Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно рассмотреть вопросы, касающиеся анализа и управления дебиторской задолженностью предприятия. Для осуществления данной цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть множество понятий дебиторской задолженности;
составить классификацию данного вида задолженности предприятий;
рассмотреть то как происходит управление дебиторской задолженностью на предприятиях;
привести показатели, с помощью которых производится анализ дебиторской задолженности на предприятии.
Введение
В современных условиях не одно предприятие не способно обойтись без задолженности. В условиях формирования рыночных отношений, практически невозможно управлять сложным экономическим механизмом хозяйствующего субъекта без своевременной экономической информации, основную часть которой дает четко налаженная система бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности. Большое значение при этом имеет непосредственное регулирование взаимоотношений между предприятием и его контрагентами. Для этого необходимо постоянно контролировать текущее соотношение взаиморасчетов с покупателями. предприятие должно больше внимание уделять образованию не только кредиторской задолженности, но и дебиторской.
Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия, т.е. дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что дебиторская задолженность, как реальный актив, играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности.
Поэтому
предприятие должно применять меры
по урегулированию и планированию уровня
дебиторской задолженности. Для
этого необходимо непосредсвтенно
использовать методы по ее управлению,
к которым можно отнести
Следовательно, актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях проблема использования наиболее эффективных методов по управлению дебиторской задолженности является одной из основных у сотрудников финансовой службы предприятия.
Однако
нельзя забывать важный момент, что
в целях произведения эффективного
управления дебиторской задолженности
необходимо проводит ее анализ, следовательно,
на основании полученных данных благодаря
анализу мы сможем в итоге определиться
с оптимальным методом
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно рассмотреть вопросы, касающиеся анализа и управления дебиторской задолженностью предприятия. Для осуществления данной цели необходимо выполнить ряд задач:
Данная курсовая работа состоит из 3 глав: в первой главе рассматриваются теоретические вопросы затрагивающие понятие дебиторской задолженности; во второй главе раскрывается вопрос касающийся методов управления задолженностью; в 3 главе приводится часть показателей необходимых для проведения анализа дебиторской задолженности предприятия.
Информационной
базой для написания данной курсовой
работы послежили, гражданский кодекс
РФ, положения по бухгалтерскому учету,
также были сипользована научная литература
таких авторов как Л.Н. Павлова «Финансовый
менеджмент»; Г.Н. Лифиренко «Финансовый
анализ», В.В. Ковалева «Курс финансового
менеджмента» и др. источники, в том числе
интернет - издания.
1.Теоретические основы дебиторской задолженности
С формированием рыночной экономики в России произошли большие изменения за последние два десятилетия. Большинство механизмов функционирования рыночной экономики отечественные специалисты реформаторы позаимствовали с запада, однако, развитие нашей страны идет по иному пути.
Всегда для многих российских предприятий стояла и стоит проблема не платежей. В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность предприятий другим предприятиям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (по средствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским кредитам).
Наличие неплатежей напрямую не связано с финансовым неблагополучием, однако, данную ситуацию можно рассматривать в таком ключе, что наличие неплатежей у предприятия – это метод приспособиться предприятия к постоянно изменяющимся условиям рыночной экономики. В западных экономиках крупные и авторитетные компании могут позволить себе задерживать платежи, в то время как для небольших и неизвестных фирм соблюдения платежной дисциплины ими самими и другими компаниями по отношению к ним - вопрос выживания.
В
России неплатежами признаются все
счета, не оплаченные после доставки
товаров или оказания услуг после
наступлении срока платежа. В
западных странах поставщики дают,
согласно законодательству, своим потребителям
от 30 до 90 дней для того, чтобы оплатить
счета, только по истечении этого
срока задолженность считается
просроченной. Это отражает нормальные
отношения доверия и
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые возникают в ходе различных фактов хозяйственной деятельности.
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность по которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
В различной научной литературе встречаются множество формулировок понятия дебиторской задолженности. Под дебиторской задолженностью понимаются задолженность организаций, работников и физических лиц данной организации, которая возникает в процессе экономической деятельности организации, т.е. задолженность покупателей за купленные товары и услуги, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.
Следовательно, дебиторская задолженность представляет собой средства, временно отвлеченные из оборота предприятия. Данная задолженность - просто деньги, которые у предприятия по идее есть, но не в «живом» виде, а в виде обязательств, выраженной в той или иной форме. Однако все-таки это обязательства перед данным предприятием со стороны другой организации, и они составляют долги, которые могут привести к дисбалансу. Поэтому в зависимости от размера дебиторской задолженности, наиболее вероятных сроков её погашения, а также от того, какова вероятность непогашения задолженности, можно сделать вывод о состоянии оборотных средств организации и тенденциях её развития.
И.А. Бланк в своих книгах определяет дебиторскую задолженность как сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и многое другое.
Также можно рассмотреть данную задолженность с точки зрения того, что она представляет собой недополученную выручку за реализованную продукцию. Понятие «выручка от продаж» включает суммы денежных средств, поступивших в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг и дебиторской задолженности.
Базой для определения выручки от продаж является только факт отгрузки, так, например если продажа продукции осуществляется на условиях коммерческого кредита, то выручкой считается полная сумма полученной дебиторской задолженность не зависимо от срока погашения кредита. Если произведена неполная оплата отгруженной продукции, то выручка определяется как сумма поступления дебиторской задолженности (в частности, непокрытой поступлением).
Поскольку выручка является основным доходом предприятия, формирующим его финансовый результат, следовательно, предприятие стремится к его увеличению, в связи с этим будет увеличиваться и дебиторская задолженность предприятия, что может привести к разбалансированности и снижения финансовой эффективности внутри предприятия, то влияют на нее те же факторы. Так, если раньше на сумму выручки оказывали влияние факторы связанные как со спросом на продукцию, так и с документооборотом между покупателем и поставщиком, платежеспособностью покупателя, то в настоящее время на сумму выручки оказывает влияние только один фактор - фактор спроса, конкурентоспособности произведенной продукции.
Следовательно, с учетом такой точки зрения на объем дебиторской задолженности также влияет фактор спроса, и это следует учитывать при формировании политики управления дебиторской задолженностью.
Другой подход к пониманию дебиторской задолженности описывает дебиторской задолженность как «весьма динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции».
Дебиторская задолженность представляет собой один из элементов оборотного капитала предприятия и относится к фондам обращения. Как известно из теории - оборотные средства предприятия подлежат нормированию это производится для того чтобы рассчитать необходимое количество оборотных средств для ритмичного и эффективного функционирования предприятия. При этом необходимо учитывать то, что дебиторская задолженность в отличие от, например производственных запасов не подлежит все-таки нормированию, следовательно, при учете задолженности политика по управлению ею должна быть направлена на обеспечение допустимого уровня задолженности с последующим контролем над ее динамикой и объемом.
Поэтому предприятию при управлении дебиторской задолженности необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы оказывающие влияние на величину данного вида задолженности. Внешние факторы не зависят от организации деятельности предприятия, и ограничить их влияние менее возможно или в отдельных случаях практически невозможно. Внутренние факторы целиком и полностью зависят от профессионализма финансового менеджмента компании, от владения им искусством управления дебиторской задолженностью.
Следовательно, к внешним факторам влияния следует отнести:
Внутренние факторы:
Таким образом, неправильное установление сроков и условий кредитования (предоставления кредитов), непредставление скидок при досрочной уплате клиентами (покупателями, потребителями) счетов, неучет других рисков могут привести к резкому росту дебиторской задолженности.
Проанализировав
многочисленные мнения на предмет определения
понятия дебиторской