Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:31, курсовая работа
Целью работы является изучение бюджетного дефицита и проблем управления им.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность бюджетного дефицита, главные причины его возникновения, а также социально-экономические последствия;
2. Изучить меры по покрытию бюджетного дефицита
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом
Введение 3
Глава 1. Бюджетный дефицит и его социально-экономические последствия 5
1.1. Понятие и виды бюджетного дефицита 5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита 8
1.4. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 9
Глава 2.Меры по покрытию бюджетного дефицита 12
2.1. Монетизация дефицита: эмиссия денежных средств 12
2.2. Внешнее и внутреннее долговое финансирование 14
2.4. Налоговое регулирование бюджетного дефицита 15
Глава 3. Современные проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения 17
3.1 Бюджетный секвестр: теория и практика применения. Защищенные статьи бюджета 17
3.2 Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33
3.
В сегодняшней бюджетной
4.
Сегодняшний бюджетный процесс
характеризуется отсутствием
5.
Методы программно-целевого
Для повышения надежности среднесрочного прогноза и обеспечения преемственности бюджетной политики в мировой практике используют такой метод бюджетного планирования, как выделение бюджетов действующих и вновь принятых обязательств, к преимуществам которых следует отнести:
-
возможность существенного
- возможность удлинения сроков и повышения надежности среднесрочного бюджетного планирования за счет более точного прогнозирования объема "действующих" обязательств.
Поэтому необходимо пересмотреть и сократить, а в дальнейшем и полностью ликвидировать чрезмерные обязательства, которые длительное время не финансируются в бюджетах всех уровней. Гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствия с целями и ожидаемыми результатами бюджетной политики должно стать основным принципом бюджетного планирования.
Для
совершенствования
Одним из наиболее негативных проявлений отсутствия устоявшихся, комплексных и надежных методик составления и использования среднесрочного финансового плана является несогласование процесса разработки, составления и реализации государственных целевых программ со среднесрочным финансовым планированием (при том, что на финансирование государственных целевых программ из бюджетов страны направляются весьма значительные объемы средств)7.
При разработке и утверждении государственных целевых программ отсутствуют процедуры осуществления оценки объемов бюджетного финансирования программ на предмет соответствия установленным на среднесрочную перспективу бюджетным ограничениям. Также отсутствует план необходимого финансирования из бюджета утвержденных государственных целевых программ на среднесрочную перспективу по главным распорядителям средств. В процессе утверждения новых государственных целевых программ никаким образом не учитывается ситуация по состоянию выполнения и финансирования уже действующих программ, курируемых главным распорядителем бюджетных средств.
Поэтому
при утверждении
Следовательно, для повышения качества среднесрочного прогноза в части, которая касается государственных целевых программ, необходимо составить план необходимого финансирования из госбюджета и местных бюджетов по утвержденным государственным целевым программам на среднесрочную перспективу (по годам и главным распорядителям средств) и обеспечить оперативное коррегирование указанного плана в соответствии с изменениями, которые вносятся в программы.
Применение вышеупомянутых мер
по усовершенствованию
Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Нельзя однозначно оценивать бюджетный дефицит как отрицательное явление. Некоторые экономисты находили в нём и положительные моменты.
Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются:
1. кредитно-денежная эмиссия;
2. долговое финансирование;
3. увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.
Стоит
отметить, что законодательно аз каждым
уровнем бюджетной системы
В управлении бюджетным дефицитом существуют некоторые проблемы. Одна из них связана невозможностью финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета. Существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Тогда приводится в действие механизм бюджетного секвестрирования. Секвестрирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета.
Существует также проблема, связанная с прогнозированием и планированием бюджетного дефицита. И решением этой проблемы является системный подход к исследованию бюджетного дефицита и государственного долга.
Таким образом, во всех странах мира дефицит бюджета является ключевым вопросом дискуссий об экономической политике правительства. Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как либо изменить ситуацию.
Огромные
расходы по обслуживанию государственного
долга и финансированию бюджетного
дефицита поглощают все большую
долю налоговых поступлений. Поэтому
сокращение дефицитов бюджетов и
государственного долга - одна из наиболее
актуальных задач экономической политики
не только России, но и других стран.