Бюджетный дефицит и профицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:13, реферат

Описание

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.
Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного

Содержание

Глава I
1. Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Глава II
2. Дефицит бюджета
2.1. Причины возникновения дефицита
2.2. Источники финансирования бюджетного дефицита
2.3. Последствия дефицита
Глава III
3. Профицит бюджета
3.1 Причины возникновения профицита
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Финансы.docx

— 114.05 Кб (Скачать документ)

     Различают 2 вида бюджетного дефицита: структурный и циклический. Структурный – дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов государственного бюджета, на стадии формирования самого бюджета. Однако, реальный дефицит по итогам финансового года может оказаться больше структурного. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

     Помимо  этих двух видов бюджетного дефицита, которые реально измеряются, существует также скрытый дефицит (квазибюджетный) – этот дефицит обусловлен так называемыми бюджетными расходами, включающими централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях центральным банком.

     В экономической теории сложились  несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

     Первая  концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи.

     Вторая  концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

     Третья  концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).  

     Причины возникновения дефицита

     Причинами бюджетного дефицита могут стать  различные ситуации:

     1) Большие вложения в развитие экономики. Данные расходы можно назвать позитивными, потому что они связаны с развитием экономики, увеличением валового национального продукта;

     2) Всевозможные непредвиденные расходы, которые не ведут к расширению экономики и увеличению ВВП. Например, различные войны, эпидемии и катастрофы вызывают государственные расходы, которые не могли быть предвидены и являются расходами, вызывающими дефицит бюджета. Это все негативные причины;

     3) Вполне обдуманная финансовая политика, которая проводится государством. Данный дефицит является ожидаемым для государства, но не считается опасным;

     4) Стагнация производства и общий спад экономики. Во время данных процессов наблюдается сокращение доходов всех субъектов хозяйственной деятельности, в результате чего сокращаются и доходы бюджетов;

     5) Нерациональность расходов и недостаточность доходной базы, характерные для региональных и муниципальных бюджетов. Часто расходы на данных уровнях бюджетной системы направляются далеко не на самые важные мероприятия. Имеется меньше средств, чем обязательств по расходам. Это связано с двумя причинами.

     Во-первых, доходные статьи данных бюджетов состоят в основном из малособираемых налогов, что ограничивает их финансовые возможности.

     Во-вторых, множество программ и обязательств, принятых федеральными органами, направляется для выполнения на места без необходимого финансирования. Другими словами, финансирование федеральных программ возлагается на региональные и муниципальные бюджеты. Такая практика увеличивает расходы и приводит почти повсеместно к дефициту бюджетов данного уровня;

     6) Нестабильность национальной валюты. Слабость денежного обращения и неуверенность в национальной валюте приводят к развитию бартерных операций, следовательно, понижению объема налогов, которые собираются в виде денег, а не товаров и т.п. Естественно, это снижает уровень доходов бюджетов;

     7) Излишняя налоговая нагрузка, которая наблюдается в нашей стране. Это связано с тем, что слишком большие ставки налогов тормозят развитие малого и среднего бизнеса, соответственно, не возникает столько предприятий, сколько могло бы быть при снижении налогового бремени. Кроме того, те предприятия, которые все-таки осуществляют хозяйственную деятельность, стремятся скрыть объемы своих доходов и уменьшить сумму налогов. Все это приводит к значительному недополучению финансовых ресурсов государством. 

Источники финансирования бюджетного дефицита

     При дефиците бюджета должны быть указаны  источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной  системы).

       Источники финансирования бюджетного  дефицита подразделяются на внутренние и внешние.

     К внутренним источникам относятся:

     1)  государственные займы, осуществляемые  путем выпуска государственных  ценных бумаг; 

     2)  кредиты, получаемые правительством  от кредитных организаций, номинированные  в рублях;

     3)  бюджетные ссуды и бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней; 

     4)  поступления от продажи государственного  имущества (приватизации);

     5)  остатки по государственным запасам  и резервам;

     6)  профициты прошлых лет. 

     К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

     1)  государственные займы, осуществляемые  в иностранной валюте путем  выпуска государственных ценных  бумаг; 

     2)  кредиты правительств иностранных  государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, выраженные  в иностранной валюте.

     Первый  источник внутреннего финансирования бюджетного дефицита является очень  распространенным и включает выпуск государственных краткосрочных облигаций. Этот источник финансирования позволяет быстро и эффективно решать проблемы дефицита бюджета, однако, имеет ряд слабых сторон:

     Во-первых, при его использовании возникает так называемый эффект вытеснения, означающий перетягивание средств из частного сектора, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций;

     Во-вторых, использование данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливает государственный внутренний долг.

     В-третьих, злоупотребление указанным методом финансирования бюджетного дефицита может привести к дефолту (невозможности платить по долгам).

     Эффективность использования второго способа  финансирования бюджетного дефицита зависит  от мощности кредитной системы государства. Коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи. Кроме того, отвлечение кредитных ресурсов на нужды государства снижают инвестиционную активность частного сектора.

     Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита.

     Приватизация государственной собственности является важным источником финансирования бюджетного дефицита. При этом, однако, следует учитывать, что правительство может самостоятельно принимать решение о приватизации только мелких и средних предприятий. Решение о приватизации крупных предприятий принимает Жогорку Кенеш.

     Наконец, последний источник внутреннего  финансирования дефицита госбюджета возникает  в том случае, если бюджет предыдущего  года был исполнен с профицитом.

     Важным  внешним источником покрытия бюджетного дефицита является выпуск государственных  ценных бумаг, номинированных в иностранной  валюте. К ним, например, относятся  еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного  займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего  государственного валютного займа) и др.

     Следует, однако, учитывать, что возможность  прибегать к внешним источникам финансирования бюджетного дефицита во многом связана с политическими  факторами. Кроме того, она зависит  от общей суммы внешнего долга  страны и ее способности платить  по старым долгам. Следует также  заметить, что новые внешние заимствования  увеличивают не только основную сумму  долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).

     Но  если в процессе составления или  рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами  бюджета, до утверждения бюджета  следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей  последовательности:

     - сократить привлечение доходов  от продажи государственной или   муниципальной   собственности   (для   федерального   бюджета   – сократить привлечение доходов  от реализации государственных  запасов и резервов);

     -       предусмотреть      направление      бюджетных      средств      на дополнительное погашение  долговых обязательств;

     -       увеличить расходы бюджета, в  том числе за счет передачи  части доходов бюджетам других  уровней. 

     Если  вышеперечисленные меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить  налоговые доходы бюджета путем  внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.

     Законодательством установлены предельные размеры  дефицита бюджета. Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или государственной валюте (внутренние заимствования).

     Небольшой бюджетный дефицит для экономики  многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы  отработать его, вместо того, чтобы  получить эти блага в будущем  за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может  постоянно тратить больше, чем  зарабатывать.

     Однако  передозировка любого лекарства  может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую  нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь  приводят к дефолту.

     Первостепенное  внимание надо обратить на то, на какие  цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям  в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит  возникает из-за неумения руководства  страны обуздать финансовые претензии  министерств, ведомств и различных  лоббистских групп.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит