Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:42, курсовая работа
Курсовая работа содержит 39 страниц печатного текста, 1 таблицу, 1 рисунок, 30 использованных источников.
бюджетный дефицит, доходы и расходы бюджета, профицит бюджета, общее бюджетное сальдо, причины дефицита бюджета, финансирование, государственные и муниципальные займы, эмиссия новых денег, государственный долг, управление государственным долгом.
Объект исследования – бюджетный дефицит и профицит.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.
Введение...............................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета.................................................................................................................5
1.1 Понятие профицита и дефицита бюджета…………………………….5
1.2 Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита……………………………………………………...............................12
1.3 Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов…………………………………………………………..16
Раздел 2. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта……….22
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета…………….22
2.2 Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования……………………………………………….26
2.3 Политика снижения дефицита бюджета в США…………………….30
Раздел 3. Бюджетный дефицит в ПМР и источники финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………….38
Дефицит бюджетов и связанный
с ним рост государственной задолженности
и расходов по ее обслуживанию и
погашению стал одной из причин усиления
внимания к теориям, обосновывающим
необходимость бездефицитности
бюджетов и критики кейнсианских
концепций стимулирования развития
экономики с помощью увеличения
государственных расходов с использованием
дефицита бюджета. Тем не менее в
европейских странах, учитывая реально
складывающуюся ситуацию, не провозглашают
в качестве цели формирование бездефицитного
бюджета и считают дефицит
фактором экономического роста. В 70-90-х
гг. минувшего и в начале нынешнего
века для европейских стран дефицит
бюджетов является обычным явлением.
По условиям Маастрихтских соглашений
приемлемым является уровень бюджетного
дефицита в размере 3% к ВВП. Основными
причинами дефицита бюджета России
в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов
бюджета из-за сокращения ВВП, трудности
с сокращением расходов, существенные
размеры нецелевого использования
средств. Глубокий кризис производства
и расстройство денежно-кредитной
системы в 90-х гг. шли рука об руку
с расстройством
Итак, бюджетная политика
государства регулирует финансовые
потоки между секторами национальной
экономики, формирует государственные
фонды денежных ресурсов и обеспечивает
решения социально-
1.2 Сокращение профицита бюджета
и источники финансирования
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:
сокращается привлечение
доходов от продажи государственной
или муниципальной
предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
увеличиваются расходы бюджета.
В случае профицита могут быть сокращены налоговые доходы бюджета.
Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.
Для финансирования дефицита
бюджета предусматриваются
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах [3, c. 15]:
1) государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные
от кредитных организаций.
1) муниципальные займы,
осуществляемые путем выпуска
муниципальных ценных бумаг от
имени муниципального
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.
Центральное место занимает финансирование дефицита федерального государственного бюджета. Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники
– кредиты, полученные
2) внешние источники следующих
видов – государственные займы,
Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления расходов органов государственного управления и источников их покрытия. Он равен величине заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга, минус приобретение финансовых требований к субъектам других секторов экономики в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета изменений, вызванных переоценкой их стоимости). Следует отметить, что в финансирование включается только погашение основной суммы долга, в то время как выплата процентов отражается в категории расходов [29, c. 181].
Финансирование дефицита
бюджетов осуществляется двумя основными
способами: за счет государственных
и муниципальных займов и за счет
эмиссии новых денег. На финансирование
дефицита оказывает также влияние
увеличение или уменьшение у органов
государственного управления остатков
ликвидных финансовых средств. Таким
образом, категория финансирования
включает заимствование, погашение (выплату)
задолженности и изменение
Для финансирования дефицита
бюджетов с помощью займов привлекаются
свободные денежные средства других
секторов экономики и внешнего мира
путем использования различных
финансовых инструментов: размещение
государственных долговых обязательств
и прямые кредиты от других уровней
государственного управления, международных
организаций развития, правительств,
банков и поставщиков. В этом плане
заимствование как категория
государственных финансов отражает
денежные отношения между органами
государственного управления и юридическими
и физическими лицами, в которых
первые могут выступать как в
роли кредиторов, так и заемщиков.
Государство прибегает к
Государственное заимствование,
погашение задолженности и
Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств.
Наряду с указанными выше
инструментами факторами
Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.
Таким образом, в случае
возникновения профицита
1.3 Бюджетный дефицит (профицит)
как инструмент
В западных экономических
теориях проблемы бюджетного дефицита
(профицита) рассматриваются
Различают два типа бюджетно-налоговой
политики, в которой формируется
тот или иной подход к бюджетному
дефициту: стимулирующая бюджетно-
Сдерживающая бюджетно-
Если бюджетный дефицит
возникает вследствие необходимости
осуществления крупных
Возможен также циклический дефицит (излишек), который отражает конъюнктурные явления, неизбежные в капиталистической рыночной экономике. Поэтому одна из основных задач бюджетно-налоговой политики - создание системы встроенных стабилизаторов экономики с целью ослабления эффектов колебательных явлений как в потреблении так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих организаций и государства.
При дискреционной бюджетно-
Государство законодательно
воздействует на параметры, определяющие
и регулирующие размеры бюджетного
дефицита. Один из главных принципов
бюджетной системы Российской Федерации
– сбалансированность бюджетов. В
соответствии с Бюджетным кодексом
РФ он означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему его доходов и
поступлений из источников финансирования
дефицита. При составлении, утверждении
и исполнении бюджета органы власти
и управления должны исходить из необходимости
снижения дефицита бюджета. При этом
сбалансированность бюджета должна
достигаться на основе обеспечения
эффективности и экономности
использования бюджетных