Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является изучение и анализ теоритических и практических основ денежно кредитного регулирования в современных условиях.
Анализ этих изменений носит обязательный характер, так как исследование общих принципов денежно-кредитной политики является одним из важнейших условий регулирования экономического баланса государства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 59.09 Кб (Скачать документ)

Введение.

        

     Тема данной работы является актуальной, в связи с тем, что денежно-кредитное регулирование одно из основных регулирований государства, направленное на регулирование экономического роста, сдерживания инфляции, обеспечения занятости и выравнивание платежного баланса. Инфляция в России в случае реализации инновационного сценария развития страны в 2015-2020 годы будет формироваться на уровне 4,2-4,9% в среднем за год, сообщил заместитель главы Минэкономразвития. В России впервые дни 2012 г. инфляция не продемонстрировала традиционного всплеска из-за переноса повышения регулируемых цен и тарифов на лето, составив 0,1%.

Инфляция по инновационному сценарию в период с 2015 по 2020 год будет оставаться на уровне 4,2-4,9% в среднем за год (в 2012-2014 годы — 5,5% в среднем за год), представляя прогноз экономического развития России до 2030 года.

   Объектами исследования работы будет структура денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации.  

   Предметом исследования работы является правовые основные и тенденции инструментов и методов денежно-кредитного регулирования.

    Цель данной курсовой работы является изучение и анализ теоритических и практических основ денежно кредитного регулирования в современных условиях.

     Для достижения цели  необходимо рассмотреть ряд задач: определить цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования ,определить методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, исследовать правовые основы денежно- кредитного регулирования, рассмотреть тенденции развития денежно-кредитного регулирования.

     Анализ этих изменений  носит обязательный характер, так  как исследование общих принципов  денежно-кредитной политики является  одним из важнейших условий  регулирования экономического баланса  государства.

I. Понятие системы денежно-кредитного  регулирования.

1.1 Основы системы денежно-кредитного  регулирования.

     Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.

С учетом сложившихся тенденций  формирования основных макроэкономических показателей ожидаемые темпы  прироста денежной массы (агрегата М2) в целом за 2011 год могут составить 18 - 22%, денежной базы в узком определении - 18 - 20%. Указанные оценки близки к показателям третьего варианта денежной программы, представленной в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов». Однако отдельные показатели денежной программы на 2011 год были уточнены Банком России исходя из их фактической динамики.

           В 2011 году ожидается менее значительный, чем прогнозировалось ранее, прирост чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования, что обусловлено в основном снижением сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами. Решения Банка России, обусловившие повышение гибкости курса рубля, способствовали существенному сокращению эмиссионного эффекта от его интервенций на внутреннем валютном рынке.

      Прирост чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования 2011 года составил 0,7 трлн. рублей .

     В соответствии с уточненным прогнозом платежного баланса прирост ЧМР в целом за 2011 год оценивается в 0,8 трлн. рублей.

    Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

          В целях обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитного регулирования Банк России будет расширять практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений .

  В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

 

 

 1.2.  Методы денежно-кредитного регулирования экономики.

      Проводя денежно–кредитное  регулирование, Центральный банк  любой страны может действовать  двумя способами: напрямую, путем  осуществления своих административно-нормативных  полномочий, и косвенно, путем влияния  на состояние денежного рынка  в качестве эмитента денег.

        Косвенные  инструменты считаются рыночными,  поскольку они предполагают проведение  операций по рыночным ценам  и на добровольной основе. Инструменты  прямого контроля используются  Центральным банком для контроля  количества или цены денег,  депонированных в коммерческих  банках и предоставленных ими  в виде кредитов. К косвенным инструментам денежно-кредитного регулирования можно отнести: косвенные резервные требования, которые обладают некоторыми характеристиками мер административного контроля. операции на открытом рынке (купля-продажа ценных бумаг Центральным банком), которые относятся к самым эффективным и наиболее широко используемым методам воздействия на денежную базу; механизм рефинансирования, включающий в себя целый ряд различных методов воздействия на размер кредита Центрального банка коммерческим банкам. Наиболее важным инструментом является ставка, по которой взымаются проценты по таким кредитам(ставка рефинансирования).

       Примерами косвенного контроля могут служить лимиты роста кредитования или привлечения депозитов, а мер контроля в области процентных ставок по кредитам и депозитам.

       Прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

       Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического  кризиса.

В 2011 году курсовая политика была направлена на сглаживание колебаний курса  рубля. Банк России продолжал использовать в качестве операционного ориентира  курсовой политики рублевую стоимость бивалютной корзины. Диапазон ее допустимых значений задавался плавающим операционным интервалом, границы которого корректировались в зависимости от объема совершенных валютных интервенций. При этом какие-либо целевые значения или фиксированные ограничения на уровень валютного курса Банком России не устанавливались.

        Механизм курсовой политики предполагал возможность осуществления покупок или продаж иностранной валюты не только при нахождении стоимости бивалютной корзины на границах операционного интервала, но и внутри него. Операционный интервал также включал диапазон, в котором валютные интервенции не совершались.

Изменение процентных ставок по операциям  Банка России и сокращение объема свободных банковских резервов оказали  влияние на рост краткосрочных ставок рынка межбанковских кредитов (МБК). В условиях сохранения значительного профицита ликвидности процентные ставки денежного рынка находились вблизи нижней границы процентного коридора по операциям Банка России, то по мере уменьшения объема ликвидных средств и активизации спроса кредитных организаций на рефинансирование произошел сдвиг рыночных процентных ставок к середине этого коридора. Средневзвешенная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам в 2011 году повысилась с 2,7% годовых в январе до 4,5% годовых в сентябре, спред по отношению к фиксированным депозитным ставкам Банка России увеличился на 0,8 процентного пункта.         

        Повышение ставок сопровождалось ростом активности участников рынка: средний оборот рынка рублевых МБК по выборке MIACR возрос с 89,8 млрд. рублей в день в январе до 194,7 млрд. рублей в день в сентябре. Постепенное улучшение ситуации в реальном секторе экономики в 2011 году, а также пролонгированный эффект реализованного смягчения денежно-кредитной политики способствовали дальнейшему снижению стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций и физических лиц. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до 1 года снизилась в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года на 2,1 процентного пункта, до 7,9% годовых. Это минимальное значение указанной ставки за всю историю наблюдений. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок свыше 1 года снизилась с 11,9% годовых в августе 2010 года до 10,3% годовых в августе 2011 года. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам физическим лицам на срок до 1 года за аналогичный период уменьшилась с 27,1 до 22,9% годовых, на срок свыше 1 года - с 17,9 до 17,1% годовых соответственно.

           В январе-июле 2011 года благоприятная конъюнктура мировых рынков сырьевых товаров способствовала сохранению существенного притока иностранной валюты в страну, несмотря на ускорение роста импорта и чистый отток капитала частного сектора. В результате на внутреннем валютном рынке в указанный период наблюдалось устойчивое превышение предложения иностранной валюты над спросом на нее, что создавало условия для укрепления рубля. Стоимость бивалютной корзины снизилась с 34,91 рубля на 1 января 2011 года до 33,01 рубля на 31 июля 2011 года.

    Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ.

1.3. Современные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования.

    В законе о ЦБ РФ (ст.45) предусмотрено, что Банк  России ежегодно не позднее  25  августа представляет в Государственную  Думу проект основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики на предстоящий год  и не позднее 1 декабря –основные направления единой денежно кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект указанного документа направляется Президенту РФ и в Правительстве РФ.

     Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики  на предстоящий год  включает следующие положения:  концептуальные принципы, лежащие  в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России; краткую  характеристику состояния экономики  РФ; прогноз ожидаемого выполнения  основных параметров денежно-кредитной  политики в текущем году ,анализ причин отклонения от ее целей, заявленных БР на текущий год ,оценку перспектив их достижения и обоснования возможной корректировки; сценарный прогноз развития экономики РФ на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием; прогноз основных показателей платежного баланса РФ на предстоящий год; основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые БР на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции ,денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов; основные показатели денежной программы на предстоящий год; варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъектуры; план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансового рынка и платежной системы.

 

      В настоящее время нормативы обязательных резервов перед физическими лицами в валюте РФ составляют 4.5% по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте-до 5.5% по иным обязательствам кредитной организации в валюте РФ и обязательствам в иностранной валюте-до 5%.

    В результате сумма средств, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, возросла со 188,4 млрд. рублей на 1.01.2011 до 347,0 млрд. рублей на 1.10.2011. Усредненная величина обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций и субсчетах в Банке России в течение периода усреднения с 2011 года составила 455,0 млрд. рублей, увеличившись с начала года почти в два раза, или на 221,9 млрд. рублей.

Информация о работе Денежно-кредитная политика