Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:25, контрольная работа
Цель данной контрольной работы охарактеризовать государственный бюджет как экономическую категорию, причины возникновения и возможные пути преодоления дефицита бюджета, профицит бюджета и направления его использования. Раскрыть сущность расходов и доходов бюджета, провести анализ динамики состава доходов и расходов Федерального бюджета.
Введение………………………………………………………………...2
1. Сущность и функции государственного бюджета.
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория……….4
1.2 Понятие бюджетного дефицита………………………………......10
1.3 Основные задачи в области политики финансирования
федерального бюджета РФ в настоящее время...................................13
2. Состав и структура доходов и расходов
государственного бюджета.
2.1 Состав и структура доходов государственного бюджета………15
2.2 Сущность расходов государственного бюджета………………...19
Заключение……………………………………………………....……..23
Список используемой литературы……………………………...…….24
Доходы федерального бюджета в 2008 году планируемые в размере 6673,2 млрд. рублей, или 19,14% к ВВП.
Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируемые на 2009 год в сумме 7421,2 млрд. рублей (18,80% к ВВП).
Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 501,8 млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:
- рост ВВП – на 323,5 млрд. рублей;
- изменение объемов импорта – на 144,2 млрд. рублей;
- увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых и прочих объемных показателей – на 115,1 млрд. рублей;
- изменение структуры объемных показателей – на 6,8 млрд. рублей;
- изменение экспортных цен на газ природный – на 2,3 млрд. рублей.
Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:
- изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 74,2 млрд. рублей;
- изменения объемов экспорта – на 9,7 млрд. рублей;
- снижения курса рубля по отношению к доллару США – на 6,2 млрд. рублей.
2.2 Сущность расходов государственного бюджета.
Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы госбюджета - это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства. У каждого государства есть 4 первоочередные функции: экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы: экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия - финансирование отраслей, обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных услуг - здравоохранение, образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление - связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы.
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
-
обеспечение деятельности
-
функционирование федеральной
-
осуществление международной
-
национальная оборона и
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- и т.д.
Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 1.2)
Рис. 1.2. Классификация расходов государственного бюджета РФ
Таблица
2.2 Расчет
структуры и динамики
расходов федерального
бюджета.
Виды расходов | 2008 г.
утвержденный |
2009 г.
проект |
2009 г. в % к 2008 г. | Изменение удельного веса, % | ||
млрд.руб. | в % к итогу | млрд.руб | в % к итогу | |||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 (4-2) |
1. Общегосударственные вопросы | 896,4 | 13,8 | 974,3 | 13,23 | 108,7 | -0,57 |
2. Национальная оборона | 957,9 | 14,7 | 1 057,8 | 14,37 | 110,4 | -0,33 |
3. Национальная
безопасность и |
769,1 |
11,8 | 923,7 |
12,55 | 120,1 | 0,75 |
4. Национальная экономика | 672,8 | 10,35 | 753,5 | 10,23 | 112,0 | -0,12 |
5. Жилищно-коммунальное хозяйство | 56,5 | 0,87 | 79,2 | 1,07 | 140,1 | 0,2 |
6. Охрана окружающей среды | 9,4 | 0,145 | 10,3 | 0,14 | 109,6 | -0,005 |
7. Образование | 310,0 | 4,77 | 312,3 | 4,24 | 100,7 | -0,53 |
8. Культура, кинематография и средства массовой информации | 78,1 |
1,20 | 66,9 |
0,91 | 85,6 | -0,29 |
9. Здравоохранение | 211,8 | 3,26 | 229,2 | 3,11 | 108,2 | -0,15 |
10. Социальная политика | 275,1 | 4,23 | 340,0 | 4,62 | 123,6 | 0,39 |
11. Межбюджетные трансферты | 2263,2 | 34,82 | 2430,9 | 33,02 | 107,4 | -1,8 |
12. Условно утвержденные расходы | - | - | 184,0 | 2,50 | - | - |
Всего расходов | 6 500,3 | 100,0 | 7 361,9 | 100,0 | - | - |
Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 500,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7 361,9 млрд. рублей (18,6% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в реальном выражении – соответственно, 107,3% и 106,4% процента.
Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.
В
проекте федерального бюджета обеспечена
реализация установленных стратегических
целей и приоритетов Российской Федерации,
ключевыми из которых является обеспечение
достойной жизни для граждан, устойчивого
роста для экономики, уверенности в будущем
для страны.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны., обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства.
Бюджет
играет важную экономическую, социальную
и политическую роль в воспроизводственном
процессе. Используя средства бюджетного
фонда на финансирование наиболее прогрессивных,
приоритетных отраслей народного хозяйства,
государство влияет на перераспределение
национального дохода между отраслями.
Через бюджет доходы рентабельных отраслей
перераспределяются в отраслях с низкой
рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного
фонда содержание учреждений и организаций
социальной сферы, государство обеспечивает
воспроизводство рабочей силы. Через бюджет
перераспределяются доходы между федеральным
уровнем и административными территориями.
Список использованной литературы.
1. Финансы: Учебник для вузов / Под ред.Л.А. Дробозиной – М.:ЮНИТИ Москва 2000г.
2. Финансы: денежное обращение и кредит: Финансы: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М., 1999
3. Государственный бюджет: Учебное пособие / Под ред. М.И. Ткачук, Минск, 2000
4. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляк. - М., 2003.
5. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. М.В. Романовского и др; М., 2005.
6. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник.
В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. М.:Проспект Москва 2006г
7.
Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.М.
Родионовой - М.,2000