Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1) определить сущность бюджетного дефицита;
2) рассмотреть виды бюджетного дефицита;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные понятия бюджетного дефицита……………………….4
1.1. Сущность бюджетного дефицита………………………………………4
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………………7
1.3. Управление бюджетным дефицитом…………………………………..9
1.4. Проблемы управления бюджетным дефицитом в России……………16
Глава 2. Современная динамика бюджетного дефицита………………….19
2.1. Анализ дефицита будущих периодов………………………………….19
2.2. Проблема дефицита бюджета на местном уровне…………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………….29
Должного контроля за тем, как правительство, областные или муниципальные власти расходуют бюджетные деньги, нет во многом потому, что порядок такого контроля не определен Конституцией. Правда, Счетная палата проверяет исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого не достаточно.
Парламент имеет право заслушать отчет правительства об исполнении бюджета и не утвердить его, если было нарушение. Но только Президент РФ может отстранить от должности конкретного чиновника, виновного в нарушении закона ''О федеральном бюджете''. Неоднократно высказывались предложения, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Федерации в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона ''О бюджете'' (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов).
Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Необходимо помнить, что нецелевое использование средств также ведет к увеличению бюджетного дефицита, поэтому расходы, прежде всего, должны быть адресными.
Государство должно иметь мощную законодательную базу, защищающую национального производителя. Проведение в жизнь политики защиты мелкого и среднего производителя на внутреннем рынке и национального производителя от ретивых импортеров дает положительные результаты в виде увеличения доли отечественной продукции и соответственно налогооблагаемой прибыли (доходной части бюджета).
Кроме того, нельзя не учитывать в качестве внутреннего государственного долга задолженность государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы работников бюджетной сферы. Такие задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный дефицит.
Подводя итог, можно отметить, что основная проблема управления дефицитом бюджета заключается в том, документально заверенные данные не соответствуют реальным, при этом возникает проблема «скрытого дефицита».
Глава 2 Современная динамика бюджетного дефицита
2.1 Анализ дефицита будущих периодов.
Законами о федеральном бюджете России дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. руб. В законе о федеральном бюджете на 2003 год превышение доходов над расходами было предусмотрено в сумме 72,2 млрд. рублей, что составляет 3,1% от объема бюджетных расходов и 0,55% от валового внутреннего продукта.
Таблица 1 «Трансформация дефицита бюджета в профицит».
Год | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Доходы | 3,43 | 3,26 | 6,15 | 11,3 | 15,9 | 22,0 | 24,2 | 34,2 | 51,2 | 62,7 | 77,8 |
Расходы | 4,36 | 4,72 | 6,69 | 10,3 | 13,2 | 20.5 | 23,5 | 27,4 | 35,0 | 42,8 | 59,8 |
Дефицит (-) Профицит (+) | -0,9 | -1.5 | -0,5 | 1,0 | 2,7 | 1,5 | 0,7 | 6,9 | 16,2 | 19,9 | 18,0 |
Источник: Статистические данные России, http://www.infostat.ru/
На основании вышеприведенных данных таблицы, можно сделать вывод, что с применением рациональных методов устранения бюджетного дефицита можно наблюдать положительное развитие экономики страны.
Но в связи кризисной ситуацией в мире, ожидается бюджетный дефицит в плановом периоде.
В 2009 году цена на нефть опустится ниже 40 долларов за баррель. Валютные резервы России, вероятно, будут полностью израсходованы, а кризис останется непобежденным. Бюджет государства впервые за последние годы сделается дефицитным. К таким выводам пришли в Центре экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО), оценив основные тенденции мирового кризиса.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что дефицит 2009 года будет обусловлен внешними факторами, а именно мировым кризисом. В связи с понижением цен на нефть, доходы нефтегазового сектора сократятся, а значит, сокращение бюджетного дефицита затянется. Соответственно, не только 2009 год может быть дефицитным, но и последующие за ним финансовые года. Обстановка может улучшиться только в связи с положительной динамикой на мировых рынках, когда страна вновь сможет получать значительный доход от внешнеэкономической деятельности, при этом немаловажным является рациональное применение доходов будущих периодов внутри страны, а значит погашение бюджетного дефицита.
2.2 Проблема дефицита бюджета на местном уровне
Рассматривая дефицит бюджета, следует отметить, что госбюджет напрямую связан с бюджетами субъектов федерации, при этом бюджеты местных управлений хронически дефицитны. Этот факт объясняется рядом причин:
• недостаточный контроль над доходами и расходами бюджетов;
• ориентация на краткосрочную перспективу в процессе планирования;
• низкие стандарты отчетности, неконсолидированное бюджетирование на основе кассового метода и слабость операционного и финансового надзора;
• слабые результаты федеральной политики выравнивания бюджетной обеспеченности, что может привести к дальнейшим реформам;
• непрозрачность системы сдержек и противовесов, в том числе высокая степень непредсказуемости процесса смены органов власти местного самоуправления;
• низкий уровень подотчетности региональных и местных органов власти.
При этом следует рассмотреть и проблемы финансирования бюджетов субъектов и проблемы межбюджетных отношений:
• Объем перераспределяемых средств является недостаточным, учитывая высокий уровень неравенства доходов разных регионов.
• Концепция финансовой поддержки остается двойственной. Действие механизмов перераспределения средств обусловлено противоположными целями: в частности, перечисления капитального характера, объем которых в 2007 г. составил около 60% от дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, часто предоставляются более сильным регионам.
• За последние два года не произошло заметного сокращения разрыва между самыми обеспеченными и самыми бедными регионами.
Следовательно, проблема дефицита бюджета остается нерешенной во многих субъектах федерации.
Рассмотрим бюджет города Сургута.
В последние годы бюджет города Сургута является дефицитным. Доля трансфертов доминирует в объеме доходов бюджета города и составляет в 2006 году – 59,7%, в 2007 году-44,3%.
Бюджеты города за 2005-2007 годы в основном были ориентированы на обеспечение текущей деятельности муниципальных учреждений бюджетной сферы и городской инфраструктуры, на сохранение социальной направленности расходов бюджета.
Одновременно с этим, с 2005 года структура налоговых доходов бюджета города претерпела значительные изменения, в результате чего доля налоговых поступлений в 2006 году снизилась с 53 % до 28 %. В частности:
• Норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц снизился с 60% до 40%;
• Налог на прибыль предприятий и организаций, удельный вес поступлений в структуре общих доходов составлял более четверти доходов, исключен из доходных источников местного бюджета.
Таким образом, существенно возросла зависимость местного бюджета от поступлений средств из бюджета округа, снизилась финансовая самостоятельность муниципального образования, что привело к увеличению размера дефицита бюджета города в последние годы.
Таблица 2 «Доходы, расходы и дефицит бюджета Сургута за 2006-2008гг».
| 2006 | 2007 | 2008 |
Доходы (млн.руб) | 4361,8 | 5714,4 | 15949,0 |
Расходы (млн.руб) | 11727,3 | 14011,8 | 17670,0 |
Дефицит (млн.руб) | 7365,5 | 8297,4 | 1721,0 |
Источник: Веб-сервер администрации города Сургут, http://www.admsurgut.ru/docs.
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что 2007 год был самым дефицитным, но при этом также можно заметить, что дефицит 2008 года должен сократиться в 4,5 раза по сравнению с предыдущими годами.
Рассмотрим структуру основных доходов бюджета:
Показатели | 2006 | 2007 | 2008 |
1. Налоги на прибыль и доходы | 2530,0 | 3565,9 | 4400,7 |
2. Налоги на имущество | 483,7 | 499,7 | 560,8 |
3. Доходы от исп-я имущества, наход-ся в гос. и муниципальной собственности | 500,2 | 959,3 | 918,7 |
4. Безвозмездные поступления от др.бюджетов БС РФ | 5079,9 | 5239,0 | 7826,5 |