Дефицит и профицит бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание

Курсовая работа содержит 39 страниц печатного текста, 1 таблицу, 1 рисунок, 30 использованных источников.
бюджетный дефицит, доходы и расходы бюджета, профицит бюджета, общее бюджетное сальдо, причины дефицита бюджета, финансирование, государственные и муниципальные займы, эмиссия новых денег, государственный долг, управление государственным долгом.
Объект исследования – бюджетный дефицит и профицит.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты формирования бюджетного дефицита (профицита) и перспективы сокращения дефицита бюджета в условиях финансового кризиса.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Раздел 1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета.................................................................................................................5
1.1 Понятие профицита и дефицита бюджета…………………………….5
1.2 Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита……………………………………………………...............................12
1.3 Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов…………………………………………………………..16
Раздел 2. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта……….22
2.1 Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета…………….22
2.2 Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования……………………………………………….26
2.3 Политика снижения дефицита бюджета в США…………………….30
Раздел 3. Бюджетный дефицит в ПМР и источники финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………….38

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 64.39 Кб (Скачать документ)

К концу нынешнего года в Резервном фонде останется  не более 1,7 трлн рублей. Таким образом, для покрытия бюджетного дефицита 2010 года из Резервного фонда возьмут 1,7 трлн рублей – на этом его средства и закончатся. Из фонда национального  благосостояния заберут четверть – 682 млрд рублей, которые пойдут на погашение  дефицита Пенсионного фонда (ПФР), который  в будущем году может составить 1,166 трлн рублей [5].

Наконец, недостающие 830 млрд рублей будут закрыты за счет заимствований  на внутреннем и внешнем рынках. Минфин планирует увеличить объем внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2010 году.

По данным Reuters, на внешние  займы, к которым Россия не прибегала  с 1998 года, придется $18 млрд (570 млрд рублей). Ранее власти предполагали занять в 2010 году порядка $10 млрд через выпуск еврооблигаций, но теперь в Минфина  заговорили о желании занять денег  еще и у Всемирного банка –  так дешевле, чем на открытом рынке.

Наращивание внешних займов – это возврат к старой модели, генерирующей рост денежной массы за счет притока капитала извне и  разгоняющей инфляцию, не одобряют такую идею эксперты, опрошенные "Ведомостями". При среднегодовом курсе 34,5 рубля  за доллар, прогнозируемом Минэкономразвития, объем внешних займов составит порядка $19 млрд, что повысит внешний долг страны почти на 50%. Напомним, до сих  пор внешний государственный  долг РФ сокращался и на 1 июля 2009 года составляет $39 млрд. Лучше увеличивать  внутренние займы, советуют эксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина были бы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных гособлигаций [5].

А пока что чиновники  пытаются задействовать все возможности  для латания бюджетной дыры. Однако с допдоходами бюджета пока неясно. Правительство временно отказалось от предлагавшихся Минфином мер по повышению экспортной пошлины и  ставки НДПИ на газ, а также дополнительному  повышению акцизов на алкогольную  продукцию (на 20% к ранее утвержденному  уровню на 2010 год).

Сверхплановая индексация акцизов на «народные» водку и  пиво могла принести дополнительно  до 250 миллиардов рублей. Однако эти  предложения были неоднозначно восприняты бизнес–сообществом и экспертами.

Пивные компании, которым  было обещано повышение акциза в 2010 году в три раза по сравнению  с нынешней ставкой, по сообщениям СМИ, направили письмо Путину, предупредив, что такие меры могут привести к сокращению производства бражного напитка и росту цен.

По расчетам экспертов  Института экономики переходного  периода (ИЭПП), трехкратный рост пивного  акциза привел бы к удорожанию каждой бутылки на 3,5 рубля, что весьма ощутимо  для среднего и низкого ценового сегмента и неизбежно привело  бы к сокращению спроса и сжатию легального рынка [5].

Удорожание водки также  могло бы привести к увеличению доли теневого сектора и росту отравлений от некачественного алкоголя.

При этом эксперты сочли  малореальным ожидавшийся Минфином фискальный эффект и решение таким  способом проблемы дефицита бюджета  – вместо роста доходов экономика  могла получить новый скачок цен.

Поэтому власти решили ввести квотирование этилового спирта для  производства вино-водочной продукции. Производители должны будут получать специальное разрешение на покупку  спирта для производства водки и  вина.

Итак, в 2010-2012 гг. федеральный  бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться  – с 7,5 процента ВВП страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП в 2012 г. в целях  сокращения дефицита бюджета Правительство  РФ нацелено на: сокращение неэффективных  расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе  на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального  благосостояния, а также увеличить  объем внутренних заимствований  и впервые с 1998 года вернуться  к внешним заимствованиям. Пополнить  бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.

 

    2.3 Политика снижения дефицита бюджета в США

 

Характерной чертой современного этапа является рост размеров бюджетных  дефицитов. Суммарный дефицит бюджета  США за 2010-2019 годы при сохранении нынешней динамики составит 9 трлн долларов. Такой вывод содержится в обнародованном накануне прогнозе административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома [23].

Дефицит федерального бюджета  США за половину финансового года, начавшегося 1 октября 2008 года, года превысил 311 миллиардов долларов, увеличившись на 20,5 процента по сравнению с тем  же периодом годом ранее. Никогда  в США дефицит бюджета не был  таким большим – прежний рекорд был установлен в 2006 году, когда за шесть месяцев расходы превысили  доходы на 302 миллиарда долларов.

Доходы США за первую половину фискального года составили 1,146 триллиона долларов, что на 2,2 процента больше, чем годом ранее. Расходы выросли на 5,7 процента до 1,457 триллиона.

Согласно докладу АБУ, общие расходы правительства  в 2009 году составят 3,653 трлн долларов, а  поступившие в бюджет доходы – 2,074 трлн. Таким образом, бюджетный дефицит  достигнет в этом финансовом году, который закончился 30 сентября, рекордной  суммы в 1,58 млрд долларов. Этот показатель превышает прошлогодний более чем  в 3 раза.

Еще в мае экономисты предсказывали, что из-за принимаемых  администрацией Барака Обамы мер  по выводу страны из экономического кризиса  и финансирования продолжающихся кампаний в Афганистане и Ираке дефицит  превысит 1,8 трлн долларов. Тем не менее  последние оценки АБУ на 262 млрд меньше. Частично это объясняется тем, что  федеральное правительство предоставило в рамках программы оказания помощи национальным банкам меньшие суммы, чем предполагалось.

Оценки Белого дома в  целом совпадают с обнародованным прогнозом бюджетного управления конгресса  США. Этот независимый орган повторяет  слова вашингтонской администрации, заявляя, что дефицит американского бюджета в 2009 году составит 1,587 трлн долларов, а в 2010-м – 1,381 трлн, то есть 11,2 и 9,6% ВВП соответственно. Тем не менее, эксперты конгресса более оптимистичны в отношении долгосрочной перспективы. По их оценкам, общий дефицит в 2010-2019 годах составит немногим более 7 трлн долларов [23].

Огромные бюджетные дефициты США вызывают очень тяжелые последствия, имеющие международный характер. Высокий ссудный процент ведет  к значительному оттоку капиталов  из Западной Европы и других стран  в США, усиливает их экономические  и социальные трудности.

В свою очередь интенсивный  приток иностранного капитала в США, в основе которого лежит бюджетный  дефицит, наряду с рядом положительных  факторов обернулся для них превращением из страны-кредитора в крупного мирового должника.

Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов и эмиссия  кредитных денег. Однако оба эти  источника дают в конечном счете  отрицательный эффект. Выпуск государственных  займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц-покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования. Что касается эмиссии кредитных  денег в целях покрытия бюджетного дефицита, то она еще больше усиливает  присущую современному капитализму  инфляцию, ухудшает состояние денежного  обращения, вызывает тяжелые последствия  в сфере экономики и социальных отношений.

Эксперты бюджетного управления США указывают, что триллионные  дефициты прекратятся уже к 2011 году – к этому времени ожидается  подъем экономики. Тем не менее, траты  государства на протяжении ближайших  десяти лет будут расти, достигнув  к 2019 году почти 5 трлн долларов.

Цифра проектного дефицита возобновила подозрения, что правительство  США вынуждено будет продавать  рекордное количество долговых обязательств. Финансирование дефицита бюджета за счет казначейских обязательств –  единственный путь, повышение затрат означает, что рынку придется стать  источником денег.

В конце февраля 2009 г. Б. Обама  публично пообещал к 2013 г. наполовину сократить  огромный дефицит федерального бюджета  США, унаследованный от прежней администрации. Глава Белого дома также объявил, что поручил вице-президенту Джо  Байдену контроль за исполнением  пакета экономических стимулов на 787 млрд долл. За прозрачность расходования средств в рамках экономического плана будет отвечать Эрл Девани, в прошлом работавший в Секретной  службе США [23].

По данным источников в  администрации Б. Обамы, президент  надеется выполнить свое обещание по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов для богатых  американцев, а также урезания государственных  расходов на пребывание американских войск в Ираке.

Президент США Барак Обама  заявил, что для снижения дефицита американского бюджета, возможно, потребуется  создание специальной комиссии, которая  будет оценивать варианты структурных  реформ с точки зрения их влияния  на бюджетный дефицит. Президент  США также заявил, что он не подпишет даже нейтральный для дефицита бюджета  закон о здравоохранении –  Обама настаивает, чтобы новый  законопроект предусматривал снижение расходов на медицинские выплаты [20].

Итак, с учетом исследования политики снижения дефицита бюджета  в США в России можно предложить следующее: осуществлять строгий контроль за прозрачностью расходования бюджетных  средств; повысить налоги для состоятельных  россиян; создать специальную комиссию, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит.

 

 

3. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В ПМР  И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА

 

Бюджетный дефицит характеризует превышение расходов бюджета над его доходами.  В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

На 2011 год в ПМР запланирован дефицит бюджета в размере                     1 млрд. 869,7 млн. руб., что составляет 190,8 млн. долларов США. Размер дефицита республиканского бюджета на 2011 год  составил 1 546 592 917 рублей, или 59,31%  к расходной части бюджета и 16,88 % к объему валового внутреннего продукта. 

Дефицит бюджета может  возникать под влиянием разных факторов: катастроф, нерациональной и неэффективной  политики государства, нецелевого использования  финансовых ресурсов государства, необоснованного  увеличение государственных расходов. Однако бюджетный дефицит может  быть погашен за счёт:

- внутренних займов

- внешних займов

Внутренние займы обычно приводят к увеличению объёмов финансовых ресурсов страны. Внешние займы к  внутригосударственному перераспределению  средств.

Внутренние источники финансирования дефицита бюджета являются:

    • получение кредитов
    • изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в рублях
    • государственные ценные бумаги
    • государственные казначейские векселя
    • погашение основной суммы задолженности
    • муниципальные  ценные бумаги
    • поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности
    • поступления от продажи государством принадлежащих ему акций [23].

Внешние источники финансирования дефицита бюджета являются:

    • кредиты международных финансовых организаций
    • кредиты правительств иностранных государств, предоставленные Приднестровской Молдавской Республике
    • кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные Приднестровской Молдавской Республике 
    • изменение остатков средств республиканского бюджета на счетах в банках в иностранной валюте [23].

Кроме того, чтобы сократить  бюджетный дефицит необходимо сократить  следующие расходы:

-  связанные  с содержанием аппарата управлении;

- расходование  средств государства по наиболее  приоритетным направлениям развития  экономики;

-  снизить  расходы на обслуживание государственного  долга;

 - сократить количество налоговых льгот;

- осуществлять  постоянный контроль над эффективностью  использования бюджетных ресурсов.

 

                                          Заключение

 

Бюджетная политика государства  регулирует финансовые потоки между  секторами национальной экономики, формирует государственные фонды  денежных ресурсов и обеспечивает решения  социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг  за счет ресурсов бюджетной системы  и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный  дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая  категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной  системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего  налоговыми поступлениями) и потребностями  в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация  и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.

Информация о работе Дефицит и профицит бюджета