Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность бюджетного дефицита;
2) рассмотреть виды бюджетного дефицита;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия бюджетного дефицита……………………….4
1.1. Сущность бюджетного дефицита………………………………………4
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………………7
1.3. Управление бюджетным дефицитом…………………………………..9
1.4. Проблемы управления бюджетным дефицитом в России……………16
Глава 2. Современная динамика бюджетного дефицита………………….19
2.1. Анализ дефицита будущих периодов………………………………….19
2.2. Проблема дефицита бюджета на местном уровне…………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………….29
Источник: Веб-сервер администрации города Сургут, http://www.admsurgut.ru/docs.
Анализируя данные таблицы, можно заметить, что основную часть доходов бюджета составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетных систем РФ. На данный момент во многих регионах стали использовать субсидии, выделяемые в порядке софинансирования целевых расходов, не исходя из экономического содержания, а для поддержки мер по сбалансированности бюджетов.
За последние три года произошли следующие изменения в доходной части бюджета городского округа:
1) не поступает с 2006 года налог на прибыль организаций, который составлял 45,3 % в общем объеме доходов бюджета;
2) увеличился процент норматива отчислений по налогу на доходы физических лиц с 40% до 48,9% в связи с передачей дополнительного норматива по данному налогу взамен ранее предоставляемой субъектом Российской Федерации дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений;
3) поступает с 2006 года на территорию города транспортный налог, доля которого в доходах бюджета составляет 6%;
4) нестабильность поступлений финансовой помощи из средств субъекта Российской Федерации в бюджет городского округа. В 2007 году она составила 45% в общем объеме доходов бюджета городского округа, в 2006 – 59,9 %, в 2005 – 34,5% соответственно.
Несмотря на произошедшие изменения, динамику бюджетных доходов города определяет в основном стабильный темп роста налога на доходы физических лиц.
Также для регулирования дефицита бюджета в городе проводится бюджетная и долговая политика.
Особенностью бюджетной политики города в 2007 году было ее реформирование, связанное с внедрением новых подходов к финансированию бюджетного сектора: расходы, нацеленные на достижение конкретных результатов при повышении ответственности и расширении самостоятельности участников бюджетного процесса.
Долговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики города и осуществляется в рамках соблюдения требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Своевременное и в полном объеме выполнение своих долговых обязательств позволит говорить о муниципальном образовании как о надежном заемщике.
На 1 июля 2007 года муниципальный внутренний долг города составил 927,8 млн. рублей, в том числе:
-за счет средств займа Европейского банка реконструкции и развития по реализации Проекта развития коммунальных городских служб, направленных на капитальные вложения в объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения и институциональное развитие муниципальных предприятий «Горводоканал» и «Городские тепловые сети» -677,8 млн.рублей;
-за счет бюджетного кредита Ханты-Мансийского автономного округа, направленных на покрытие кассовых разрывов -250 млн.рублей.
В связи с чем, приоритетные направления долговой политики муниципального образования на среднесрочную перспективу до 2010 года заключаются:
- в оптимизации структуры муниципального внутреннего долга и поддержание его объема на экономически безопасном уровне;
- в проведение экономически обоснованной заемной политики.
В целях увеличения доходов местного бюджета и укрепления в целом финансовой системы города в 2008 году проведен анализ изменения инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, зарегистрированных на территории города, принадлежащих гражданам на праве собственности с учетом разработанных субъектом Российской Федерации коэффициентов пересчета восстановительной стоимости. Для увеличения доходной базы города также завершена работа по государственной кадастровой оценке земель и усилен контроль за начислением и поступлением земельного налога.
В 2007 году Администрация города в целях дальнейшего развития города выступила инициатором разработки инвестиционных программ, что позволило в 2008 году запустить механизм двух инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций в развитие инженерных сетей.
В 2007 году заключено кредитное соглашение с привлечением заемных средств Европейского банка реконструкции и развития по реализации программы реконструкции муниципального жилищного фонда города. В уставный капитал ОАО «Югра-Консалтинг» внесено 37,5 млн. рублей из средств бюджета городского округа для исполнения функций агентства по реконструкции жилищного фонда.
Таким образом в перспективе, уже начиная с 2009г. бюджет Сургута должен быть профицитным, путем развития существенного потенциала по увеличению поступлений по налогам, зачисляемым в бюджет городского округа, и усиление действий на их собираемость, а также планируется рост налоговой нагрузки для активного населения города, являющегося налогоплательщиками имущественных налогов. Об этом свидетельствует Распоряжение Главы города №2 от 03.03.2008 «О перспективном финансовом плане города Сургута на 2008 - 2010 годы».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетный дефицит является неотъемлемой частью экономики любой страны. Его возникновение обусловливается многими причинами, такими как: спад общественного производства; завышенные расходы на реализации принятых социальных программ; затрат на оборону, рост теневого сектора экономики; увеличение предельных издержек общественного производства.
Можно отметить, что бюджет субъектов РФ является в основном хронически дефицитным.
Одними из главных видов бюджетного дефицита являются циклический и структурный. Циклический дефицит возникает в результате кризисных явлений в экономике страны, спада производства, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Структурный дефицит возникает в случаях чрезвычайных обстоятельств, а также в результате государственного регулирования экономической конъюнктуры.
Существует ряд проблем управления бюджетным дефицитом:
1. Запланированные расходы не совпадают с реальными доходами страны, при этом возникает проблема выявления рационального распределения денежных средств по статьям расходов;
2. Законы, регламентирующие социальную политику (в частности повышение пенсий, зарплат работников бюджетной сферы), не поддерживаются финансовой базой страны;
3. Отсутствие должного контроля над расходом бюджетных средств, выделенных субъектам федерации для балансирования финансового состоянии.
Регулирование дефицита бюджета зависит от рационального проведения бюджетной и долговой политики.
Основными мерами по сокращению бюджетного дефицита являются:
1. Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля.
2. Сокращение расходов на содержание административно–
3. Упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и стремительного развития производства.
4. Стабилизация денежного обращения в стране, а также жесткий контроль над инфляцией;
5. Уменьшения спада промышленного и сельскохозяйственного производства.
8. Увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других инвесторов. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов.
9. Стимулирования иностранных инвесторов, путем совершенствования системы финансовых, валютных и таможенных льгот, создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что управление бюджетным дефицитом является трудоемким и долгосрочным процессом в законодательной сфере. При этом меры по его сокращению применяются не в полной силе, а значит, бюджетный дефицит будет сохраняться еще долгое время.
Список используемой литературы
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации, часть 1, глава 1, статья 6.
2) Федеральный закон “О Федеральном Бюджете на 2006 год” // Официальное издание Собрания Законодательства РФ, № 9, 3 марта 2006
3) Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИДАНА,2002
4) Брайчева, Т.В.Государственные финансы: учебник. - СПб: Питер, 2001
5) Бурмасов, И. Трехлетняя победа одного дня - // Сургутская трибуна. – 2007. – № 203 – с.9
6) Вахрин, П.И. Финансы: учебник. – М.: Москва, 2000
7) Гринкевич, Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебник для вузов.- М.: КНОРУС,2007
8) Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. - М., Финансы, ЮНИТИ, 2005
9) Игудин, А.Г. О бюджетировании, ориентированном на результат, во взаимоотношениях с региональными и местными бюджетами - // Финансы. – 2008.- №11 – с. 12-14
10) Илларионов, А. Бремя государства // Вопросы экономики - № 1 – 2006
11) Родионова, В.М. Финансы: учебник - М., Финансы и статистика, 2005
12) Ткачук, М.И. Государственный бюджет: Учебное пособие - Минск, Высшая школа, 2006
13) Rambler Финансы [электронный ресурс]. – http://finance.rambler.ru/news
14) Бюджетная и налоговая политика Аналитические материалы [электронный ресурс]. - iip_ru.htm – Развитие и поддержка инвестиционных проектов
15) Веб-сервер администрации города Сургут [электронный ресурс]. - http://www.admsurgut.ru/docs.-
16) Веб-сервер администрации города Сургут [электронный ресурс].- http://www.admsurgut.ru/docs. - №143 ОТ 26_12_2006 О БЮДЖЕТЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СУРГУТ НА 2007 ГОД (ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ)
17) Веб-сервер администрации города Сургут [электронный ресурс]. - http://www.admsurgut.ru/docs. - №322-IV ДГ ОТ 27_12_2007 О БЮДЖЕТЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СУРГУТ НА 2008 ГОД
18) Информационно-издательский центр «Статистика России» [электронный ресурс], http://www.infostat.ru/
19) Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 2006
20) Статья 92_ Дефицит бюджета_ (в ред_ Федерального закона от 05_08_2000 N 116-ФЗ) [электронный ресурс].- Юридический портал LawMix.htm
2