Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является изучение и анализ теоритических и практических основ денежно кредитного регулирования в современных условиях.
Анализ этих изменений носит обязательный характер, так как исследование общих принципов денежно-кредитной политики является одним из важнейших условий регулирования экономического баланса государства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 59.09 Кб (Скачать документ)

      Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.

   С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП  можно ожидать увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 - 1,4 трлн. рублей в год в 2012 - 2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.

    В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.

     Совет директоров Банка России также принял решение об установлении с 10 апреля 2012 года максимальной ставки по депозитным аукционам на срок 1 неделя в размере 4,75% годовых. Осуществлённое данным решением дополнение системы инструментов Банка России краткосрочным рыночным инструментом изъятия ликвидности будет способствовать снижению волатильности процентных ставок денежного рынка и повышению действенности процентной политики.

     Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, предполагается провести в первой половине мая 2012 года.

 

 

 

2.3.Правовые основы денежно-кредитного  регулирования.

     Роль государства  ограничена регулированием отношений  и защитой прав участников  денежного оборота, установлением  основных его принципов, норм  и правил. Правовое регулирование  не должно отменять или умалять  права и свободы участников  денежного оборота, а возможные  ограничения должны быть соразмерными  и обусловливаться необходимостью  защиты основ конституционного  строя путем соответствующей  законодательной регламентации,  определения содержания прав  участников, основных гарантий осуществления  таких прав. Это обеспечит недопущение  возможных ошибок или своевременное  их устранение и тем самым  гарантирует реальное восстановление  нарушенных прав.

     При правовом регулировании  устанавливаются пределы осуществления  прав, т.е. возможные их ограничения,  принимаются меры к достижению  разумного баланса конкурирующих  прав и законных интересов.  Правовые нормы этим требованиям  часто не удовлетворяют, поскольку  допускают регулирование ведомственными  нормативными актами существенных  элементов конституционного права.

     В связи с этим  нормативная база государственного  денежно-кредитного регулирования  формируется по следующим направлениям: введение системы регистрации  участников денежного оборота;  мониторинг их деятельности; ограничение  административного регулирования;  снижение барьеров входа участников  денежного оборота.

     При регулировании  денежного оборота применяется  принцип разграничения действия  норм гражданского и банковского  законодательства в части регламентации  отношений по использованию денег.  Регулирование конституционного  права ведомственными нормативными  актами служит основанием неправомерных  ограничений данного права, ставя  реализацию права в зависимость  от наличия специального разрешения.

    

 

В отношении банковского сектора экономики государство обеспечивает:

развитие законодательных основ  системы регулирования и надзора; не вмешивается в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством; строго соблюдает  законодательно установленные принципы антимонопольного регулирования и  поощрения конкуренции на финансовых рынках; обеспечивает развитие законодательных  норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского  сектора, для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая  отмывание доходов, полученных преступным путем.

     Объектом постоянного  внимания со стороны органов  антимонопольного регулирования  остаются решения и действия  органов власти всех уровней,  если эти решения и действия  препятствуют развитию банковского  сектора либо конкуренции на рынке банковских услуг.

     Регулирование участия иностранного капитала направлено на предотвращение фактов проникновения в банковский сектор капитала нерезидентов с неустойчивым финансовым положением и сомнительной репутацией.

     Особое внимание уделяется  мерам по совершенствованию регулирования  действующих в стране частных  платежных систем, которые обеспечивают  внутрибанковские расчеты, расчеты  на основе межбанковских корреспондентских  отношений.

    Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики. Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации денежно-кредитного регулирования вырабатывается действенный механизм его реализации.

2.4. Перспективы развития денежно-кредитного регулирования в

России в  2011-2013гг.

     В среднесрочной перспективе  одной из важнейших задач Банка  России является создание необходимых  условий для реализации эффективной  процентной политики, что предполагает  совершенствование системы инструментов  денежно-кредитной политики.

      Комитет Госдумы  по финансовому рынку подготовил  заключение по проекту основных  направлений единой государственной  денежно-кредитной политики (ЕДКП) на 2011-2013гг. Согласно заключению, Центральному  банку РФ рекомендуется представить  проект в Госдуму до 14 ноября 2010г.Согласно проекту ЕДКП, в предстоящий 3-летний период главной целью государственной денежно-кредитной политики является удержание инфляции в границах 5-7 процентов в годовом выражении.

       В соответствии  с прогнозом социально-экономического  развития РФ на 2011-2013 гг., одобренным 8 сентября 2010 года на заседании  правительственной комиссии по  бюджетным проектировкам, темпы  роста инфляции в 2011 году составят 6-7%, в 2012 году - 5-6%, в 2013 году - 4,5-5,5%.

Кроме того, Банк России ожидает, что  положительное сальдо счета текущих  операций РФ в 2010 году составило 2205 млрд. руб.; в 2011 - от 432млрд. руб. до 2352млрд. руб. в зависимости от прогнозного  варианта.

      Как отметил в своем заключении комитет, ЦБ РФ следует обратить особое внимание на то, что в России инфляция определяется не только монетарными факторами, но и серьезно зависит от бюджетной и тарифной политики правительства, а также от комплекса внешнеэкономических условий. Неразвитость конкурентной среды также оказывает значительное давление на инфляционные процессы.

          Инфляция  в 2011 году, по прогнозу, сохраниться  примерно на уровне 2010 г. и составит 8,9%. В 2012-2013 гг. она ожидается на  уровне 7,8-8,3%. "Рост цен будет  находиться под воздействием  разнонаправленных факторов. С одной стороны, остаются относительно высокими инфляционные ожидания, связанные с перспективами возможного удешевления рубля. С другой стороны, рост цен может сдерживаться благодаря низким темпам роста спроса в экономике, а также ужесточению бюджетной и денежной политики, направленных на снижение дефицита государственного бюджета и сдерживания роста цен", - отмечают эксперты.

    Минфин ставит своей  целью к 2012 году снизить инфляцию  до уровня менее 4%, а в перспективе  – до 3%. Она может быть реализована  при условии эффективных действий  других органов исполнительной  власти по ограничению роста  тарифов естественных монополий,  а также ЦБ РФ по накоплению  международных резервов. В настоящее  время налоговая нагрузка на  экономику страны составляет 34,7% ВВП (без учета рентовой составляющей – 31% ВВП). Это соответствует уровню развитых государств Организации экономического сотрудничества и содействия, где данный показатель в среднем равен 36%. Активы банковской системы сегодня достигли 61% ВВП.

      В связи с тем, что одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть, Центральный банк РФ рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011-2013гг.

  В первом варианте чистый отток капитала оценивается в 450 млрд.руб., согласно второму и третьему вариантах нетто-приток может составить 300-600 млрд.руб. В первом варианте профицит текущего счета будет недостаточным для компенсации дефицита финансового счета, что обусловит сокращение резервных активов на 249 млрд.руб. Во втором и третьем вариантах положительное сальдо по текущим операциям будет дополнено притоком ресурсов по финансовому счету, что обеспечит рост валютных резервов (на 1431и 2679млрд. руб. соответственно).

    Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в разных вариантах прогнозируется в диапазоне 1350- 1611млрд. руб.

     Заключение.

    Банк России разработал  три варианта денежной программы  в зависимости от основных  параметров прогноза социально-экономического  развития Российской Федерации  на период 2011 - 2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.

        В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

    Для обеспечения роста  денежной базы на уровне, соответствующем  параметрам данного варианта  программы, увеличение ЧВА должно  составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.

    Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.

    Во втором варианте  денежной программы, предполагающем  умеренный рост цен на нефть  в рамках прогнозного периода,  соответствующий показателям прогноза  платежного баланса прирост ЧМР  составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в  2013 году он будет близок к нулевому.

    В 2011 и 2012 годах указанный  прирост ЧМР будет частично  компенсирован сокращением ЧВА,  которое с учетом динамики  денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы.

    При прогнозируемой динамике  кредита расширенному правительству  в 2011 году сокращение ЧВА будет  обеспечено за счет изменения  чистого кредита банкам, объем  которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для  увеличения денежного предложения  прирост ЧВА будет обеспечен  за счет повышения чистого  кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.

    В соответствии с третьим  вариантом денежной программы,  основанным на предположении  о существенном росте цен на  нефть, в 2011 году прогнозируется  увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и  1,0 трлн. рублей соответственно. При  этом с учетом оцениваемой  динамики денежной базы ожидается,  что сокращение ЧВА по данному  варианту должно составить в  2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост  ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.

    С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.

 

Список использованной литературы:

 

1. Федеральный закон «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» от 3 ноября 2010 года, статья 4 и 3, ст.3 (с изменениями от 07.02.11).

2. Федеральный закон « О банках  и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 (ред.  от 15.11.2010, с изменениями 07.01.2012 года).

Информация о работе Денежно-кредитная политика