Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность бюджетного дефицита;
2) рассмотреть виды бюджетного дефицита;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия бюджетного дефицита……………………….4
1.1. Сущность бюджетного дефицита………………………………………4
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………………7
1.3. Управление бюджетным дефицитом…………………………………..9
1.4. Проблемы управления бюджетным дефицитом в России……………16
Глава 2. Современная динамика бюджетного дефицита………………….19
2.1. Анализ дефицита будущих периодов………………………………….19
2.2. Проблема дефицита бюджета на местном уровне…………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………….29
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Специальность «Финансы и кредит»
на тему «Дефицит бюджета, проблемы управления им»
Выполнила студентка
Уфа 2012
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Основные понятия бюджетного дефицита……………………….4
1.1. Сущность бюджетного дефицита………………………………………4
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………………7
1.3. Управление бюджетным дефицитом…………………………………..9
1.4. Проблемы управления бюджетным дефицитом в России……………16
Глава 2. Современная динамика бюджетного дефицита………………….19
2.1. Анализ дефицита будущих периодов………………………………….19
2.2. Проблема дефицита бюджета на местном уровне…………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….29
В настоящее время в условиях рыночных отношений, нестабильности курса рубля, кризиса производства и неплатежей, большое значение уделяется формированию бюджета. В мире трудно отыскать страну, которая не столкнулась бы с дефицитом бюджета.
Актуальность темы исследования заключается в следующем:
1) бюджетный дефицит – это основная проблема не только финансовой системы субъектов страны, но и Российской Федерации в целом, поэтому проблему сокращения дефицита следует начинать решать не на государственном уровне, а с малого – местных уровней;
2) недостаток денежных средств в бюджете, соответственно их дефицит, ведет к сокращению расходной части социальной политики, здравоохранения, образования, следовательно, понижается уровень жизни населения;
3) бюджетный дефицит является началом всех экономических проблем в стране;
4) для погашения дефицита бюджета страна вступает в долговые обязательства, а значит, зависит от иностранных инвесторов. А увеличение внешнего долга потом сказывается и на финансовом положении внутри страны.
Объектом данной курсовой работы является бюджетный дефицит.
Предметом исследования является рассмотрение видов дефицита бюджета, основных мер по сокращению бюджетного дефицита.
Целью курсовой работы является определение проблем управления дефицитом бюджета.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность бюджетного дефицита;
2) рассмотреть виды бюджетного дефицита;
3) выявить проблемы управления бюджетным дефицитом;
4) определить меры по сокращению дефицита бюджета.
Глава 1 Основные понятия бюджетного дефицита.
1.1 Сущность бюджетного дефицита.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом”. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить:
- спад общественного производства;
- завышенные расходы на реализации принятых социальных программ;
- рост затрат на оборону, рост теневого сектора экономики;
- увеличение предельных издержек общественного производства.
Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.
Дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью регулирования финансовых прорех, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели.
Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна усугублять экономику страны, ущемлять налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центрального банка.
Таким образом, можно сделать вывод, что дефицит бюджета не является отрицательным показателем в экономическом развитии страны, напротив, он свидетельствует об изменениях в доходной и расходной структуре, как следствие, развитии экономики. Но также следует учитывать допустимый процент бюджетного дефицита, чтобы избежать кризиса.
1.2 Виды бюджетного дефицита.
Существуют основные виды бюджетных дефицитов, такие как:
Циклический дефицит бюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
Структурный дефицит бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
Операционный дефицит бюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
Первичный дефицит бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
Квазифискальный дефицит бюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.
При анализе взаимозависимости между стабилизирующей политикой государства и состоянием его бюджета различают две составляющие бюджетного дефицита: структурный и циклический.
Дефицит, возникающий в случаях чрезвычайных обстоятельств, а также в результате государственного регулирования экономической конъюнктуры можно назвать структурным. Он является продуктом оптимальной государственной политики по стабилизации экономики и оказывает существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычислении структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).
Другой вид дефицита возникает в результате кризисных явлений в экономике страны, циклического спада производства, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Такой дефицит называют циклическим. Его рассматривают как нежелательное явление в экономике.
Ключом к решению проблемы дефицита бюджета является проводимая государством фискальная и денежная политика.
Дефицит бюджета покрывается разными способами: с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках. В этом случае возникает взаимосвязь дефицита бюджета и государственного долга.
Во время кризиса к структурному дефициту добавляется циклический, во время процветания структурный дефицит уменьшается на абсолютную величину циклического. Фактический дефицит во время кризиса больше, а во время бума получается меньше структурного дефицита.
Так как выплаты процентов по государственному долгу являются первоочередной статьей расходов государственного бюджета, существует еще один вид бюджетного дефицита: первичный. Это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат процентов по государственному долгу. В странах, имеющих большой государственный долг, при отсутствии первичного дефицита, нередко существует общий дефицит государственного бюджета.