Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:45, курсовая работа
Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами органами государственной власти.
Проанализируем
изменение безналичного потока денег
в РФ за 2005 – 2010 гг.
Таблица 2 – Анализ изменения безналичного денежного обращения в РФ за 2006 – 2011 гг.
Год | Безналичные средства, млрд. рублей | Отклонение наличного оборота, в млрд. руб. | Темп роста безналичного оборота в % |
2005 | 2828,5 | - | - |
2006 | 4035,4 | 1206,9 | 142,7 |
2007 | 6210,6 | 2175,2 | 153,9 |
2008 | 9569,9 | 3359,3 | 154,5 |
2009 | 9698,3 | 128,4 | 101,3 |
2010 | 11659,7 | 1961,4 | 120,2 |
Данные таблицы 2 показывают, что значительное увеличение безналичного денежного потока наблюдается в 2008 – 2010 гг., что связано с развитием современных технологий (банкомат, интернет, банковские карты оплаты).
Для
наглядного представления динамики
наличного и безналичного денежного обращения
в РФ за 2005 – 2010 гг., построим график.
Рисунок
1 – Соотношение наличного и
безналичного обращения в РФ по годам
Итак,
денежное обращение – достаточно
сложная конструкция, соединяющая
как основные сущностные характеристики
денег, так и механизмы, и способы
использования денег для
Однако
переход денег из безналичного оборота
в наличный вызывает нехватку наличных
денег в стране; ведет к возникновению
теневой экономики; способствует уклонению
предприятий от уплаты налогов; свидетельствует
о снижении возможности государства
влиять на реальные хозяйственные процессы.
2.2 Закон
денежного обращения
Закон денежного обращения устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Количество денег, нужное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
- количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
- уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
- скорости обращения денег (связь обратная).
Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).
Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.
С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.
Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций — средства обращения и средства платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму:
КД =
где КД - количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа;
СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;
К - сумма проданных товаров и услуг в кредит, срок платежей по которым не наступил
П - сумма платежей по долговым обязательствам
ВП - сумма взаимно погашающихся платежей;
0 - среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения.
При
функционировании действительных денег
(золотых) их количество поддерживалось
на необходимом уровне стихийно, так
как регулятором выступала
При
отсутствии золотого стандарта стал
действовать закон бумажно-
Ныне
в условиях демонетизации золота,
т.е. утраты им своих денежных функций,
закон денежного обращения
Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства — товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнения его ко множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.
Неразменные
кредитные деньги, приобретая черты
бумажных денег, вводятся государственной
властью, которая наделяет их принудительным
курсом. Их эмиссия без учета стоимости
произведенных товаров и
В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. Согласно классической теории Л. Маршалла и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:
MY= Р*Q
где M – масса денег;
P – цена товара;
Y – скорость обращения денег;
Q
– количество товаров,
Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно:
M=
а цена товара
P=
Уровень
цен изменяется пропорционально
изменению массы денег в
В России главная причина увеличения денежной массы - огромный дефицит федерального бюджета.
Правительство России одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы. Пока что бюджет на будущий год почти полностью скопирован с нынешнего: 6,6 трлн. рублей доходов, 9,5 трлн. рублей расходов.
В течение этих трех лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета - 2010 г. составил - 3,2 трлн. рублей или 7,5 процента ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить до 4,3 процента ВВП, а в 2012 - до 3 процентов ВВП. С 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1%.
У власти была альтернатива - либо разом сократить расходы, либо изыскать дополнительные источники для покрытия дефицита. Первое неизбежно повлекло бы за собой снижение уровня соцподдержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать второй вариант.
В 2010 году порядка 70% расходов бюджета имели социальный характер, при этом сохранялись приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновациями. Только на пенсионную систему выделили более 600 миллиардов рублей. В полном объеме были сохранены расходы на национальную оборону и безопасность.
Следует отметить, что в ближайшие годы ситуация в экономике останется неопределенной, поэтому власти РФ должны вести жесткую и ответственную бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов.
Расходы на 2011 год должны быть перегруппированы, многое придется отменить или перенести. Наиболее существенно сокращаются расходы на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры.
Экономия отчасти коснется и социальной сферы.
Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству пришлось расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.
К концу нынешнего года в Резервном фонде останется не более 1,7 трлн. рублей. Таким образом, для покрытия бюджетного дефицита 2011 года из Резервного фонда возьмут 1,7 трлн. рублей - на этом его средства и закончатся. Из фонда национального благосостояния заберут четверть - 682 млрд. рублей, которые пойдут на погашение дефицита Пенсионного фонда (ПФР), который в будущем году может составить 1,166 трлн. рублей.
Наконец, недостающие 830 млрд. рублей будут закрыты за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Минфин планирует увеличить объем внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2011 году.
Примечательно то, что на внешние займы, к которым Россия не прибегала с 1998 года, придется $18 млрд. (570 млрд. рублей). Ранее власти предполагали занять в 2011 году порядка $10 млрд. через выпуск еврооблигаций, но теперь в Минфина заговорили о желании занять денег еще и у Всемирного банка - так дешевле, чем на открытом рынке.
Наращивание внешних займов - это возврат к старой модели, генерирующей рост денежной массы за счет притока капитала извне и разгоняющей инфляцию. При среднегодовом курсе 34,5 рубля за доллар, прогнозируемом Минэкономразвития, объем внешних займов составит порядка $19 млрд. что повысит внешний долг страны почти на 50%. Напомним, до сих пор внешний государственный долг РФ сокращался и на 1 июля 2009 года составляет $39 млрд. Лучше увеличивать внутренние займы, советуют эксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина были бы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных гособлигаций.
А пока что чиновники пытаются задействовать все возможности. Однако с дополнительными доходами бюджета пока неясно. Правительство временно отказалось от предлагавшихся Минфином мер по повышению экспортной пошлины и ставки НДПИ на газ, а также дополнительному повышению акцизов на алкогольную продукцию (на 20% к ранее утвержденному уровню на 2011 год).
Итак, в 2010-2012 гг. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться - с 7,5 процента ВВП страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП в 2012 г. в целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.
Информация о работе Денежное обращение. Закон денежного обращения. Масса и скорость обращения денег