Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:25, контрольная работа
Цель данной контрольной работы охарактеризовать государственный бюджет как экономическую категорию, причины возникновения и возможные пути преодоления дефицита бюджета, профицит бюджета и направления его использования. Раскрыть сущность расходов и доходов бюджета, провести анализ динамики состава доходов и расходов Федерального бюджета.
Введение………………………………………………………………...2
1. Сущность и функции государственного бюджета.
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория……….4
1.2 Понятие бюджетного дефицита………………………………......10
1.3 Основные задачи в области политики финансирования
федерального бюджета РФ в настоящее время...................................13
2. Состав и структура доходов и расходов
государственного бюджета.
2.1 Состав и структура доходов государственного бюджета………15
2.2 Сущность расходов государственного бюджета………………...19
Заключение……………………………………………………....……..23
Список используемой литературы……………………………...…….24
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и функции государственного бюджета.
1.1 Государственный
бюджет как экономическая
1.2 Понятие бюджетного дефицита………………………………......10
1.3 Основные задачи в области политики финансирования
федерального
бюджета РФ в настоящее время.............
2. Состав и структура доходов и расходов
государственного бюджета.
2.1 Состав и структура доходов государственного бюджета………15
2.2 Сущность расходов государственного бюджета………………...19
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………...…….24
Введение.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные
отношения характеризуются
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру.
Государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Цель данной контрольной работы охарактеризовать государственный бюджет как экономическую категорию, причины возникновения и возможные пути преодоления дефицита бюджета, профицит бюджета и направления его использования. Раскрыть сущность расходов и доходов бюджета, провести анализ динамики состава доходов и расходов Федерального бюджета.
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Будучи
экономической формой существования
реальных, объективно обусловленных
распределительных отношений, выполняя
специфическое общественное назначение
- по удовлетворению потребностей общества
и его государственно-
-государственный
бюджет является особой
-с
помощью бюджета происходит
-пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
-область
бюджетного распределения
Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.
Большое
влияние на экономику страны способен
оказывать бюджет благодаря тому,
что он может использоваться в
интересах ускорения научно-
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.
Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:
1) единство бюджетной системы;
2)
разграничение доходов и
3)
самостоятельность бюджетов
4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5) сбалансированность бюджета;
6)
эффективность и экономность
использования бюджетных
7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
8) гласность;
9) достоверность бюджета;
10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Основные
функции управления государством возложены
на центральные органы власти. Для
выполнения ими их обязанностей, для
финансового обеспечения
Через
федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и
Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии
предприятий военно-