Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение всех стадий бюджетного процесса, и на основе их анализа в Республике Беларусь предложить направления совершенствования бюджетного процесса. Для выполнения данной работы, были поставлены следующие задачи:
- изучение основ организации бюджетного процесса;
- рассмотрение основных этапов бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения;
- изучение организации исполнения бюджета в Республике Беларусь;
- анализ исполнения бюджета Республики Беларусь в нынешнем году.
Введение 5
1 Основы организации бюджетного процесса 7
2 Основные стадии бюджетного процесса и их характеристика 12
2.1 Составление бюджета 12
2.2 Рассмотрение и утверждение 15
2.3 Организация исполнения бюджета 19
3 Анализ исполнения бюджета в Республике Беларусь за 2011 год 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение А Исполнение бюджета сектора органов
государственного управления за январь-октябрь 2011 года 36
Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений денежно-кредитной политики. Министерство экономики, Министерство финансов и Национальный банк ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому финансовому году, разрабатывают параметры прогноза социально-экономического развития республики, основные направления бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, которые представляются на рассмотрение Правительства, а после их одобрения – на рассмотрение Президента.
Составлению проекта
бюджета предшествует разработка соответствующих
организационных мероприятий: определяются
основные этапы и виды работ; ожидаемое
исполнение доходов и расходов консолидированного
бюджета республики и его составных частей
за текущий финансовый год: производится
анализ статистических отчетных данных
о развитии экономики республики в целом
и отдельных административно-
На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет.
Планирование расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании. Исходя из этого Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.
В бюджете на очередной финансовый год предусматриваются ассигнования на выплату процентов по внутреннему и внешнему государственному долгу, погашение задолженности по государственному долгу прошлых лет [11, с. 92].
В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды. Порядок их формирования и размеры определяются при утверждении бюджетов.
Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.
Если на местах не представляется возможным сформировать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расчеты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представителей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разрешения спора выше- и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.
Такой порядок создает правовую базу для обеспечения подготовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюджета.
Разработанные проекты
республиканского и местных бюджетов
вносятся соответственно на рассмотрение
Совета Министров и соответствующих
исполкомов местных Советов депутатов.
Последние после детального обсуждения
принимают решения о
Представленный
Правительством на рассмотрение Президента
проект бюджета является перечнем документов,
указанных в законе о бюджетной
системе. К ним относятся: пояснительная
записка к проекту бюджета; основные
направления бюджетной и
В процессе подготовительных
мероприятий Министерство финансов
устанавливает министерствам, другим
республиканским органам
Составление бюджета
относится к компетенции
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета
Рассмотрение
и утверждение бюджета в целом
относится к компетенции
Но действующему в настоящее время порядку представленный Президентом проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Министерства финансов. По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения о принятии проекта бюджета или его отклонении.
Остановимся более подробно на механизме прохождения республиканского бюджета.
С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства. Свой доклад по этому вопросу делает председатель комиссии по бюджету и финансам. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей республиканского бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным на голосование бюджетным показателям считается принятым, если за него проголосовало большинство избранных депутатов.
При обсуждении вносимых поправок в представленный проект бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, затем поправки, предусматривающие увеличение доходов.
Принятый Национальным
собранием республиканский
- объем ассигнований
на государственные капитальные вложения
в
отраслевом разрезе, финансирование которых
предусмотрено из средств
республиканского бюджета;
-перечень защищенных статей; размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
В законе о бюджете устанавливается также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга, лимит участия Национального банка в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком внутреннего государственного долга [16, с. 33].
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год вносится в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.
В случае отклонения
Парламентом представленного
При несогласии с решением Парламента глава государства вправе, в соответствии с Законом о Президенте, не позднее, чем в 10-дневный срок, возвратить его со своими возражениями в Парламент для повторного обсуждения и голосования. Если Парламент большинством (не менее двух третей от избранных депутатов) подтвердит ранее принятое решение, Президент обязан в трехдневный срок подписать закон. Если по истечении указанного срока закон о бюджете не возвращается в Парламент, он считается подписанным в той редакции, в которой был направлен главе государства.
Закон о бюджете
должен быть опубликован в республиканских
газетах для всеобщего
Аналогично осуществляется
рассмотрение и утверждение проектов
решений местных Советов
В целом, принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году. Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
После принятия закона о бюджете у Министерства финансов возникают дополнительные обязанности, в частности, оно должно сообщать министерствам и другим получателям бюджетных средств показатели по ассигнованиям из республиканского бюджета. Областным и Минскому городскому Советам депутатов Министерство финансов доводит нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска.
До начала фактического
финансирования расходов Министерство
финансов по согласованию с министерствами,
другими органами государственного
управления устанавливает поквартальное
распределение доходов и
Таким образом, стадия
утверждения бюджета
2.3 Организация исполнения бюджета
Все предшествующие стадии бюджетного процесса обеспечивают государство основным финансовым планом. Его реализация происходит в процессе исполнения бюджета. Эта стадия относится к компетенции исполнительной власти. Последняя разрабатывает и доводит до всех заинтересованных правила исполнения бюджета. Можно выделить основные принципы исполнения бюджетов всех уровней:
- в процессе
исполнения бюджетов могут быть внесены
изменения в
их расходную и доходную части. Делается
это на основании решений органов представительной
и исполнительной власти.
- главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись доходов и расходов, составляемая финансовыми органами. Бюджетная роспись представляет собой поквартальное распределение доходов и расходов бюджета, покрытие дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией. Она составляется финансовыми органами и доводится до сведения распорядителей бюджетных средств.
Поквартальное распределение
бюджетных средств
- в исполнении бюджетов
принимают участие все республиканские
и местные государственные органы, предприятия,
организации и учреждения всех форм собственности,
а также определенная часть населения.
- законодательство
предусматривает санкции и меры ответственности
к юридическим и физическим лицам за нарушения
против бюджета
Республики Беларусь.
В целом, исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.
Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь