Бюджетный дефицит и профицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:13, реферат

Описание

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.
Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного

Содержание

Глава I
1. Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Глава II
2. Дефицит бюджета
2.1. Причины возникновения дефицита
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита
2.3. Последствия дефицита
Глава III
3. Профицит бюджета
3.1 Причины возникновения профицита
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 114.05 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования и науки Кыргызской Республики

Кыргызский  Национальный Университет  им. Ж. Баласагына

Институт  Экономики и Финансов 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа студента

По  дисциплине: Финансы

На  тему: Дефицит бюджета и бюджетный профицит 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнила: Самудунова Жибек

                                                                                  гр. БХК 2-09

 

                                                          Проверил: Чалбаев А.Ч. 
 
 
 

Бишкек 2011 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Глава I

     1.  Сбалансированность бюджета: понятие и условия

Глава II

     2. Дефицит бюджета

2.1. Причины возникновения дефицита

2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита

2.3. Последствия дефицита

Глава III

3. Профицит бюджета

3.1 Причины возникновения профицита

Заключение

Список  использованной литературы

  
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Центральное  место в системе государственных   финансов занимает государственный  бюджет. В нем объединяются все  основные финансовые институты  - расходы, различные виды доходов,  государственные займы. Его главнейшие  функции - проведение в жизнь  финансовой политики, организация  выполнения финансовой программы  правительства.

     Бюджет  представляет централизованный  денежный фонд, аккумулируемый главным  образом с помощью налогов  и расходуемый государством для  решения своих задач. В настоящее  время государственные бюджеты  перераспределяют до 40%, а в отдельных  странах и более, вновь созданной  стоимости. Концентрируемые в  руках государства крупные финансовые  ресурсы являются материальной  основой его деятельности, создают  широкие возможности активного  вмешательства в хозяйственную  жизнь.

     В  современных условиях бюджет  широко используется государством  для воздействия  на различные  стороны экономического организма:  на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического  роста, развитие наиболее перспективных  отраслей, регулирование темпов  обновления и расширения основного  капитала и т. п.

     Формы  государственного вмешательства  в  экономику различны. Среди  них: государственные капиталовложения, развитие производственной и  социальной инфраструктуры, расширение  государственного потребления.

     Государственный  бюджет служит катализатором  развития НТП в условиях резкого  обострения конкуренции на мировых  рынках. В начале 90-х годов доля  государства в финансировании  НИОКР составляла в западных  странах от 40 до 60%.

     Государство  не только стимулирует процесс  накопления, но и воздействует  на реализацию общественного   продукта, создавая дополнительный  спрос через государственные  закупки товаров и услуг. 

     Гарантированный  государственный рынок наряду  с  перераспределением совокупного  платежеспособного  спроса позволяет  частично разрешать  противоречие  между производством  и потреблением.

     В  условиях современной НТР резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы - просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

     Структура  государственного бюджета в каждой  стране имеет свои национальные  особенности. Она зависит от  характера административной системы,  структурных особенностей экономики  и ряда других факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I

     Сбалансированность  бюджета: понятие и условия 

     Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных  расходов источникам их финансирования.

     Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной  бюджетных поступлений (доходов  бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает  несбалансированность. Если расходы  превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним —  несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано  с завышенной нагрузкой на экономику  и снижением общей эффективности  использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета  — обязательное требование, предъявляемое  к составлению и утверждению  бюджета. Сбалансированность бюджета  призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет  к задержке финансирования государственных  и муниципальных заказов, к сбоям  в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве  страны.

     Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета  не удается, даже исчерпав полностью  обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета  приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации  размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

     Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие —  при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

     В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных  расходов; строгого соблюдения установленных  лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие  доходы; определения оптимальных  сроков осуществления расходов; использования  механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

     В бывшем СССР, бюджетная система которого строилась на принципах единства и централизма, за сбалансированность бюджета отвечал непосредственно  союзный центр. Такой порядок  достижения сбалансированности бюджета  был чреват субъективизмом, культивировал  иждивенчество органов власти среднего и низового уровней. По мере совершенствования  государственного устройства России на основе федерализма перестраивалась  и бюджетная система страны; основополагающими  принципами ее построения наряду с  другими стали самостоятельность  каждого бюджета и ответственность  за сбалансированность бюджета того органа власти, в распоряжении которого находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й  половине XX в. произошло во многих странах  мира. В частности, в США конституции  ряда штатов содержат прямое требование о недопустимости расходов, превышающих поступления в бюджет; законодательство Франции запрещает рассматривать проекты местных бюджетов, если они составлены с дефицитом.

     В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном  кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной  системы. Его претворение в жизнь  позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и  утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета  обеспечивается благодаря полному  и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при  планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении  бюджетных доходов и расходов.

     На  стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования  бюджетных потоков, позволяющие  с наибольшей эффективностью маневрировать  бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных  расходов и бюджетные резервы, используя  которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

     В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в  этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового  органа за ее обеспечение.

     Если  запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

     Рассмотрим  более подробно вопросы дефицита и профицита бюджета.

 

Три возможных состояния  государственного бюджета: 
 

 
 
 
 

Глава II

Дефицит бюджета

     При сбалансированном бюджете государственные  доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным  сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

     Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом.

     Бюджетные дефициты не практиковались в экономике  развитых стран до 30х годов, т.к. после  великой депрессии 29 - 30гг. бюджетные  дефициты становятся обычным явлением, а сама бездефицитность перестает быть законом равновесия бюджета, и бюджетные дефициты становятся инструментом макроэкономического регулирования.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит