Бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение всех стадий бюджетного процесса, и на основе их анализа в Республике Беларусь предложить направления совершенствования бюджетного процесса. Для выполнения данной работы, были поставлены следующие задачи:
- изучение основ организации бюджетного процесса;
- рассмотрение основных этапов бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения;
- изучение организации исполнения бюджета в Республике Беларусь;
- анализ исполнения бюджета Республики Беларусь в нынешнем году.

Содержание

Введение 5
1 Основы организации бюджетного процесса 7
2 Основные стадии бюджетного процесса и их характеристика 12
2.1 Составление бюджета 12
2.2 Рассмотрение и утверждение 15
2.3 Организация исполнения бюджета 19
3 Анализ исполнения бюджета в Республике Беларусь за 2011 год 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение А Исполнение бюджета сектора органов
государственного управления за январь-октябрь 2011 года 36

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 61.18 Кб (Скачать документ)

Составление проектов бюджетов осуществляется на основании  прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений денежно-кредитной  политики. Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до 1 августа года, предшествующего  планируемому финансовому году, разрабатывают  параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления  бюджетно-финансовой и денежно-кредитной  политики, которые представляются на рассмотрение Правительства, а после их одобрения – на рассмотрение Президента.

Составлению проекта  бюджета предшествует разработка соответствующих  организационных мероприятий: определяются основные этапы и виды работ; ожидаемое исполнение доходов и расходов консолидированного бюджета республики и его составных частей за текущий финансовый год: производится анализ статистических отчетных данных о развитии экономики республики в целом и отдельных административно-территориальных единиц; систематизируются для учета в проекте бюджета принятые законодательные и нормативные акты об изменении налогового и другого законодательства, поручения Президента, постановления Правительства о приоритетном финансировании отдельных отраслей экономики и социальной сферы.

На основании  этого делаются прогнозные оценки поступлений  в бюджет.

Планирование  расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами  и другими органами управления, которые  находятся на бюджетном финансировании. Исходя из этого Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с  учетом прогнозируемых доходов.

В бюджете на очередной финансовый год предусматриваются  ассигнования на выплату процентов  по внутреннему и внешнему государственному долгу, погашение задолженности  по государственному долгу прошлых лет [11, с. 92].

В составе республиканского и местных бюджетов создаются  резервные и целевые бюджетные  фонды. Порядок их формирования и  размеры определяются при утверждении  бюджетов.

Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения  по сбалансированию бюджетов Министерством  финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.

Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки  расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения  об изменении состава объектов, финансируемых  из данного бюджета. Эти предложения  рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное  отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие  органы представительной власти создают  согласительную комиссию, решение которой  доводится до обеих сторон.

Такой порядок  создает правовую базу для обеспечения  подготовки проектов всех бюджетов в  установленные сроки, четкость в  прохождении всех этапов составления  проекта бюджета.

Разработанные проекты  республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих  исполкомов местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принимают решения о представлении  бюджетов соответственно Президенту и  в местные Советы депутатов.

Представленный  Правительством на рассмотрение Президента проект бюджета является перечнем документов, указанных в законе о бюджетной  системе. К ним относятся: пояснительная  записка к проекту бюджета; основные направления бюджетной и налоговой  политики на очередной финансовый год; проект консолидированного бюджета  Республики Беларусь; основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами; оценка ожидаемого пополнения республиканского и консолидированных бюджетов; прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета; проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В процессе подготовительных мероприятий Министерство финансов устанавливает министерствам, другим республиканским органам государственного управления, облисполкомам и Минскому горисполкому, иным юридическим лицам  порядок и сроки представления  необходимых данных и прогнозных показателей по доходам и расходам для разработки проектов республиканского бюджета и нормативов отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в бюджеты  областей и города Минска.

Составление бюджета  относится к компетенции исполнительной власти. Бюджетная инициатива отечественных  парламентариев ограничена, они могут  вносить предложения по изменению  отдельных статей доходов и расходов республиканского бюджета. Любой вариант  бюджета, подготовленный не органами исполнительной ветви власти, может быть предметом  обсуждения общественностью, приемлемые его принципы и положения могут  быть заимствованы органами, которым  по закону надлежит разрабатывать основной финансовый план государства на предстоящий год [14, с. 114].

 

2.2 Рассмотрение  и утверждение бюджета

 

Рассмотрение  и утверждение бюджета в целом  относится к компетенции представительной власти. Однако элементы рассмотрения присутствуют и на стадии составления проекта бюджета. Так, Совет Министров рассматривает на своем заседании представленный Министерством финансов проект республиканского бюджета и консолидированного бюджета республики, а также предложения о размерах нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и города Минска.

Но действующему в настоящее время порядку  представленный Президентом проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения о принятии проекта бюджета или его отклонении.

Остановимся более  подробно на механизме прохождения  республиканского бюджета.

С докладом о  проекте бюджета выступает представитель Правительства. Свой доклад по этому вопросу делает председатель комиссии по бюджету и финансам. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным на голосование бюджетным показателям считается принятым, если за него проголосовало большинство избранных депутатов.

При обсуждении вносимых поправок в представленный проект бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие увеличение доходов.

Принятый Национальным собранием республиканский бюджет оформляется законом, в котором отражаются:

  • превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами (бюджетный дефицит), предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
  • распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских, налогов и других 
    обязательных платежей в бюджет областей и города Минска;
  • доходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и 
    подразделам функциональной бюджетной классификации и по ведомственной бюджетной классификации;
  • перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета;

- объем ассигнований на государственные капитальные вложения в 
отраслевом разрезе, финансирование которых предусмотрено из средств 
республиканского бюджета;

-перечень защищенных статей; размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.

В законе о бюджете устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга [16, с. 33].

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, проект закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год вносится в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего  очередному финансовому году.

В случае отклонения Парламентом представленного проекта  бюджета постоянные комиссии должны внести предложения об увеличении доходов, сокращении расходов или внесении изменений  в налоговое законодательство.

При несогласии с решением Парламента глава государства  вправе, в соответствии с Законом  о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный  срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.

Закон о бюджете  должен быть опубликован в республиканских  газетах для всеобщего сведения.

Аналогично осуществляется рассмотрение и утверждение проектов решений местных Советов депутатов  о бюджете на очередной финансовый год [14, с. 115].

В целом, принятие закона о республиканском бюджете  на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего  очередному финансовому году. Принятие решений местными Советами депутатов  о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. Утверждение нижестоящих  бюджетов производится после утверждения  соответствующих вышестоящих бюджетов.

После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.

До начала фактического финансирования расходов Министерство финансов по согласованию с министерствами, другими органами государственного управления устанавливает поквартальное  распределение доходов и расходов республиканского бюджета. Это является основанием для разработки и утверждения  Министерством финансов специального документа: Росписи доходов и  расходов бюджета, источников покрытия дефицита республиканского бюджета.

Таким образом, стадия утверждения бюджета оканчивается утверждением закона о бюджете. После  этого акта Советом Министров, Министерством  финансов и местными финансовыми  органами производятся действия и принимаются  документы, конкретизирующие и детализирующие отдельные положения и статьи закона.

 

2.3 Организация  исполнения бюджета

 

Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится к компетенции исполнительной власти. Последняя разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета. Можно выделить основные принципы исполнения бюджетов всех уровней:

-  в процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в 
их расходную и доходную части. Делается это на основании решений органов представительной и исполнительной власти.

- главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами. Бюджетная роспись представляет собой поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, покрытие дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Она составляется финансовыми органами и доводится до сведения распорядителей бюджетных средств.

Поквартальное распределение  бюджетных средств осуществляется с целью, прежде всего, более рационального и равномерного использования бюджетных средств. Второй задачей поквартальной разбивки является контроль за строго целевым и своевременным использованием этих денежных средств.

- в исполнении бюджетов принимают участие все республиканские 
и местные государственные органы, предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, а также определенная часть населения.

- законодательство предусматривает санкции и меры ответственности к юридическим и физическим лицам за нарушения против бюджета 
Республики Беларусь.

В целом, исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов  депутатов о бюджете на очередной  финансовый год в соответствии с  бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь