Бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение всех стадий бюджетного процесса, и на основе их анализа в Республике Беларусь предложить направления совершенствования бюджетного процесса. Для выполнения данной работы, были поставлены следующие задачи:
- изучение основ организации бюджетного процесса;
- рассмотрение основных этапов бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения;
- изучение организации исполнения бюджета в Республике Беларусь;
- анализ исполнения бюджета Республики Беларусь в нынешнем году.

Содержание

Введение 5
1 Основы организации бюджетного процесса 7
2 Основные стадии бюджетного процесса и их характеристика 12
2.1 Составление бюджета 12
2.2 Рассмотрение и утверждение 15
2.3 Организация исполнения бюджета 19
3 Анализ исполнения бюджета в Республике Беларусь за 2011 год 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение А Исполнение бюджета сектора органов
государственного управления за январь-октябрь 2011 года 36

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.docx

— 61.18 Кб (Скачать документ)

 В целом за год на рост доходов бюджета по сравнению с запланированным уровнем оказывают влияние следующие факторы:

     - инфляционно-девальвационный прирост налоговой базы (дополнительные доходы составят около 9,1 трлн. рублей;

-   неучтенные в бюджете доходы в виде вывозных таможенных пошлин на  нефть, добытую на территории Беларуси (2,9 трлн. рублей);

-     прирост поступлений таможенных пошлин на импортные легковые автомобили (0,9 трлн. рублей);

-  повышение с 1 июня 2011 года ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения (0,6 трлн. рублей с даты повышения);

-     увеличение доходов местных бюджетов в результате установления повышающих коэффициентов к ставкам налогов на собственность  (0,6 трлн. рублей).

Кроме того, в целях увеличения доходной части бюджета правительством подготовлены следующие предложения, учтенные при уточнении бюджета:

- изъятие части прибыли  отдельных высокорентабельных предприятий  на сумму 1,3 трлн. рублей;

- повышение с 1 сентября  ставок акцизов на алкогольную  продукцию и табачные изделия  с учетом  того, что  цена  на них в нашей стране явно  занижена. Дополнительные поступления от повышения акцизов составят около 0,25  трлн. рублей.

На увеличение расходов бюджета во втором полугодии повлияли следующие составляющие:

-  индексация доходов работников бюджетной сферы;

- рост бюджетных обязательств по компенсации части процентных ставок по кредитам банков. С одной стороны это связано с увеличением ставки рефинансирования, с другой – с ростом потребности в кредитовании организаций АПК;

-значительный рост расходов на обслуживание внешнего государственного долга и платежей в рамках участия Беларуси в интеграционных объединениях.

Доля этих расходов в консолидированном  бюджете по сравнению с 2008-м  докризисным годом возрастает почти на 19 процентных пунктов.

Кроме этого, дополнительное давление на расходы бюджетных организаций продолжает оказывать рост цен на питание, оплату коммунальных, транспортных и других услуг. Изменение валютного курса автоматически ведет к росту расходов на оплату критического импорта, а в бюджете таких расходов немало. Это медикаменты, оборудование, также преимущественно медицинское. Только по этим двум позициям дополнительная потребность в средствах по республиканскому бюджету составляет более 200 млрд. рублей [8].

В связи с изменением макроэкономической ситуации в целях компенсации  социальных последствий в текущем  году ведется процесс реализации следующих мер по социальной защите населения:

- в сентябре была оказана помощь в размере 500 тыс. рублей на каждого работника бюджетной сферы, включая военнослужащих и государственных служащих, а также неработающим пенсионерам на сезонную закупку продовольственных товаров, традиционно заготавливаемых на осенне-зимний период;

-   с    1 октября – повышение тарифной ставки первого разряда;

- с 1 ноября – увеличение размера пенсий в соответствии с законодательством;

-   с   1 сентября т.г. – изменение подходов к исчислению стипендий.  

-   с   1 ноября с учетом инфляции – повышение бюджета прожиточного минимума. Соответствующее повышение ожидает пенсии, пособия, другие социальные выплаты, исчисляемые в соответствии с законодательством исходя из бюджета прожиточного минимума;

-  в IV квартале повышение единовременных пособий при рождении детей в соответствии с Национальной программой демографической безопасности на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента от 11 августа 2011 года № 357;

-    увеличение в бюджете ассигнования на оказание адресной социальной помощи наиболее уязвимым в финансовом плане категориям работников.

Реализация данных мероприятий осуществляется в рамках бездефицитного бюджета за счет сокращения других, менее значимых в текущей экономической ситуации расходов [1].

Таким образом, можно сделать  вывод, что, несмотря на тяжелое макроэкономическое  в нашей стране, правительство направляет все силы на борьбу с последствиями кризиса и поддержание устойчивости нашей экономики. В связи с этим можно предложить основные направления развития экономики нашей страны, которые помогут усовершенствовать бюджетный процесс и стабилизировать ситуацию в стране:

-  внедрение режима  жесткой экономии текущих расходов  бюджетных организаций и инвентаризации  государственных капитальных вложений;

-  уменьшение государственной  поддержки реального сектора  экономики;

-  выделение средств  на стимулирование экспорта и  создание новых инновационных  производств;

-  проведение ревизий государственных программ в целях сокращения их финансирования;

-  разработка среднесрочных  финансовых программ при формировании  бюджетов всех уровней бюджетной  системы (в том числе бюджетов  государственных внебюджетных фондов);

-  оптимизация сети  бюджетных учреждений, численности  занятых в бюджетном секторе,  переход от содержания бюджетной  организации к оплате ее услуг,  расширение спектра внебюджетных  источников финансирования традиционных  бюджетных услуг, включая медицину  и образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе были исследованы основы организации  бюджетного процесса Республики Беларусь, проанализированы основные этапы его  организации: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение республиканского и местных бюджетов.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность государственных  органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов, а также  составлению, рассмотрению и утверждению  отчетов об их исполнении. 

Основными принципами бюджетного процесса являются:

- единство и полнота охвата всех доходов и расходов;

- гласность и публичность;

- ежегодность;

- специализации бюджетных показателей;

- реальность запланированных бюджетных средств;

- самостоятельность;

- сбалансированность;

-разграничение компетенции между органами представительной и исполнительной власти.

Бюджетный процесс  состоит из четырех стадий: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Составление проекта  республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь в  соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и начинается не позднее, чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.

Стадия утверждения  бюджета оканчивается утверждением закона о бюджете. В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, проект закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год вносится в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.

Исполнение бюджета - это процесс, в течение которого субъекты бюджетных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности. Их целевой установкой является обеспечение выполнения бюджета по доходам и расходам.

В ходе работы был  также проанализирован бюджет 2011 года, выявлены основные проблемы, тенденции, изучен предлагаемый комплекс мер, который позволит обеспечить необходимый уровень финансовой поддержки населения нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Бюджетная политика: ориентиры на перспективу / С. Насута // Финансы. Учет. Аудит. – 2011. – № 7. – С. 13-14.

2. Бюджетный процесс в Республике Беларусь / Сорокина Т.В. – Минск: БГЭУ, 2008. – 798 с.

3. Государственные финансы:  Учеб. пособие / Г.К. Мультан, Е.Ф.  Киреева, О.А. Пузанкевич [и др.];  под ред. Г.К. Мультана. – Минск: БГЭУ, 2005. – 166 с.

4. Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. №412-З "Бюджетный кодекс Республики Беларусь"

5.Министерство финансов  Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.minfin.gov.by/

6.Национальный статистический  комитет Республики Беларусь  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.belstat.gov.by/

7. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь от 14 октября 2010 г. №176-3: с уточнениями от 14 ноября 2011 г. № 524// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011.  – № 129. – 1/13077

8.Парламент поставил точку  в исполнении республиканского  бюджета / М.В. Криштапович, А.В.  Хотько  //  Планово-экономический  отдел. – 2011. - №10. – С. 16-21.

9.Рост доходов, ограничение  расходов, социальная защита населения  / М. Ермолович // Финансы. Учет. Аудит. – 2011. – № 9. – С. 8-11.

10.Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина [и др.]; под ред. проф. Н.Е. Зайца, М.К. Фисенко. – Изд. 2-е, стереотип. – Минск: БГЭУ, 2006. – 351 с.

11.Финансы: Курс лекций / О.А.Карякина, Н.А.Прокопович. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 174 с.

12.Финансы: учебник для вузов / Г.Б.Поляк, О.И.Пилипенко, Н.Д.Эриашвили [и др.]; под ред. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 607 с.

13.Финансы и кредит: учеб. пособие / Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом; Мисанта, 2005. – 336 с.

14.Финансовая система  Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко.  – Минск: Соврем. шк., 2008. – 184 с.

15.Финансовое право Республики Беларусь: Учеб. пособие/ Г.А.Воробей. – Минск: Амалфея, 2006. – 432 с.

16.Финансы и финансовый  рынок: учеб. пособие / О.А. Пузанкевич  [и др.]; под ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2010. – 313 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Исполнение бюджета  сектора органов государственного управления за январь-октябрь 2011 года

 

Показатели

План 2011 года

Исполнено за январь-сентябрь

В % к годовому плану

 

Всего

Республиканский бюджет

Всего

Республиканский бюджет

Всего

Республиканский бюджет

Всего доходов

104580

49282,7

84375,3

37971,3

80,7

77

из них:

           

Налог на прибыль

8052,6

2589,1

6454

2095,6

80,1

80,9

Налог на добавленную стоимость

24491,5

17253,1

19281

13642,8

78,7

79,1

Акцизы

5469,9

5467,8

4318,5

4316,7

79

78,9

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

14977,3

14977,3

10897,2

10897,2

72,8

72,8

Поступления в ФСЗН

25927,4

х

22590,7

х

87,1

х

Всего расходов:

102628,8

50082,7

76646,1

34642,5

74,7

69,2

из них:

           

Общегосударственная деятельность

13412,9

23323,4

9638,5

15760,7

71,9

67,6

Национальная экономика

153001

9188,9

11221,5

6327

73,3

68,9

Расходы на финансирование социальной сферы

60149,8

10636,7

46244,7

7529,8

76,9

70,8

Превышение доходов над расходами (+), Дефицит (-)

1951,2

-800

7729,2

3328,8

   

 

 


Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь