Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение бюджетного дефицита и проблем управления им.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность бюджетного дефицита, главные причины его возникновения, а также социально-экономические последствия;
2. Изучить меры по покрытию бюджетного дефицита
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом

Содержание

Введение 3
Глава 1. Бюджетный дефицит и его социально-экономические последствия 5
1.1. Понятие и виды бюджетного дефицита 5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита 8
1.4. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 9
Глава 2.Меры по покрытию бюджетного дефицита 12
2.1. Монетизация дефицита: эмиссия денежных средств 12
2.2. Внешнее и внутреннее долговое финансирование 14
2.4. Налоговое регулирование бюджетного дефицита 15
Глава 3. Современные проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения 17
3.1 Бюджетный секвестр: теория и практика применения. Защищенные статьи бюджета 17
3.2 Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2011.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

     3. В сегодняшней бюджетной практике  отсутствуют четкие формулировки  целей и конечных результатов  использования бюджетных средств.

     4. Сегодняшний бюджетный процесс  характеризуется отсутствием критериев  оценки деятельности распорядителей бюджетных средств.

     5. Методы программно-целевого составления  бюджета применяются формально,  в особенности это касается  разработки и реализации государственных  целевых программ.

     Для повышения надежности среднесрочного прогноза и обеспечения преемственности бюджетной политики в мировой практике используют такой метод бюджетного планирования, как выделение бюджетов действующих и вновь принятых обязательств, к преимуществам которых следует отнести:

     - возможность существенного упрощения  и ускорения процедуры составления и рассмотрения бюджета в части "действующих" обязательств, что дает возможность сосредоточить внимание на подготовке к бюджету "вновь принятых" обязательств, которые отображают изменение целей и приоритетов государственной политики;

     - возможность удлинения сроков и повышения надежности среднесрочного бюджетного планирования за счет более точного прогнозирования объема "действующих" обязательств.

     Поэтому необходимо пересмотреть и сократить, а в дальнейшем и полностью  ликвидировать чрезмерные обязательства, которые длительное время не финансируются в бюджетах всех уровней. Гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствия с целями и ожидаемыми результатами бюджетной политики должно стать основным принципом бюджетного планирования.

     Для совершенствования среднесрочного финансового планирования необходимо разработать процедуры пересмотра (корректирования) параметров плана  и использования его составляющих при формировании проекта бюджета  и уточнении приоритетов государственной политики на очередной бюджетный период. На перспективу следует отработать формат финансового плана с выделением бюджета действующих и вновь принятых обязательств.

     Одним из наиболее негативных проявлений отсутствия устоявшихся, комплексных и надежных методик составления и использования среднесрочного финансового плана является несогласование процесса разработки, составления и реализации государственных целевых программ со среднесрочным финансовым планированием (при том, что на финансирование государственных целевых программ из бюджетов страны направляются весьма значительные объемы средств)7.

     При разработке и утверждении государственных  целевых программ отсутствуют процедуры  осуществления оценки объемов бюджетного финансирования программ на предмет соответствия установленным на среднесрочную перспективу бюджетным ограничениям. Также отсутствует план необходимого финансирования из бюджета утвержденных государственных целевых программ на среднесрочную перспективу по главным распорядителям средств. В процессе утверждения новых государственных целевых программ никаким образом не учитывается ситуация по состоянию выполнения и финансирования уже действующих программ, курируемых главным распорядителем бюджетных средств.

     Поэтому при утверждении государственных целевых программ объем требуемого бюджетного финансирования на протяжении всего периода реализации программы не увязывается с возможностями бюджета (среднесрочным финансовым планом).

     Следовательно, для повышения качества среднесрочного прогноза в части, которая касается государственных целевых программ, необходимо составить план необходимого финансирования из госбюджета и местных бюджетов по утвержденным государственным целевым программам на среднесрочную перспективу (по годам и главным распорядителям средств) и обеспечить оперативное коррегирование указанного плана в соответствии с изменениями, которые вносятся в программы.

       Применение вышеупомянутых мер  по усовершенствованию процесса  прогнозирования и среднесрочного  планирования бюджетных показателей позволит повысить качество и надежность бюджетного прогноза.

 

Заключение

 

     Итак, из всего вышесказанного можно сделать  следующие выводы.     Бюджетный  дефицит - превышение расходов государства  над его доходами в данном финансовом году. Нельзя однозначно оценивать бюджетный дефицит как отрицательное явление. Некоторые экономисты находили в нём и положительные моменты.

     Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются:

     1. кредитно-денежная эмиссия;

     2. долговое финансирование;

     3. увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

     Стоит отметить, что законодательно аз каждым уровнем бюджетной системы закреплены свои источники покрытия дефицита бюджета.

     В управлении бюджетным дефицитом  существуют некоторые проблемы. Одна из них связана невозможностью финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета. Существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Тогда приводится в действие механизм бюджетного секвестрирования. Секвестрирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета.

     Существует  также проблема, связанная с прогнозированием и планированием бюджетного дефицита. И решением этой проблемы является системный подход к исследованию бюджетного дефицита и государственного долга.

     Таким образом, во всех странах мира дефицит  бюджета является ключевым вопросом дискуссий об экономической политике правительства. Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как либо изменить ситуацию.

     Огромные  расходы по обслуживанию государственного долга и финансированию бюджетного дефицита поглощают все большую  долю налоговых поступлений. Поэтому  сокращение дефицитов бюджетов и  государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран. 

 

Список  использованной литературы

 
  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12. 2003 № 186-ФЗ (ред. 14.07.2005 );
  3. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2005 год» от 23.12. 2004 № 173-ФЗ (ред. от 04.11.2005 № 141-ФЗ);
  4. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12 2005  № 189-ФЗ (ред. 01.12.2006)  ;
  5. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006  № 238-ФЗ (ред. от 23.11.2007 № 246-ФЗ);
  6. Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 » от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ
  7. Бюджетная система Российской Федерации. Годин А.М., Максисова Н.С., Подпорина И.В. Москва: «Дашков и Ко», 2004.
  8. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. О.В. Врублёвской и М.В. Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2009.
  9. Бликанов А.В., Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов// Дайджест-Финансы, 2007. – №9(153) – с. 12-15
  10. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики // Экономист,2008. - №7 – с. 37
 
  1. Нешитой А.С: Финансы и кредит. – М.: Дашков и К, 2008. – 572 с.
  2. Павлова А.А. Источники финансирования бюджетного дефицита//Экономист.- 2010.- № 1.- С. 76-80.
  3. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 469 с.
  4. Финансы/Под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. – М.: Юрайт-М, 2009. – 529 с.
  5. Бюджет как инструмент социальной справедливости// Бюджет. 2008. №7.
  6. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования.// Теория и практика управления. 2008. №4.

Информация о работе Бюджетный дефицит