Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:25, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы охарактеризовать государственный бюджет как экономическую категорию, причины возникновения и возможные пути преодоления дефицита бюджета, профицит бюджета и направления его использования. Раскрыть сущность расходов и доходов бюджета, провести анализ динамики состава доходов и расходов Федерального бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………………...2
1. Сущность и функции государственного бюджета.
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория……….4
1.2 Понятие бюджетного дефицита………………………………......10
1.3 Основные задачи в области политики финансирования
федерального бюджета РФ в настоящее время...................................13
2. Состав и структура доходов и расходов
государственного бюджета.
2.1 Состав и структура доходов государственного бюджета………15
2.2 Сущность расходов государственного бюджета………………...19
Заключение……………………………………………………....……..23
Список используемой литературы……………………………...…….24

Работа состоит из  1 файл

контрольная по финансам.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

    Большую роль играет федеральный бюджет в  поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

    Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

 

    1.2 Понятие бюджетного дефицита.

    Работа  по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:

    - сбалансированность  – совпадение расходов бюджета  и его доходов;

    - профицит  бюджета – превышение доходов  над расходами;

    - дефицит  бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

    Причин  дефицита бюджета много: экономический  спад; рост предельных издержек общественного  производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

    - дефицит  может быть связан с необходимостью  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики;

    - дефицит  возникает в результате чрезвычайных  обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие);

    - дефицит  может отражать кризисные явления  в экономике, неэффективность  финансово кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

    Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. 

    Так, в случае принятия бюджета на очередной  год с дефицитом законом о  бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

    Размер  дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

    Источники финансирования государственного бюджета делятся на внутренние и внешние.

    Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

    - финансирование  дефицита бюджета за счет кредита  Центрального банка РФ и изменения  остатков средств бюджета; 
- государственные ценные бумаги; 
- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов; 
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней; 
- прочие источники внутреннего финансирования; 
- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; 
- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка  заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

    Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

- кредиты международных  финансовых организаций; 
- кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ; 
- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ; 
- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте; 
- прочее внешнее финансирование.

    Государственные долги делятся на внутренние и  внешние.

    Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка  долговых обязательств Правительства  РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

    - целевые  займы и вклады; 
- государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.; 
- государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР; 
- казначейские обязательства; 
- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом; 
- ГКО; 
- ОФЗ-ПК и т.д.

    Классификация видов государственного внешнего долга  РФ - это группировка государственных  внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы "Государственный внешний долг РФ", включающая следующие подгруппы:

- кредиты, полученные  от правительств иностранных  государств; 
- кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм; 
- кредиты, полученные от международных финансовых организаций.

 

1.3 Основные задачи в области политики финансирования

    федерального  бюджета РФ в настоящее  время.

    Финансирование  государственного бюджета представляет собой покрытие его дефицита, осуществляемые двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. На финансирование дефицита бюджета оказывает также влияние увеличение или уменьшение остатков ликвидных финансовых средств у органов государственного управления.

    Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью займов государство  привлекает свободные денежные средства других секторов экономики и внешнего мира,  используя различные финансовые элементы: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от других уровней государственного управления, международных организаций, правительств, банков и поставщиков.

    Включение изменения остатков средств на счетах и в банках и резервов наличных денег обусловлено ем, что оно влияет на величину общего спроса в экономике аналогично операциям заимствования: сокращение увеличивает спрос, прирост – уменьшает. Использование ранее накопленных средств приводит к увеличению общего спроса в экономике. В этом случае, так же как и при получении органами государственного управления кредитов Центрального банка страны, потребности других секторов экономики в финансовых ресурсах не уменьшаются. Соответственно увеличение остатков средств органов государственного управления ведет к снижению общего спроса в данном периоде.

    Государственное заимствование, погашение задолжности  и изменение государственных  средств на счетах в банках, государственных  резервах национальной валюты и ценных бумаг являются не эмиссионными способами  покрытия дефицита бюджета. В случае превышения доходов органов государственного управления над их расходами сумма превышения составляет ту часть доходов, полученных официальных трансфертов и сумм в счет погашения кредитов, которая превышает расходы и валовое кредитование  и может быть использована для уменьшения объема обязательств и увеличения ликвидных средств.

    Покрытие  дефицита за счет выпуска новых денег  увеличивает денежную массу в  обращении и способствует развитию инфляционных процессов.

    Денежная  эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике. Эмиссия новых денег является, таким образом, более стимулирующим способом финансирования дефицита бюджета, чем расширение займов, однако чревато опасностью инфляции.

 

    2. Состав и структура  доходов и расходов  государственного  бюджета.

    2.1 Состав и структура  доходов государственного  бюджета.

    В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующим законодательством  в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы:

    - налоги  и другие обязательные платежи;

    - прочие  доходы.

    К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

    1) федеральные налоги и сборы,  перечень и ставки которых  определяются налоговым законодательством  Российской Федерации, а пропорции  их распределения в порядке  бюджетного регулирования между  бюджетами разных уровней бюджетной  системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

    2) таможенные пошлины, таможенные  сборы и иные таможенные платежи;

    3) государственная пошлина в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

    К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

    - доходы  от имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности; 
- доходы от продажи земли и нематериальных активов; 
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; 
- административные платежи и сборы; 
- штрафные санкции, возмещение ущерба; 
- доходы от внешнеэкономической деятельности; 
- прочие неналоговые доходы.

    Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

    - от  нерезидентов; 
- от бюджетов других уровней; 
- от государственных внебюджетных фондов; 
- от государственных организаций; 
- от наднациональных организаций; 
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

    Доходы  целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные  фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. 

Таблица 2.1 Расчет структуры и динамики доходов федерального бюджета.

Виды  доходов 2008 г.

утвержденный

2009 г.

проект

2009 г.  в % к 2008 г. Изменение удельного веса, %
млрд.руб. в % к итогу млрд.руб. в % к итогу
А 1 2 3 4 5
6 (4-2)
1. Налоги  на прибыль 454.9 6,82 573.7 7,73 126,1 0,91
2. Налоги  и взносы на социальные нужды 585,3 8,77 567,3 7,64 96,9 -1,13
3. Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ  
 
1404,0
21,04  
 
1914,5
25,8 136,4 4,76
4. Налоги  на товары, ввозимые на территорию  РФ  
889.0
13,32  
1029.8
13,88 115,8 ,056
5. Налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами  
 
908.4
13,61  
 
885.3
11,93 97,45 -1,68
6. Государственная  пошлина 32.2 0,48 34.5 0,46 107,1 -0,02
7. Доходы  от внешнеэкономической деятельности  
2124.6
31,84  
2123.8
28,6 99,96 -3,24
8. Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности  
 
 
 
89.8
1,34  
 
 
 
91,1
1,23 101,4 -0,11
9. Платежи  при пользовании природными ресурсами  
42.0
0,63  
49.0
0,66 116,6 0,03
10. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства  
 
130.9
1,96  
 
139,1
1,87 106,2 -0,09
11. Доходы  от продажи материальных и немат. активов  
 
2.0
0,03  
 
2,1
0,028 105 -0,002
12. Административные  платежи и сборы 4.2 0,063 4.3 0,058 102,3 -0,005
13. Штрафы, санкции, возмещение ущерба 2.7 0,04 2.7 0,036 100 -0,004
14. Прочие  неналоговые доходы 1.9 0,03 1.9 0,026 100 -0,004
11. Целевые  отчисления от всероссийских  гос. лотерей  
 
1.3
0,019  
 
2.1
0,028 161,5 0,009
Всего доходов 6673.2 100,0 7421.2 100,0 - -

Информация о работе Бюджетный дефицит