Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение всех стадий бюджетного процесса, и на основе их анализа в Республике Беларусь предложить направления совершенствования бюджетного процесса. Для выполнения данной работы, были поставлены следующие задачи:
- изучение основ организации бюджетного процесса;
- рассмотрение основных этапов бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения;
- изучение организации исполнения бюджета в Республике Беларусь;
- анализ исполнения бюджета Республики Беларусь в нынешнем году.
Введение 5
1 Основы организации бюджетного процесса 7
2 Основные стадии бюджетного процесса и их характеристика 12
2.1 Составление бюджета 12
2.2 Рассмотрение и утверждение 15
2.3 Организация исполнения бюджета 19
3 Анализ исполнения бюджета в Республике Беларусь за 2011 год 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложение А Исполнение бюджета сектора органов
государственного управления за январь-октябрь 2011 года 36
Решающая роль в исполнении бюджетов принадлежит Министерству финансов, местным финансовым органам, Министерству по налогам и сборам и региональным государственным налоговым инспекциям [15, с.107].
В соответствии
со ст.102 Бюджетного кодекса, Министерство
финансов определяет порядок финансирования
расходов, предусмотренных по бюджетам,
порядок оплаты бюджетных обязательств,
принятых получателями бюджетных средств,
осуществляет операции по передаче средств
в форме межбюджетных трансфертов
между республиканским бюджетом
и местными бюджетами, устанавливает
порядок и сроки представления
периодической и годовой
Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит государственному казначейству, в функции которого входит управление доходами и расходами республиканского бюджета и контроль за его исполнением.
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые органы и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в пределах своей компетенции организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Обязательным условием исполнения бюджетов является кассовое исполнение бюджета. Законом о бюджетной системе и Банковским кодексом оно возложено на банковскую систему. Кассовое исполнение бюджета заключается в приеме, хранении и выдаче денежных средств. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все доходы данного бюджета аккумулируются на одном счете в конкретном кредитном учреждении [3, с. 68].
С 1999 г. исполнение республиканского бюджета происходит в режиме, принципиально отличном от прежнего. Он представляет собой казначейскую систему исполнения республиканского бюджета. Новый порядок исполнения республиканского бюджета по расходам предусматривает финансирование расходов распорядителей средств со счетов Главного государственного казначейства Минфина и его территориальных органов. Переход на казначейскую систему изменил направления движения денежных потоков от традиционной схемы: Министерство финансов - главный распорядитель средств - распорядитель средств - конечный получатель бюджетных средств (субъект хозяйствования, поставляющий товары и услуги бюджетному сектору) к схеме: Министерство финансов -территориальный орган государственного Казначейства - конечный потребитель бюджетных средств.
Казначейская схема исполнения республиканского бюджета позволяет правительству более рационально управлять государственными финансами, сокращает потребность в заимствовании средств у банков, ускоряет сроки прохождения средств до конечных потребителей.
Стадия исполнения
бюджетов состоит из двух подстадий
— исполнение бюджета по доходам
и исполнение бюджета по расходам.
Их особенностью является то, что эти
подстадий исполняются
Исполнить бюджет
по доходам — значит организовать
бесперебойное поступление
В случае несвоевременного
или неполного поступления
Доходы, которые получены сверх установленных законом (решением) объемов, в соответствии с бюджетным законодательством, могут быть использованы исполнительным органом на уменьшение размера дефицита, сокращение сумм долговых обязательств перед вышестоящим бюджетом и др.
Доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг или работ сверх смет доходов и расходов после уплаты предусмотренных законодательством налогов от этих работ и услуг, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.
Более сложным по организации исполнения является исполнение бюджета по расходам. Исполнять бюджет по расходам — значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете на основании бюджетной классификации и в соответствии с бюджетной росписью.
Средства, выделяемые из бюджета в процессе его исполнения для финансирования предусмотренных законом (решением) в бюджете расходов, называются бюджетными ассигнованиями [13, с. 68].
В процессе исполнения бюджетов Министерство финансов и соответствующие местные финансовые органы имеют право вносить изменения в квартальные значения и в статьи расходов соответствующих бюджетов в пределах утвержденных годовых ассигнований по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации и ведомственной классификации расходов бюджета.
В случае принятия актов законодательства Республики Беларусь, в том числе решений местных Советов депутатов, вызывающих увеличение расходов или уменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства из вышестоящих бюджетов.
Потери в доходах
и дополнительные расходы, возникающие
в ходе исполнения бюджета, не компенсируются
за счет бюджетов других административно-
В случае принятия местными Советами депутатов решений, противоречащих законам Республики Беларусь и решениям вышестоящих местных Советов депутатов в части размеров нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей, а также в части взаимных расчетов, либо несоблюдения ими и местными исполнительными и распорядительными органами указанных положений в процессе исполнения бюджетов средства, причитающиеся соответствующим бюджетам., взыскиваются Министерством финансов и соответствующими исполнительными и распорядительными органами в бесспорном порядке.
По требованию Министерства финансов, местных исполнительных и распорядительных органов банки обязаны представлять сведения о состоянии банковских счетов министерств, других республиканских органов государственного управления, иных юридических лиц, использующих средства бюджета, государственных и отраслевых внебюджетных фондов, а также о движении средств по бюджетным счетам; юридические и физические лица обязаны представлять информацию об использовании финансовых средств, полученных из бюджета и государственных внебюджетных фондов для целевого использования.
Необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь средства бюджета, в том числе в виде займов и ссуд, по решению Министерства финансов или местного финансового органа подлежат возвращению в бюджет с взысканием в бесспорном порядке с юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, а также предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, допустивших указанные нарушения, штрафа в двукратном размере этих средств.
Выделяемые из бюджета средства поступают в распоряжение руководителей бюджетных учреждений, которых принято называть распорядителями бюджетных средств.
Распорядители бюджетных
средств — это должностные
лица, которым законодательством
предоставлено право
Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Однако для завершения расчетов и исполнения обязательств в период исполнения бюджетов предусматривается льготный период, составляющий один месяц. Бюджетный год плюс льготные периоды определяются как счетный период.
Завершающим этапом последней стадии бюджетного процесса - исполнения бюджета - является отчет об исполнении бюджета.
Подготовка отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год осуществляется Министерством финансов. Распорядители средств республиканского бюджета на основе бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств в установленном порядке составляют и представляют в Министерство финансов годовую бухгалтерскую отчетность в составе и порядке, определенных Министерством финансов [14, с. 17].
Непосредственно
отчет об исполнении республиканского
бюджета за отчетный финансовый год
составляется Министерством финансов
в соответствии с бюджетной классификацией
Республики Беларусь и по структуре,
которые применялись при
Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года.
Распорядители средств
местного бюджета на основе бухгалтерской
отчетности получателей бюджетных
средств в установленном
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты представляют в Министерство финансов отчеты об исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в порядке и сроки, установленные Министерством финансов. К отчету об исполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска прилагаются сводная бухгалтерская отчетность, документы и материалы в составе, определенном Министерством финансов.
Отчеты об исполнении
местных бюджетов вносятся местными
исполнительными и
Таким образом, исполнение бюджета - это длящийся процесс, в течение которого субъекты бюджетных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности. Их целевой установкой является обеспечение выполнения бюджета по доходам и расходам. Однако необходимо отметить, что достижение указанной цели возможно только при строгом соблюдении государственной финансовой дисциплины, которая обеспечивается и охраняется государством. Более подробно процесс исполнения бюджета за 2011 год в Республике Беларусь проанализируем в следующей главе.
3 АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2011 ГОД
По итогам десяти месяцев 2011 года доходы бюджета сектора органов государственного управления за январь-октябрь 2011 года сложились в сумме 84,4 трлн. рублей. (Приложение А)
Доходы республиканского бюджета составили 38,0 трлн. рублей (77 процентов уточненного годового плана).
Расходы бюджета сектора органов государственного управления за январь-октябрь 2011 года составили 76,6 трлн. рублей (74,7 процента уточненного годового плана).
Расходы республиканского бюджета составили 36,4 трлн. рублей (69,2 процента уточненного годового плана).
За десять месяцев текущего года профицит бюджета сектора органов государственного управления составил 7,7 трлн. рублей, или 3,6 процента к ВВП. Профицит республиканского бюджета составил 3,3 трлн. рублей (1,5 процента к ВВП) [5].
Профицит сформировался
в результате опережающего поступления
доходов, а также жесткой экономии
текущих расходов в бюджетных
организациях и инвентаризации государственных
капитальных вложений. Кроме того,
правительством были установлены лимиты
расходов бюджетов областей и г. Минска
на уровне утвержденных бюджетов. Совокупный
вклад бюджетно-налоговой
Все остальные текущие расходы финансировались исходя из минимально необходимого для обеспечения бесперебойного функционирования бюджетных организаций уровня. Так, исполнение капитальных расходов составило 39% к плану (3,3 трлн. рублей из предусмотренных на год 8,5 трлн. рублей). С использованием аналогичных подходов до конца текущего года возможности по сокращению капитальных расходов оцениваются на уровне 1,4 трлн. рублей за счет Госинвестпрограммы на 0,7 трлн. рублей (или на 30%) и других капитальных расходов бюджетных организаций на 0,7 трлн. рублей. В нынешних условиях такое связывание денежной массы – один из факторов достижения сбалансированности экономики, предотвращения дополнительного роста инфляции, сдерживания спроса на иностранную валюту. Бюджетные ограничения важно сохранить до конца года [9].
Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы в Республике Беларусь