Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:25, контрольная работа
Цель данной контрольной работы охарактеризовать государственный бюджет как экономическую категорию, причины возникновения и возможные пути преодоления дефицита бюджета, профицит бюджета и направления его использования. Раскрыть сущность расходов и доходов бюджета, провести анализ динамики состава доходов и расходов Федерального бюджета.
Введение………………………………………………………………...2
1. Сущность и функции государственного бюджета.
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория……….4
1.2 Понятие бюджетного дефицита………………………………......10
1.3 Основные задачи в области политики финансирования
федерального бюджета РФ в настоящее время...................................13
2. Состав и структура доходов и расходов
государственного бюджета.
2.1 Состав и структура доходов государственного бюджета………15
2.2 Сущность расходов государственного бюджета………………...19
Заключение……………………………………………………....……..23
Список используемой литературы……………………………...…….24
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
1.2 Понятие бюджетного дефицита.
Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:
- сбалансированность – совпадение расходов бюджета и его доходов;
- профицит бюджета – превышение доходов над расходами;
- дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.
Причин дефицита бюджета много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:
- дефицит
может быть связан с
- дефицит
возникает в результате
- дефицит
может отражать кризисные
Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит.
Так, в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Источники финансирования государственного бюджета делятся на внутренние и внешние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:
- финансирование
дефицита бюджета за счет
- государственные ценные бумаги;
- бюджетные ссуды, полученные от государственных
внебюджетных фондов;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов
других уровней;
- прочие источники внутреннего финансирования;
- поступления от продажи имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности;
- государственные запасы драгоценных
металлов и драгоценных камней.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
- кредиты международных
финансовых организаций;
- кредиты правительств иностранных государств,
предоставленные РФ;
- кредиты иностранных коммерческих банков
и фирм, предоставленные РФ;
- изменение остатков средств бюджета
на счетах в банках в иностранной валюте;
- прочее внешнее финансирование.
Государственные долги делятся на внутренние и внешние.
Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
- целевые
займы и вклады;
- государственные внутренние займы 1991
и 1992 гг.;
- государственный внутренний долг РФ,
принятый от бывшего СССР;
- казначейские обязательства;
- государственные ценные бумаги, обеспеченные
золотом;
- ГКО;
- ОФЗ-ПК и т.д.
Классификация
видов государственного внешнего долга
РФ - это группировка
- кредиты, полученные
от правительств иностранных
государств;
- кредиты, полученные от иностранных коммерческих
банков и фирм;
- кредиты, полученные от международных
финансовых организаций.
1.3 Основные задачи в области политики финансирования
федерального бюджета РФ в настоящее время.
Финансирование государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемые двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита бюджета оказывает также влияние увеличение или уменьшение остатков ликвидных финансовых средств у органов государственного управления.
Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью займов государство привлекает свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира, используя различные финансовые элементы: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций, правительств, банков и поставщиков.
Включение изменения остатков средств на счетах и в банках и резервов наличных денег обусловлено ем, что оно влияет на величину общего спроса в экономике аналогично операциям заимствования: сокращение увеличивает спрос, прирост – уменьшает. Использование ранее накопленных средств приводит к увеличению общего спроса в экономике. В этом случае, так же как и при получении органами государственного управления кредитов Центрального банка страны, потребности других секторов экономики в финансовых ресурсах не уменьшаются. Соответственно увеличение остатков средств органов государственного управления ведет к снижению общего спроса в данном периоде.
Государственное заимствование, погашение задолжности и изменение государственных средств на счетах в банках, государственных резервах национальной валюты и ценных бумаг являются не эмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. В случае превышения доходов органов государственного управления над их расходами сумма превышения составляет ту часть доходов, полученных официальных трансфертов и сумм в счет погашения кредитов, которая превышает расходы и валовое кредитование и может быть использована для уменьшения объема обязательств и увеличения ликвидных средств.
Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов.
Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике. Эмиссия новых денег является, таким образом, более стимулирующим способом финансирования дефицита бюджета, чем расширение займов, однако чревато опасностью инфляции.
2. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета.
2.1 Состав и структура доходов государственного бюджета.
В
соответствие с бюджетным кодексом
РФ, доходы бюджета - это денежные средства,
поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в
соответствии с действующим
Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:
- налоги и другие обязательные платежи;
- прочие доходы.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1)
федеральные налоги и сборы,
перечень и ставки которых
определяются налоговым
2)
таможенные пошлины,
3)
государственная пошлина в
К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
- доходы
от имущества, находящегося в
государственной и
- доходы от продажи земли и нематериальных
активов;
- поступления капитальных трансфертов
из негосударственных источников;
- административные платежи и сборы;
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
- от
нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
- от государственных внебюджетных фондов;
- от государственных организаций;
- от наднациональных организаций;
- средства, передаваемые в целевые бюджетные
фонды.
Доходы
целевых бюджетных фондов включают
в себя следующие целевые бюджетные
фонды: дорожные фонды; экологические
фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной
службы налоговой полиции РФ; Фонд развития
таможенной системы РФ; Государственный
фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства
РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный
фонд содействия военной реформе; Фонд
управления, изучения, сохранения и воспроизводства
водных биологических ресурсов; Федеральный
фонд восстановления и охраны водных объектов.
Таблица 2.1 Расчет структуры и динамики доходов федерального бюджета.
Виды доходов | 2008 г.
утвержденный |
2009 г.
проект |
2009 г. в % к 2008 г. | Изменение удельного веса, % | ||
млрд.руб. | в % к итогу | млрд.руб. | в % к итогу | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 (4-2) |
1. Налоги на прибыль | 454.9 | 6,82 | 573.7 | 7,73 | 126,1 | 0,91 |
2. Налоги и взносы на социальные нужды | 585,3 | 8,77 | 567,3 | 7,64 | 96,9 | -1,13 |
3. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1404,0 |
21,04 | 1914,5 |
25,8 | 136,4 | 4,76 |
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 889.0 |
13,32 | 1029.8 |
13,88 | 115,8 | ,056 |
5. Налоги,
сборы и регулярные платежи
за пользование природными |
908.4 |
13,61 | 885.3 |
11,93 | 97,45 | -1,68 |
6. Государственная пошлина | 32.2 | 0,48 | 34.5 | 0,46 | 107,1 | -0,02 |
7. Доходы
от внешнеэкономической |
2124.6 |
31,84 | 2123.8 |
28,6 | 99,96 | -3,24 |
8.
Доходы от использования |
89.8 |
1,34 | 91,1 |
1,23 | 101,4 | -0,11 |
9. Платежи
при пользовании природными |
42.0 |
0,63 | 49.0 |
0,66 | 116,6 | 0,03 |
10. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 130.9 |
1,96 | 139,1 |
1,87 | 106,2 | -0,09 |
11. Доходы от продажи материальных и немат. активов | 2.0 |
0,03 | 2,1 |
0,028 | 105 | -0,002 |
12. Административные платежи и сборы | 4.2 | 0,063 | 4.3 | 0,058 | 102,3 | -0,005 |
13. Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 2.7 | 0,04 | 2.7 | 0,036 | 100 | -0,004 |
14. Прочие неналоговые доходы | 1.9 | 0,03 | 1.9 | 0,026 | 100 | -0,004 |
11. Целевые отчисления от всероссийских гос. лотерей | 1.3 |
0,019 | 2.1 |
0,028 | 161,5 | 0,009 |
Всего доходов | 6673.2 | 100,0 | 7421.2 | 100,0 | - | - |