Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа
Цель исследования – определение основного круга проблем, имеющих непосредственное отношение к стабилизации национальной валюты Республики Казахстан – тенге.
Основными задачами работы являются
Определение такого понятия, как «Национальная валюта», «денежная система», «денежная реформа»;
Отслеживание современное состояние на денежном рынке в стране;
Рассмотрение современных методов укрепления национальной валюты.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы денежной системы……………………………………4
1.2 Сущность и виды денежной системы……………………………………...5
1.3 Зарубежный опыт денежных реформ…………………………………….14
2 Денежная реформа в Казахстане…………….………………………………23
2.1 Основные этапы денежной реформы……………………………………..23
2.2 Современное состояние денежной системы РК…………………………26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...30
УКАЗОМ
Президента Республики Казахстан от
12 ноября 1993 г. N 1399 О введении национальной
валюты Республики Казахстан было положено
начало денежной реформы.
Согласно
этому указу, «В соответствии со статьей
78 Конституции Республики Казахстан
и Постановлением Верховного Совета
Республики Казахстан от 29 октября
1993 г. постановляю
1. Ввести
в обращение на территории
Республики Казахстан с 08.00 часов
(время местное) 15 ноября 1993 г. национальную
валюту Республики Казахстан
- тенге.
3. Тенге
обязательны к приему на
Следующим
законодательным актом явился ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной
системе Республики Казахстан» от 15
декабря 1993г.
Настоящий
Закон устанавливает правовые основы
и формы ор-ганизации денежного обращения,
включающей в себя официальную денежную
единицу, порядок чеканки монет и эмиссии
денежных зна-ков, организацию и регулирование
денежного обращения.
Развитие
денежной системы РК происходило
на фоне тяжелейшего экономического
кризиса, отличительными чертами которого
в первую очередь являются инфляция
и т. н. «кризис неплатежей».
Специфическая
острота кризиса состоит в
том, что, во-первых, он оказывает
сдерживающее воздействие
на покупательное развитие национальной
экономики; во-вторых, тесно переплетается
с бюджетным кризисом, поражая
финансовую систему страны; в-третьих,
вызывая социальную напряженность
в обществе, представляет собой фактор
социально-политической дестабилизации.
Поэтому на всех уровнях управления
необходимо пристальное внимание к
изучению и поиску путей решения
проблемы неплатежей в республике.
Кризис
неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит
в условиях макроэкономической стабилизации,
прекращения спада производства
и роста ВВП. Этот кризис связан с
острым дефицитом оборотных средств,
со все возрастающим разрывом между сокращающимися
доходами предприятий и увеличившимися
расходами на производство, снижением
ликвидности, удорожанием оборотного
капитала и стремлением предприятий перенести
на покупателей растущие издержки пользования
вынужденным коммерческим кредитом.
Если
в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность
предприятий друг другу, то в настоящий
момент просроченные платежи все больше
связаны с задолженностью предприятий
бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи
с увеличением дисбаланса между доходами
и расходами предприятий, а также ограничением
использования банковского кредита из-за
высоких процентных ставок неплатежи
по налогам превращаются не в источник
средств, направляемых на покрытие текущих
расходов, а в своеобразный инвестиционный
и социальный кредит, функционирующий
в условиях неразвитого рынка капиталов,
избыточной социальной инфраструктуры,
налоговой перегрузки экономики- С 01.01.97
г. по 01.01.99 г. задолженность по платежам
в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7
млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность
по поставкам за товары и услуги за этот
же период - на 53,9%. Быстрый рост задолженности
предприятий по платежам в бюджет обусловлен
не только обострением кризиса ликвидности,
но и несбалансированностью отношений
между предприятиями и государством в
виде чрезмерной налоговой нагрузки на
производителей.
Негативная
динамика характерна и для показателя,
отражающего удельный вес просроченной
кредиторской задолженности в ее
общей сумме. Так, если на 1 января 1995
г. ее доля составила 35,0%, то на 1 января
1998 г. она увеличилась до 52,0%, в
том числе
в промышленности
- с 27,6% до 43.5%;
в сельском
хозяйстве - с 44,0% до 86,9%;
строительстве
- с 45,9% до 78,2%;
на транспорте
наблюдается незначительное уменьшение
- с 71,6% до 71,1%.
В 1997-1998
гг. неравновесие доходов и расходов
достигло такого уровня, что механизм
платежей перестал справляться с
его балансированием. Это нашло
свое выражение в начавшемся снижении
в промышленности нормы доходности
(рентабельности) с 15,7% в 1996 г. до 11,3% в 1998
г.
В 1995-1998
гг. цены выросли примерно в 30 раз, а
количество наличных и безналичных
денег в обращении (М2) увеличилось
в 3 раза. Рост денежной массы отставал
от роста ВВП. В 1995 г. отношение М2 к ВВП
составляло 13%, а в 1998 г. -9,5%, в. 1997 г. - 9,6%.
В странах со средним уровнем доходов,
к числу которых относится Казахстан,
этот показатель составляет в среднем
40%, а в странах с высоким уровнем дохода
- свыше 60%.
Критерием
неравновесия и недостаточного предложения
денег служит и падение ликвидности
предприятий. Вытеснение денежных средств
из активов предприятий (их доля в
оборотных активах предприятий В
1998 г. составила 2,5%, а на 01.10.99 г. - 3.8%) привело
к сокращению их платежеспособности.
Увеличение
неплатежей расширяет потенциальный
спрос на денежные ресурсы, необходимые
для восстановления ликвидности
предприятий. Проблема дополнительного
денежного спроса обостряется в
связи с необходимостью погашения
задолженности по оплате труда и
недоимкам в бюджет. Размер этой
задолженности превысил объем денежных
ресурсов промышленных предприятий
в 1996 г. соответственно в 1,2 и 5 раз.
В результате
денежного дефицита в сфере обращения
значительных размеров достигли различные
заменители денег (векселя, налоговые
освобождения, товарные кредиты и т. д.)
и бартерные операции между предприятиями.
При помощи бартера осуществляется взаимный
зачет части дебиторской и кредиторской
задолженности, поэтому рост неплатежей
расширяет сферу бартера, натурального
обмена (оплаты приобретаемых товаров
встречными поставками продукции).
За годы
реформ произошло стремительное
разрушение производственного потенциала
в большинстве отраслей экономики,
прекращение во многих случаях не
только их расширенного воспроизводства,
но и простого. Общий объем инвестиций
в основной капитал за 1991-1996 гг. сократился
в 10 раз, результатом этого стало
резкое падение объемов производства
в отдельных отраслях экономики.
Следствием кризиса неплатежей стало
расстройство финансовой системы.
Произошло
резкое сокращение денежной массы в
экономике и увеличение неденежных
форм расчетов
бартерного
обмена, различных денежных суррогатов,
необеспеченных векселей, всякого рода
талонов и натуральных выплат
заработной платы и т. п. Натурализация
хозяйства под влиянием жесткой
финансово-бюджетной политики сама
по себе становится фактором финансового
кризиса, так как сокращает объем
финансовых ресурсов. Кроме того, в
цепочках взаимозачетов исчезают доходы,
сокращаются налоговые
2.2 Современное
состояние денежной системы РК
Характеризуя
денежную систему Республики Казахстан
в целом, можно отметить следующие
признаки
1. Денежная
система не основана на
2. Единственным
эмитентом денег является
3. Денежная
единица - казахстанский тенге
- не содержит масштаба цен.
4. Казахстанский
тенге является единственным
законным платежным средством
на территории РК.
Термин
«денежное обращение» не имеет устоявшегося
значения и иногда им обозначают лишь
налично-денежный оборот, дополняя его
понятием «безналичные расчеты». Однако
в текстах нормативных актов
РК категория «денежное обращение»
включает в себя движение как наличных,
так и безналичных денег.
Основными
видами денежного обращения являются
1) оплата
товаров (работ, услуг)
2) платежи
в нетоварных операциях
3) выполнение
финансовых обязательств
1) движение
наличных денег
2) движение
безналичных денег
Основные
методы регулирования денежного
обращения
установление
нормативных актов порядка и
правил производства денежных операций
регулирование
посредством издания
определение
порядка совершения денежной операции
соглашением (договором субъектов
денежного обязательства)
При бумажно-кредитной
денежной системе всеобщим платежным
средством являются
банкноты
- разновидность кредитных денег,
выпускаемых в обращение в
порядке ссудных операций и эмиссии
(выпуск денег в обращение), другими
словами, это вексель на банкира.
Основой устойчивости банкноты является
золотой запас государства. Те деньги,
которые находятся в обращении
- это банкноты. Находящиеся в
обращении банковые билеты (тенге) отличаются
от классических банкнот тем, что
они не размены на золото.
Депозитные
деньги - создаются на основе банковских
вкладов в системе безналичных
расчетов. Их обращение связано с
чеком.
Чеки -
письменный приказ владельца счета
банку выплатить наличными или
перевести на счет подателя чека определенную
сумму. Чеки бывают денежные и расчетные.
Кредитные
карточки (пластиковые деньги).
Основным
платежным инструментом является платежное
поручение - предписание обслуживающему
банку о перечислении определенной
суммы со своего счета. Расчеты могут
осуществляться и электронными платежными
поручениями.
Но использованию
чековых книжек (как юридическими,
так и физическими лицами) при
расчетах за товары и услуги ведется
работа с момента утверждения
Положения «О расчетах чеками в РК»
и «О клиринговой палате Нацбанка
РK» для проведения клиринга чеков (от
15.11.94). (Однако сам данный платежный инструмент
у многих наших граждан не вызывает доверия
из-за множества махинаций и просчетов,
происходивших с чеками).
Однако
в настоящее время тенге не
является конвертируемой валютой, он относится
к ЧKB (частично конвертируемой валюта),
т.е. имеются валютные ограничения при
обмене тенге на инвалюты.
В связи
с последними введениями в Казахстане
фиксируется резкое падение тенге
после введения плавающего курса.
Факторы,
способствующие понижению курса
тенге
-Низкий
спрос на тенге.
-Отрицательное
сальдо платежного баланса
-Дефицит
госбюджета, который составил за
январь-июнь 2007 г. 1,2%.
-Отсутствие
доверия к нац.валюте, которое вызвано
тяжелым экономическим кризисом, постоянным
пассивным платежным балансом.
Однако
Нацбанк проводит следующую политику,
которая способствует повышению курса
тенге
1. Валютная
интервенция. Однако
2. Дефляционная
политика, направленная на сжатие
денежной массы. Для
На 1 октября 2007 года в РК предложение
денег в обращении составило
4 351 803млн.тенге, т.е. объем денежной массы
увеличился за год на 684 242 млн. тенге. В
структуре денежной массы объём наличных
денег увеличился с 600 832 млн. тенге в декабре
2006г до 724 686 на октябрь 2007г.
В целом состояние денежной
системы Казахстана можно