Денежное обращение. Закон денежного обращения. Масса и скорость обращения денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:45, курсовая работа

Описание

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами органами государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

Глава 2 Экономический техникум.docx

— 79.40 Кб (Скачать документ)

      Проанализируем  изменение безналичного потока денег  в РФ за 2005 – 2010 гг. 

Таблица 2 – Анализ изменения безналичного денежного обращения в РФ за 2006 – 2011 гг.

Год Безналичные средства, млрд. рублей Отклонение  наличного оборота, в млрд. руб. Темп роста  безналичного оборота в %
2005 2828,5 - -
2006 4035,4 1206,9 142,7
2007 6210,6 2175,2 153,9
2008 9569,9 3359,3 154,5
2009 9698,3 128,4 101,3
2010 11659,7 1961,4 120,2
 

      Данные  таблицы 2 показывают, что значительное увеличение безналичного денежного  потока наблюдается в 2008 – 2010 гг., что связано с развитием современных технологий (банкомат, интернет, банковские карты оплаты).

     Для наглядного представления динамики наличного и безналичного денежного обращения в РФ за 2005 – 2010 гг., построим график. 

       

Рисунок 1 – Соотношение наличного и  безналичного обращения в РФ по годам 

     Итак, денежное обращение – достаточно сложная конструкция, соединяющая  как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, и способы  использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

     Однако  переход денег из безналичного оборота  в наличный вызывает нехватку наличных денег в стране; ведет к возникновению  теневой экономики; способствует уклонению  предприятий от уплаты налогов; свидетельствует  о снижении возможности государства  влиять на реальные хозяйственные процессы. 

2.2 Закон  денежного обращения 

     Закон денежного обращения устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

     Количество  денег, нужное для выполнения функций  денег как средства обращения, зависит  от трех факторов:

     -  количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

     -  уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

     -  скорости обращения денег (связь обратная).

     Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

     Все факторы определяются условиями  производства. Чем больше развито  общественное разделение труда, тем  больше объем продаваемых товаров  и услуг на рынке; чем выше уровень  производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а  также цены.

     С появлением и развитием кредитных  отношений возникает функция  денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.

     Закон, определяющий количество денег в  обращении с учетом двух функций  — средства обращения и средства платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму:

КД =                                                           (1)

     где КД - количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа;

     СЦ  - сумма цен реализуемых товаров и услуг;

     К - сумма проданных товаров и услуг в кредит, срок платежей по которым не наступил

     П - сумма платежей по долговым обязательствам

     ВП  - сумма взаимно погашающихся платежей;

     0 - среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения.

     При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так  как регулятором выступала функция  сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения

     При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможными обесценение.

     Ныне  в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел  модификацию. Теперь уже нельзя оценивать  количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через  золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

     Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость  не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства — товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные  деньги, выражает свою стоимость через  приравнения его ко множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.

     Неразменные кредитные деньги, приобретая черты  бумажных денег, вводятся государственной  властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости  произведенных товаров и оказанных  услуг в стране неизбежно вызовет  их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.

     В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости  определения требуемого количества денег для обращения. Согласно классической теории Л. Маршалла и И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

MY= Р*Q                                                                      (2)

     где M – масса денег;

     P – цена товара;

     Y – скорость обращения денег;

     Q – количество товаров, представленных  на рынке.

     Из  формулы количество денег, необходимое  для обращения определенной массы  товаров, равно:

M=                                                                      (3)

     а цена товара

P=                                                                      (4)

     Уровень цен изменяется пропорционально  изменению массы денег в обращении.

     В России главная причина увеличения денежной массы - огромный дефицит федерального бюджета.

     Правительство России одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы. Пока что бюджет на будущий год  почти полностью скопирован с  нынешнего: 6,6 трлн. рублей доходов, 9,5 трлн. рублей расходов.

     В течение этих трех лет бюджет будет  дефицитным, хотя размер дефицита будет  постепенно снижаться. Дефицит бюджета - 2010 г. составил - 3,2 трлн. рублей или 7,5 процента ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить до 4,3 процента ВВП, а в 2012 - до 3 процентов ВВП. С 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1%.

     У власти была альтернатива - либо разом  сократить расходы, либо изыскать дополнительные источники для покрытия дефицита. Первое неизбежно повлекло бы за собой  снижение уровня соцподдержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать второй вариант.

     В 2010 году порядка 70% расходов бюджета  имели социальный характер, при этом сохранялись приоритеты, связанные  с инвестициями в человеческий капитал  и инновациями. Только на пенсионную систему выделили более 600 миллиардов рублей. В полном объеме были сохранены  расходы на национальную оборону  и безопасность.

     Следует отметить, что в ближайшие годы ситуация в экономике останется неопределенной, поэтому власти РФ должны вести жесткую и ответственную бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов.

     Расходы на 2011 год должны быть перегруппированы, многое придется отменить или перенести. Наиболее существенно сокращаются расходы на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры.

     Экономия  отчасти коснется и социальной сферы.

     Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству пришлось расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.

     К концу нынешнего года в Резервном  фонде останется не более 1,7 трлн. рублей. Таким образом, для покрытия бюджетного дефицита 2011 года из Резервного фонда возьмут 1,7 трлн. рублей - на этом его средства и закончатся. Из фонда национального благосостояния заберут четверть - 682 млрд. рублей, которые пойдут на погашение дефицита Пенсионного фонда (ПФР), который в будущем году может составить 1,166 трлн. рублей.

     Наконец, недостающие 830 млрд. рублей будут закрыты за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Минфин планирует увеличить объем внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2011 году.

     Примечательно то, что на внешние займы, к которым Россия не прибегала с 1998 года, придется $18 млрд. (570 млрд. рублей). Ранее власти предполагали занять в 2011 году порядка $10 млрд. через выпуск еврооблигаций, но теперь в Минфина заговорили о желании занять денег еще и у Всемирного банка - так дешевле, чем на открытом рынке.

     Наращивание внешних займов - это возврат к  старой модели, генерирующей рост денежной массы за счет притока капитала извне  и разгоняющей инфляцию. При среднегодовом курсе 34,5 рубля за доллар, прогнозируемом Минэкономразвития, объем внешних займов составит порядка $19 млрд. что повысит внешний долг страны почти на 50%. Напомним, до сих пор внешний государственный долг РФ сокращался и на 1 июля 2009 года составляет $39 млрд. Лучше увеличивать внутренние займы, советуют эксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина были бы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных гособлигаций.

     А пока что чиновники пытаются задействовать  все возможности. Однако с дополнительными доходами бюджета пока неясно. Правительство временно отказалось от предлагавшихся Минфином мер по повышению экспортной пошлины и ставки НДПИ на газ, а также дополнительному повышению акцизов на алкогольную продукцию (на 20% к ранее утвержденному уровню на 2011 год).

     Итак, в 2010-2012 гг. федеральный бюджет будет  дефицитным, хотя размер дефицита будет  постепенно снижаться - с 7,5 процента ВВП  страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП  в 2012 г. в целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников. Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.

Информация о работе Денежное обращение. Закон денежного обращения. Масса и скорость обращения денег