Денежная реформа в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определение основного круга проблем, имеющих непосредственное отношение к стабилизации национальной валюты Республики Казахстан – тенге.

Основными задачами работы являются

Определение такого понятия, как «Национальная валюта», «денежная система», «денежная реформа»;

Отслеживание современное состояние на денежном рынке в стране;

Рассмотрение современных методов укрепления национальной валюты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы денежной системы……………………………………4
1.2 Сущность и виды денежной системы……………………………………...5
1.3 Зарубежный опыт денежных реформ…………………………………….14
2 Денежная реформа в Казахстане…………….………………………………23
2.1 Основные этапы денежной реформы……………………………………..23
2.2 Современное состояние денежной системы РК…………………………26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

развитие финансов в РК.docx

— 82.88 Кб (Скачать документ)

УКАЗОМ  Президента Республики Казахстан от 12 ноября 1993 г. N 1399 О введении национальной валюты Республики Казахстан было положено начало денежной реформы. 

Согласно  этому указу, «В соответствии со статьей 78 Конституции Республики Казахстан  и Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1993 г. постановляю 

1. Ввести  в обращение на территории  Республики Казахстан с 08.00 часов  (время местное) 15 ноября 1993 г. национальную  валюту Республики Казахстан  - тенге. 

3. Тенге  обязательны к приему на территории  Республики Казахстан во все  виды платежей всеми физическими  и юридическими лицами, независимо  от форм собственности, а также  банками для зачисления во  вклады и на счета без всяких  ограничений.» 

Следующим законодательным актом явился ЗАКОН  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН « О денежной системе Республики Казахстан» от 15 декабря 1993г. 

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и формы ор-ганизации денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных зна-ков, организацию и регулирование денежного обращения. 

Развитие  денежной системы РК происходило  на фоне тяжелейшего экономического кризиса, отличительными чертами которого в первую очередь являются инфляция и т. н. «кризис неплатежей». 

Специфическая острота кризиса состоит в  том, что, во-первых, он оказывает   сдерживающее   воздействие   на  покупательное   развитие национальной экономики; во-вторых, тесно переплетается  с бюджетным кризисом, поражая  финансовую систему страны; в-третьих, вызывая социальную напряженность  в обществе, представляет собой фактор социально-политической дестабилизации. Поэтому на всех уровнях управления необходимо пристальное внимание к  изучению и поиску путей решения  проблемы неплатежей в республике. 

Кризис  неплатежей, начавшийся в 1996 г., проходит в условиях макроэкономической стабилизации, прекращения спада производства и роста ВВП. Этот кризис связан с  острым дефицитом оборотных средств, со все возрастающим разрывом между сокращающимися доходами предприятий и увеличившимися расходами на производство, снижением ликвидности, удорожанием оборотного капитала и стремлением предприятий перенести на покупателей растущие издержки пользования вынужденным коммерческим кредитом. 

Если  в начале 90-х гг. преобладающей была задолженность предприятий друг другу, то в настоящий момент просроченные платежи все больше связаны с задолженностью предприятий бюджету. В конце 1997 г. и в 1998 г. в связи с увеличением дисбаланса между доходами и расходами предприятий, а также ограничением использования банковского кредита из-за высоких процентных ставок неплатежи по налогам превращаются не в источник средств, направляемых на покрытие текущих расходов, а в своеобразный инвестиционный и социальный кредит, функционирующий в условиях неразвитого рынка капиталов, избыточной социальной инфраструктуры, налоговой перегрузки экономики- С 01.01.97 г. по 01.01.99 г. задолженность по платежам в бюджет выросла с 87,4 млрд. тенге до 165,7 млрд. тенге, или на 89,7%, в то время как задолженность по поставкам за товары и услуги за этот же период - на 53,9%. Быстрый рост задолженности предприятий по платежам в бюджет обусловлен не только обострением кризиса ликвидности, но и несбалансированностью отношений между предприятиями и государством в виде чрезмерной налоговой нагрузки на производителей. 

Негативная  динамика характерна и для показателя, отражающего удельный вес просроченной кредиторской задолженности в ее общей сумме. Так, если на 1 января 1995 г. ее доля составила 35,0%, то на 1 января 1998 г. она увеличилась до 52,0%, в  том числе 

в промышленности - с 27,6% до 43.5%; 

в сельском хозяйстве - с 44,0% до 86,9%; 

строительстве - с 45,9% до 78,2%; 

на транспорте наблюдается незначительное уменьшение - с 71,6% до 71,1%. 

В 1997-1998 гг. неравновесие доходов и расходов достигло такого уровня, что механизм платежей перестал справляться с  его балансированием. Это нашло  свое выражение в начавшемся снижении в промышленности нормы доходности (рентабельности) с 15,7% в 1996 г. до 11,3% в 1998 г. 

В 1995-1998 гг. цены выросли примерно в 30 раз, а  количество наличных и безналичных  денег в обращении (М2) увеличилось в 3 раза. Рост денежной массы отставал от роста ВВП. В 1995 г. отношение М2 к ВВП составляло 13%, а в 1998 г. -9,5%, в. 1997 г. - 9,6%. В странах со средним уровнем доходов, к числу которых относится Казахстан, этот показатель составляет в среднем 40%, а в странах с высоким уровнем дохода - свыше 60%. 

Критерием неравновесия и недостаточного предложения  денег служит и падение ликвидности  предприятий. Вытеснение денежных средств  из активов предприятий (их доля в  оборотных активах предприятий В 1998 г. составила 2,5%, а на 01.10.99 г. - 3.8%) привело к сокращению их платежеспособности. 

Увеличение  неплатежей расширяет потенциальный  спрос на денежные ресурсы, необходимые  для восстановления ликвидности  предприятий. Проблема дополнительного  денежного спроса обостряется в  связи с необходимостью погашения  задолженности по оплате труда и  недоимкам в бюджет. Размер этой задолженности превысил объем денежных ресурсов промышленных предприятий  в 1996 г. соответственно в 1,2 и 5 раз. 

В результате денежного дефицита в сфере обращения  значительных размеров достигли различные заменители денег (векселя, налоговые освобождения, товарные кредиты и т. д.) и бартерные операции между предприятиями. При помощи бартера осуществляется взаимный зачет части дебиторской и кредиторской задолженности, поэтому рост неплатежей расширяет сферу бартера, натурального обмена (оплаты приобретаемых товаров встречными поставками продукции). 

За годы реформ произошло стремительное  разрушение производственного потенциала в большинстве отраслей экономики, прекращение во многих случаях не только их расширенного воспроизводства, но и простого. Общий объем инвестиций в основной капитал за 1991-1996 гг. сократился в 10 раз, результатом этого стало  резкое падение объемов производства в отдельных отраслях экономики. Следствием кризиса неплатежей стало  расстройство финансовой системы. 

Произошло резкое сокращение денежной массы в  экономике и увеличение неденежных форм расчетов 

бартерного  обмена, различных денежных суррогатов, необеспеченных векселей, всякого рода талонов и натуральных выплат заработной платы и т. п. Натурализация  хозяйства под влиянием жесткой  финансово-бюджетной политики сама по себе становится фактором финансового  кризиса, так как сокращает объем  финансовых ресурсов. Кроме того, в  цепочках взаимозачетов исчезают доходы, сокращаются налоговые поступления. 

2.2 Современное  состояние денежной системы РК 

Характеризуя  денежную систему Республики Казахстан  в целом, можно отметить следующие  признаки 

1. Денежная  система не основана на деньгах,  выступает в качестве денежного  товара, могут выпускаться памятные  монеты, изготовленные из серебряных, золотых и платиновых сплавов. 

2. Единственным  эмитентом денег является государство,  в лице Национального Банка,  который является единственным  эмиссионным центром. 

3. Денежная  единица - казахстанский тенге  - не содержит масштаба цен. 

4. Казахстанский  тенге является единственным  законным платежным средством  на территории РК. 

Термин  «денежное обращение» не имеет устоявшегося значения и иногда им обозначают лишь налично-денежный оборот, дополняя его  понятием «безналичные расчеты». Однако в текстах нормативных актов  РК категория «денежное обращение» включает в себя движение как наличных, так и безналичных денег. 

Основными видами денежного обращения являются 

1) оплата  товаров (работ, услуг) 

2) платежи  в нетоварных операциях 

3) выполнение  финансовых обязательств Основные  формы денежного обращения 

1) движение  наличных денег 

2) движение  безналичных денег 

Основные  методы регулирования денежного  обращения 

установление  нормативных актов порядка и  правил производства денежных операций 

регулирование посредством издания индивидуальною правового акта конкретной денежной операции 

определение порядка совершения денежной операции соглашением (договором субъектов  денежного обязательства) 

При бумажно-кредитной  денежной системе всеобщим платежным  средством являются 

банкноты - разновидность кредитных денег, выпускаемых в обращение в  порядке ссудных операций и эмиссии (выпуск денег в обращение), другими  словами, это вексель на банкира. Основой устойчивости банкноты является золотой запас государства. Те деньги, которые находятся в обращении - это банкноты. Находящиеся в  обращении банковые билеты (тенге) отличаются от классических банкнот тем, что  они не размены на золото. 

Депозитные  деньги - создаются на основе банковских вкладов в системе безналичных  расчетов. Их обращение связано с  чеком. 

Чеки - письменный приказ владельца счета  банку выплатить наличными или  перевести на счет подателя чека определенную сумму. Чеки бывают денежные и расчетные. 

Кредитные карточки (пластиковые деньги). 

Основным  платежным инструментом является платежное  поручение - предписание обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Расчеты могут  осуществляться и электронными платежными поручениями. 

Но использованию  чековых книжек (как юридическими, так и физическими лицами) при  расчетах за товары и услуги ведется  работа с момента утверждения  Положения «О расчетах чеками в РК»  и «О клиринговой палате Нацбанка РK» для проведения клиринга чеков (от 15.11.94). (Однако сам данный платежный инструмент у многих наших граждан не вызывает доверия из-за множества махинаций и просчетов, происходивших с чеками). 

Однако  в настоящее время тенге не является конвертируемой валютой, он относится  к ЧKB (частично конвертируемой валюта), т.е. имеются валютные ограничения при обмене тенге на инвалюты. 

В связи  с последними введениями в Казахстане фиксируется резкое падение тенге  после введения плавающего курса. 

Факторы, способствующие понижению курса  тенге 

-Низкий  спрос на тенге. 

-Отрицательное  сальдо платежного баланса 

-Дефицит  госбюджета, который составил за  январь-июнь 2007 г. 1,2%. 

-Отсутствие  доверия к нац.валюте, которое вызвано тяжелым экономическим кризисом, постоянным пассивным платежным балансом. 

Однако  Нацбанк проводит следующую политику, которая способствует повышению курса тенге 

1. Валютная  интервенция. Однако интервенция  имеет отрицательную сторону  - может привести к истощению  золотовалютных запасов. 

2. Дефляционная  политика, направленная на сжатие  денежной массы. Для сокращения  денежной массы Нацбанк РК пользуется инструментами денежно-кредитной политики. 

   На 1 октября 2007 года в РК предложение  денег в обращении составило  4 351 803млн.тенге, т.е. объем денежной массы увеличился за год на 684 242 млн. тенге. В структуре денежной массы объём наличных денег увеличился с 600 832 млн. тенге в декабре 2006г  до 724 686 на октябрь 2007г. 

   В целом состояние денежной  системы Казахстана можно описать  в нижеследующей таблице 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Денежная реформа в Республике Казахстан