Денежная реформа в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определение основного круга проблем, имеющих непосредственное отношение к стабилизации национальной валюты Республики Казахстан – тенге.

Основными задачами работы являются

Определение такого понятия, как «Национальная валюта», «денежная система», «денежная реформа»;

Отслеживание современное состояние на денежном рынке в стране;

Рассмотрение современных методов укрепления национальной валюты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы денежной системы……………………………………4
1.2 Сущность и виды денежной системы……………………………………...5
1.3 Зарубежный опыт денежных реформ…………………………………….14
2 Денежная реформа в Казахстане…………….………………………………23
2.1 Основные этапы денежной реформы……………………………………..23
2.2 Современное состояние денежной системы РК…………………………26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

развитие финансов в РК.docx

— 82.88 Кб (Скачать документ)

      -Принцип централизованного управления  денежной системой. Этот 

принцип  существует  и  в  первом  типе  денежной   системы,   свойственном 

административно-распределительной  модели экономики. Однако при этой  модели 

управление  осуществлялось  с  помощью  директивных  актов   правительства, 

которые были обязательны для выполнения всеми государственными банками  и их 

филиалами во всех регионах разных стран. 

  Управление  денежными  системами  в   условиях  рыночной  модели  экономики 

характерно  тем, что здесь на  первый  план  выступают  не  административные 

методы  управления  (хотя  и  они  имеют  место),  а  экономические,  когда 

государство  через  аппарат  центральных  банков  ставит  на  рынках  такие 

условия,  которые  заставляют  банки,   финансовые   институты   и   другие 

юридические лица принимать нужные государству  решения. 

  - Принцип  прогнозного планирования денежного  оборота.  Он  означает,  что 

как централизованные, так и децентрализованные  планы  денежного  оборота  и 

его  составных   частей   подготавливаются   не   как   директивные   планы, 

обязательные  для  выполнения  конкретными  органами,  отвечающими   за   их 

выполнение, а как прогнозы, т. е.  ориентиры,  к  которым  надо  стремиться. 

Исключение  составляет такой финансовый  план,  как  государственный  бюджет, 

который при любом типе денежной  системы остается  директивным планом,  за 

выполнение которого отвечает  правительство и,  как правило,  министерство 

финансов  страны. 

   -Принцип устойчивости и эластичности  денежного  оборота.  Этот   принцип 

заключается в том, что денежная  система  должна  быть  организована  таким 

образом, чтобы,  с  одной  стороны,  не  допускать  инфляции;  с  другой  - 

расширять денежный оборот, если возрастают потребности  хозяйства в денежных 

средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности. 

     При  определенных  условиях  (спад  производства,  бюджетный  дефицит, 

недостаточное обеспечение оборота платежными средствами и др.)  устойчивость 

денежного  оборота  может  быть  нарушена,  и возникает платежный кризис. 

Преодоление такого кризиса возможно  с  помощью  комплекса  мер,  включающих 

развитие  производства, уменьшение бюджетного дефицита,  обеспечение  оборота 

необходимой массой денежных средств и др. 

     - Принцип кредитного характера  денежной эмиссии. В соответствии  с этим 

принципом  появление  новых  денежных  знаков  (безналичных  и  наличных)  в 

хозяйственном  обороте  возможно  только  в результате  проведения  банками 

кредитных  операций.  Из  других  источников,  включая  казначейства  стран, 

денежные  знаки в оборот не должны поступать. 

    - Принцип  обеспеченности  выпускаемых   в  оборот  денежных  знаков.  В 

  условиях  рыночной  модели   экономики   денежные   знаки   обеспечиваются 

  находящимися  в активах банков товарно-материальными  ценностями, золотом  и 

  другими  драгоценными металлами, свободно  конвертируемой  валютой,  ценными 

  бумагами  и другими долговыми обязательствами.  

    - Принцип   неподчиненности   центрального   банка   правительству   и 

  подотчетности  его парламенту страны. Он  связан  с  тем,  что  поддержание 

  устойчивости  денежного оборота, борьба с  инфляцией  являются  приоритетной 

  задачей  центрального банка. Если бы  этого  принципа  не  было,  всегда  бы 

  существовала  угроза, что правительство для  решения стоящих перед ним  задач 

  начнет  «вычерпывать» средства центрального  банка, и тем самым устойчивость 

  денежного  оборота будет нарушена. 

    В то же время центральный  банк может проводить политику, противоречащую 

текущим задачам государства, поэтому центральный  банк должен  систематически 

отчитываться  перед  парламентом  страны,  который  призван   способствовать 

преодолению разногласий между центральным  банком и правительством. 

  - Принцип  предоставления правительству денежных  средств только в  порядке 

кредитования.  Обычно  в  законодательствах  стран  с  рыночной  экономикой 

имеется положение о том,  что  центральный  банк  не  должен  финансировать 

правительство, а средства ему предоставлять  только в  порядке  кредитования 

под определенное обеспечение (недвижимость, товарно-материальные  ценности, 

принадлежащие государству, государственные  ценные  бумаги,  другие  ценные 

бумаги, принадлежащие  государству  (федерации  или  субъектам  федерации). 

Применение  данного принципа позволяет предотвратить  использование денег для 

покрытия  дефицита федеральных  местных  бюджетов  и  не  давать  тем  самым 

стимула  к  развитию  инфляционного  процесса.  Кроме  того,  использование 

данного  принципа  заставляет  правительство  изыскивать  другие  источники 

поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов. 

  -  Принцип  комплексного  использования   инструментов  денежно-кредитного 

регулирования. Сущность его заключается в  том,  что  центральный  банк  не 

должен  ограничиваться  каким-либо  одним  инструментом  денежно-кредитного 

регулирования для поддержания  устойчивости  денежного  оборота,  а  должен 

использовать  комплекс этих инструментов, иначе  должного эффекта  достигнуть 

не удается. 

  - Принцип  надзора и контроля  за  денежным  оборотом.  Государство через 

банковскую,  финансовую  систему,  налоговые  органы  должно   обеспечивать 

постоянный  контроль как за  всем  денежным  оборотом  в  целом,  так  и  за 

отдельными  денежными потоками в хозяйстве. Кроме  того,  объектом  контроля 

является  и соблюдение  субъектами  денежных  отношений  основных  принципов 

организации как наличного, так и безналичного оборотов. 

  -  Принцип  функционирования   исключительно   национальной   валюты   на 

территории  страны.  Законодательство  страны  предусматривает  платежи  за 

товары  и услуги внутри  страны  производить  исключительно  в  национальной 

валюте. Это не означает, конечно, что население  не   может  на  территории 

страны  свободно обменивать национальную валюту на валюты других  стран,  но 

использовать  такую валюту, полученную при обмене, разрешается для  платежей 

за рубежом, а также помещения во вклады в  банки. 
 

   Современные денежные системы,  несмотря на свои особенности,  имеют  много 

общих черт. Они включают следующие элементы денежную единицу, масштаб  цен, 

виды  денег, являющихся законным платежным  средством, систему  эмиссии  денег 

и государственный  аппарат регулирования денежного  обращения. 

   Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный 

знак, служащий для соизмерения и выражения  цен всех товаров  и  услуг.  Она, 

как правило, делится на мелкие пропорциональные части. В  большинстве  стран 

действует десятичная система деления (1  доллар  США  равен  100  центам,  1 

английский  фунт стерлингов равен 10 пенсам). 

   Масштаб цен – как выбор  денежной единицы страны и  как средство выражения 

стоимости  товара  через  весовое  содержание  денежного  металла   в   этой 

выбранной единице. Это определение масштаба цен утратило свое  экономическое 

значения, поскольку кредитные деньги не имеют  собственной  стоимости  и  не 

могут быть выразителем стоимости других товаров. 

   Виды денег, являющихся законными  платежными средствами, -  прежде  всего 

это кредитные  деньги и в первую очередь банкноты, разменная монета, а  также 

бумажные  деньги. 

   Эмиссионная система – законодательно  установленный  порядок  выпуска   и 

обращения денежных знаков. 

   Выпуск как бумажных,  так   и  кредитных  денег  оказался  в  современных 

условиях  монополизирован  государством.  Центральный банк,  находящийся в 

собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку  денежных 

накоплений  путем  увеличения  денежной  массы,  эмиссии  избыточных  знаков 

стоимости. Однако нарушение основополагающего  принципа  денежной  системы  – 

соответствия  количества  денег  объективным   потребностям   экономического 

оборота ведет к инфляционному процессу. В связи с эти одной  из  характерных 

черт  современных  денежных  систем   является   усиление   государственного 

регулирования денежного обращения. 

     В зависимости от того, в какой  форме функционируют деньги как   товар  — 

всеобщий  эквивалент или как мера стоимости,  различают  два  типа  денежных 

Информация о работе Денежная реформа в Республике Казахстан