Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:13, реферат
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.
Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного
Глава I
1. Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Глава II
2. Дефицит бюджета
2.1. Причины возникновения дефицита
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита
2.3. Последствия дефицита
Глава III
3. Профицит бюджета
3.1 Причины возникновения профицита
Заключение
Список использованной литературы
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов,
2) ужесточение налогообложения,
3)
производство денег, или «
Однако
в настоящее время «сеньораж»
не является простым печатанием денег,
т.к. это вызывает инфляцию. Современный
«сеньораж» выражается в создании резервов
коммерческих банков, которые концентрируются
в НБ и могут быть использованы для покрытия
дефицита бюджета. Однако политика НБ,
направленная на рост величины резервов
денежных средств, поступающих к нему
из коммерческих банков, вызывает недовольство
последних, ослабляет их финансовое положение
и усиливает противоречия внутри финансовой
системы страны.
Последствия дефицита
Дефицит бюджетов приводит к следующим негативным последствиям:
1.
Инфляции, возникающей при стремлении
государства покрыть дефицит
финансов. Данное стремление чаще
всего выражается в получении
дохода от дополнительной
2.
Снижению уровня жизни,
Глава III
Профицит бюджета
Профицит бюджета - (англ. budget surplus) - превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности: сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в государственный бюджет от реализации государственных запасов и резервов; предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если
проводить перечисление меры нецелесообразно,
следует сократить налоговые
доходы бюджета путем внесения изменений
и дополнений в налоговое законодательство.
Если профицит бюджета обнаружится
в процессе исполнения бюджета, то и
здесь его наличие не может
быть оценено однозначно положительно.
Профицит бюджета, возникающий в
результате более экономного и эффективного
использования бюджетных
Профицит государственного бюджета – явление временное и излишние доходы государство может использовать на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на образование резервного фонда, на инвестиции. Если профицит носит длительный характер по независящим от правительства причинам, то его надо уменьшать с помощью уменьшения налогов.
Наличие
профицита противоречит сущности и
целям финансового хозяйства
государства. Но правительство может
планировать профицит государственного
бюджета в особых случаях, связанных
с погашением государственного долга.
Причины возникновения профицита
Профицит бюджета приводит к формированию определенных излишков в бюджете, когда доходы государства значительно превысили его расходы. Может возникнуть по различным причинам (как внешним, так и внутренним).
1. Основной причиной появления профицита государственного бюджета может стать рост цен на различные виды энергоносителей (в том числе и на нефть) на мировых рынках. Таким образом, мировые изменения цен на некоторые виды товаров и услуг могут дать стране дополнительную прибыль, благодаря которой образуется бюджетный профицит.
2. Самой благоприятной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост. Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных унитарных предприятий приносит чистый доход. Все это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был спрогнозирован, то происходит возникновение профицита, поскольку реальные доходы государства превышают запланированные расходы.
3. К недолговременному профициту приводят все остальные причины, поскольку конъюнктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются.
4. Профицит бюджета иногда закладывается непосредственно в бюджет, т.е. он может быть спрогнозированным, когда собранные средства превышают сумму запланированных расходов, по одной из причин: или из-за экономического роста, или благоприятной конъюнктуры товаров на мировых рынках.
Профицит бюджета используется обычно для создания финансового резерва:
1) На покрытие заранее известных расходов. Например, если точно, известно, что в ближайшее время государство вынуждено, будет понести большие расходы, то при наличии профицита бюджета оно склонно формировать резерв, который пойдет на финансирование данных выплат, уменьшая тем самым нагрузку на бюджет будущих лет;
2)
На непредвиденные расходы
Заключение
В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Наиболее
удачный вариант
Бюджетный дефицит является неоднозначным экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
Проблема
дефицитного бюджета не является
столь смертельной для
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов,
2) ужесточение налогообложения,
3)
производство денег, или «
Когда
доходы бюджета становятся больше расходов,
это превышение называется профицитом
бюджета или положительным
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений.
.
Список использованной
литературы:
Интернет-ресурсы: