Дебиторская задолженность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно рассмотреть вопросы, касающиеся анализа и управления дебиторской задолженностью предприятия. Для осуществления данной цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть множество понятий дебиторской задолженности;
составить классификацию данного вида задолженности предприятий;
рассмотреть то как происходит управление дебиторской задолженностью на предприятиях;
привести показатели, с помощью которых производится анализ дебиторской задолженности на предприятии.

Работа состоит из  1 файл

Дебиторская задолженность.docx

— 220.49 Кб (Скачать документ)

2.1.Кредитная  политика предприятия

      В современном мире в условиях жесткой  конкуренции вопрос управления дебиторской  задолженностью играет важную роль в  повышении эффективности управления оборотными активами любой компании. Компании могут инвестировать значительные денежные средства в дебиторскую  задолженность, тем самым лишая  себя мобильности и возможности  осуществлять активную инвестиционную деятельность, снижая ликвидность. Управление дебиторской задолженностью осуществляется посредством разработки кредитной  политики, а именно решения вопроса  о том, кому предоставлять товарный кредит, на каких условиях и на какой  срок.

  Предоставление коммерческих кредитов всем желающим приведет не к увеличению прибыли, а напротив, ее сокращению — за счет роста безнадежной дебиторской задолженности с последующим ее списанием и дефициту денежных средств для расчетов с поставщиками — за счет затягивания сроков оплаты. Грамотно разработанная кредитная политика позволяет максимизировать денежный поток и компенсировать риск, принимаемый на себя компанией, что, в конечном счете, повышает стоимость компании и благосостояние акционеров.

  Кредитная политика подразумевает решение следующих немаловажных вопросов:

  • об определении срока предоставления кредита (период времени, в течение которого дебитору представляется отсрочка платежа);
  • о стандартах кредитоспособности (определение кредитного рейтинга покупателя и вытекающих отсюда размеров допустимых сумм кредита);
  • о системе сбора платежей (политика и процедура истребования дебиторской задолженности, показатели, отражающие нарушения в оплате и пр.);
  • о скидках, представляемых за раннюю оплату (размер скидок и период, в течение которого ими можно воспользоваться). 

  Вырабатывая политику кредитования покупателе, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.

  1. Срок предоставления кредита. Чаще всего применяются стандартизированные по условиям оплаты, в том числе продолжительности кредитования. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта.
  2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции и определения в нем условий оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей. В зависимости от того на сколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии и так далее меняется.
  3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении оговора предприятие естественно рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены ситуации, когда возникает сомнительная или безнадежная задолженность. При присоединении неизрасходованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли года, следующего за годом их создания, соответственно уменьшается сумма резервов и увеличивается размер налогооблагаемой прибыли. Создаваемый резерв по сомнительным долгам служит источником пополнения оборотных средств, авансированных в операции по реализации товаров, работ и услуг. Сомнительными долгами считаются те виды дебиторской задолженности, которые не погашены в установленные сроки и не обеспечены юридически полноценными обязательствами или гарантиями. Не полученные в течение года с дебиторов долги относятся на финансовые результаты предприятия.
  4. Система сбора  платежей. Этот раздел работы дебиторам предполагает разработку процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условия оплаты; критериальных  значений  показателей свидетельствующих о существовании нарушений.
  5. Систем предоставляемых скидок. Подразумевается предоставление покупателю опциона на получение скидки с отпускной цены.  Предоставление скидок выгодно как для покупателей, так и для продавцов. Первые  имеют прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, вторые же получают косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность.

      Однако  помимо рассмотрения вышеперечисленных  вопросов для предприятия имеет  большое значение все-таки выбрать  тип кредитной политики на основании, которого он в дальнейшем. В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; правовые условия обеспечения взыскания  дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части  отвлечения средств в дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

   Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Использование такого типа политики фирмы предполагает существенное сокращение круга покупателей товара в кредит за счет групп повышенного риска, также значительно минимизируются сроки предоставления кредита, и повышается стоимость, при этом используются жесткие меры инкассации дебиторской задолженности. Таким образом, в результате применения данного вида политики доля оборотных активов составит не более 40 %, а период оборачиваемости не более 52 дней. Умеренный тип кредитной политики фирмы характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Доля оборотных активов в общих активах – 45 %, продолжительность оборота оборотных средств – 72 дня.

   Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью ставит повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации товара в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов в общих активах – более 50 % продолжительность оборота оборотных средств – 95 дней.

      Определяя тип кредитной политики, следует  иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время  как мягкий (агрессивный) ее вариант  может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень  платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.  

2.2. Рефинансирование  дебиторской задолженности

      В настоящее время в связи с  развитием банковской системы и  расширением спектра банковских услуг стало возможным рефинансирование дебиторской задолженности, что  в условиях постоянных задержек платежей является для компании способом получения  необходимых денежных средств в ранние сроки. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности, используемые компаниями, — факторинг,  и конечно же форфейтинги.

  Факторинг — это комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Фактически факторинг - это прямая продажа дебиторской задолженности банку или финансовой компании. За осуществление такой операции фактор взимает с предприятия определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты. Фактор – компания непосредственно выплачивает своему клиенту сумму в размере 70-90% от общего объема дебиторской задолженности. После того, как должники оплатят за товар, факторинговая фирма перечисляет оставшиеся 10 - 30 % средств.

  Основная задача факторинга — обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.

Рассмотрим  непосредственно действие факторинга на схеме приведенной ниже:

 

Рисунок 1. «Схема 1  Факторинга» 

  Из схемы приведенной выше мы видим что процесс факторинга заключается в следующем: 1. первоначально происходит поставка товара покупателю на условиях отсрочки платежа,2.  в дальнейшем предприятие поставщик передает права требования  долга по поставке факторинговой компании, 3.в свою очередь эта компания  предоставляет данному предприятию сумму денежных средств в размере до 90 % от общей суммы поставки; 4. по истечению срока происходит оплата за поставленный товар; 5. происходит выплата остатков средств по поставкам. за минусом комиссии Фактора.

     Факторинговое обслуживание наиболее привлекательно для малых и средних предприятий, которые обычно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малых или средних может воспользоваться услугами факторинговой компании.

     К недостаткам факторинга можно отнести: дополнительные расходы продавца, связанные  с продажей продукции; утрата прямых контактов с покупателем и  соответствующей информации; высокая  стоимость услуги; усложнение взаимоотношений  с покупателями в результате смены  держателя дебиторской задолженности; неприспособленность к российским условиям.

Однако  факторинг имеет и ряд значительных преимуществ, непосредственно само предприятие получает возможность  планировать свои денежные потоки самостоятельно независимо от платежной дисциплины своих контрагентов. Также благодаря  использованию факторинга при управлении дебиторской задолжностью возможно ее повышение, снижается риск, связанный  с предоставлением отсрочки платежей, увеличиваются продажи и многое другое.

     Эффективность факторинговой операции для предприятия-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним  уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту.

         Еще одним способом по управления дебиторской задолженности, используемого при  рефинансировании дебиторской задолженности является форфейтинг, однако данный метод применяется только в случае осуществления импортно-экспортных операций.

   Форфейтинг - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе.Это означает, что покупатель долга (форфейтер ) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности взыскания суммы долга с должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Отличительными  признаками операции являются:

-    наличие прямого обязательства банка должника в форме ранее авалированного им простого или переводного векселя, а также банковской гарантии;

-    срок рассрочки платежа должен быть не менее 90 дней, до 2-5 лет, в зависимости от уровня платежеспособности страны (в некоторых случаях до 9 лет);

-      возможность продажи долговых обязательств на вторичном рынке, т.е. банк, купивший вексель у поставщика товара, имеет возможность переуступить данный вексель другому банку и т.д.;

-      векселя, как правило, выписываются полугодовыми сроками погашения, при этом возможна переуступка каждого из векселей;

-      сделка не предполагает возможность регресса на последнего продавца, т.е. векселедержатель может обратиться за оплатой суммы векселя только к векселедателю или авалисту (гаранту) по каждому конкретному векселю.

      Форфейтинг, по своей сути, соединяет в себе элементы факторинга и учета векселей. В отличие от факторинга форфейтинг является однократной операцией.

Рисунок 2.  «Схема  механизма форфейтинга»

1.  Подписание контракта.

2.  Отгрузка товара.

3.  Выпуск простого векселя или акцепт переводного векселя экспортера.

4.  Аваль векселя.

5.  Передача векселя с копиями коммерческих и отгрузочных документов форфейтору .

6.  Передача векселя и копий документов Банку.

7.  Подтверждение достоверности векселя Банком-гарантом.

8.  Платеж Банка форфейтору за вычетом дисконта.

9.  Платеж форфейтора экспортеру.

10.   Предоставление векселя к оплате в Банк-гарант по наступлении срока платежа.

11.   Платеж по векселю.

     Форфейтинг  обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.

  Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Кроме векселей крайне редко объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме аккредитива. Это объясняется сложностью операции, заключающейся, прежде всего в том, что в случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры. Между тем форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения сделки, а также простоту документооборота.

Информация о работе Дебиторская задолженность предприятия