подати. Великий князь
при себе имел совет (думу) из числа
знатных князей, уважаемых дружинников
(воевод) и аппарат управления, который
ведал сбором дани и податей, взысканием
штрафов в казну князя. Великий
князь и князья при себе имели
значительные по численности дружины,
которые совместно с народным
ополчением защищали границы княжеств
и ходили в походы на другие княжества.
Содержание великого князя, его дружины,
аппарата управления, а равно и
других князей-феодалов осуществлялось
частично за счет средств, собираемых
с покоренных народов в виде дани
и иных платежей. Казна великого
князя и князей-феодалов являла собой
прообраз складывающейся бюджетной
системы государства. Следует отметить,
что складывающаяся бюджетная система
имела одностороннюю
- доходов, поступающих из казны князей-феодалов
- доходов, поступающих от подданных своего княжества.
Казна же князя-феодала формировалась за счет одного источника дохода, поступающего от подданных княжества. Великий князь и князья средства казны расходовали по своему усмотрению на собственные нужды княжества.
Начиная
с середины XII в. наблюдается значительное
ослабление власти великого князя Киевского,
начинается процесс образования
системы суверенизации
С
образованием Московского княжества
как централизованного
В
налоговой системе мирские
и введен промысловый налог (сбор за выдачу и оформление документов на право заниматься торговлей и промыслами).
В
1862 г. в России были разработаны правила
государственной отчетности по составлению,
утверждению и исполнению государственных
финансовых средств, получивших название
бюджетной реформы. Первая роспись
государственных доходов и
После Февральской революции 1917 г. бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).