Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является изучение и анализ теоритических и практических основ денежно кредитного регулирования в современных условиях.
Анализ этих изменений носит обязательный характер, так как исследование общих принципов денежно-кредитной политики является одним из важнейших условий регулирования экономического баланса государства.
Международные финансовые институты и экономические организации прогнозируют продолжение роста мировой экономики в 2012 году и в перспективе до 2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в мире в 2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%. Тем не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски менее благоприятного развития экономических тенденций в мире в среднесрочной перспективе. Не исключается возможность существенного снижения деловой активности в странах - торговых партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем. Прогнозируется замедление в 2012 году инфляции в большинстве стран - торговых партнеров России, что объясняется ожидаемым уменьшением вклада изменения цен на товары энергетической и продовольственной групп. В результате снизятся внешние риски ускорения роста цен в России. В 2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня процентных ставок за рубежом по сравнению с 2011 годом. Ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской экономике, улучшение инвестиционного климата будут способствовать улучшению ситуации с притоком капитала.
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП можно ожидать увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 - 1,4 трлн. рублей в год в 2012 - 2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.
В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.
Совет директоров Банка России также принял решение об установлении с 10 апреля 2012 года максимальной ставки по депозитным аукционам на срок 1 неделя в размере 4,75% годовых. Осуществлённое данным решением дополнение системы инструментов Банка России краткосрочным рыночным инструментом изъятия ликвидности будет способствовать снижению волатильности процентных ставок денежного рынка и повышению действенности процентной политики.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, предполагается провести в первой половине мая 2012 года.
2.3.Правовые основы денежно-
Роль государства
ограничена регулированием
При правовом регулировании
устанавливаются пределы
В связи с этим
нормативная база
При регулировании
денежного оборота применяется
принцип разграничения
В отношении банковского сектора экономики государство обеспечивает:
развитие законодательных
Объектом постоянного
внимания со стороны органов
антимонопольного
Регулирование участия иностранного капитала направлено на предотвращение фактов проникновения в банковский сектор капитала нерезидентов с неустойчивым финансовым положением и сомнительной репутацией.
Особое внимание уделяется
мерам по совершенствованию
Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики. Благодаря строгой, подчас жесткой правовой регламентации денежно-кредитного регулирования вырабатывается действенный механизм его реализации.
2.4. Перспективы развития денежно-кредитного регулирования в
России в 2011-2013гг.
В среднесрочной перспективе
одной из важнейших задач
Комитет Госдумы
по финансовому рынку
В соответствии
с прогнозом социально-
Кроме того, Банк России ожидает, что положительное сальдо счета текущих операций РФ в 2010 году составило 2205 млрд. руб.; в 2011 - от 432млрд. руб. до 2352млрд. руб. в зависимости от прогнозного варианта.
Как отметил в своем заключении комитет, ЦБ РФ следует обратить особое внимание на то, что в России инфляция определяется не только монетарными факторами, но и серьезно зависит от бюджетной и тарифной политики правительства, а также от комплекса внешнеэкономических условий. Неразвитость конкурентной среды также оказывает значительное давление на инфляционные процессы.
Инфляция в 2011 году, по прогнозу, сохраниться примерно на уровне 2010 г. и составит 8,9%. В 2012-2013 гг. она ожидается на уровне 7,8-8,3%. "Рост цен будет находиться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, остаются относительно высокими инфляционные ожидания, связанные с перспективами возможного удешевления рубля. С другой стороны, рост цен может сдерживаться благодаря низким темпам роста спроса в экономике, а также ужесточению бюджетной и денежной политики, направленных на снижение дефицита государственного бюджета и сдерживания роста цен", - отмечают эксперты.
Минфин ставит своей
целью к 2012 году снизить инфляцию
до уровня менее 4%, а в перспективе
– до 3%. Она может быть реализована
при условии эффективных
В связи с тем, что одним из основных факторов, влияющих на развитие российской экономики, является цена на нефть, Центральный банк РФ рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2011-2013гг.
В первом варианте чистый отток капитала оценивается в 450 млрд.руб., согласно второму и третьему вариантах нетто-приток может составить 300-600 млрд.руб. В первом варианте профицит текущего счета будет недостаточным для компенсации дефицита финансового счета, что обусловит сокращение резервных активов на 249 млрд.руб. Во втором и третьем вариантах положительное сальдо по текущим операциям будет дополнено притоком ресурсов по финансовому счету, что обеспечит рост валютных резервов (на 1431и 2679млрд. руб. соответственно).
Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в разных вариантах прогнозируется в диапазоне 1350- 1611млрд. руб.
Заключение.
Банк России разработал
три варианта денежной
В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения роста
денежной базы на уровне, соответствующем
параметрам данного варианта
программы, увеличение ЧВА
Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.
Во втором варианте
денежной программы,
В 2011 и 2012 годах указанный
прирост ЧМР будет частично
компенсирован сокращением ЧВА,
При прогнозируемой динамике
кредита расширенному
В соответствии с третьим
вариантом денежной программы,
основанным на предположении
о существенном росте цен на
нефть, в 2011 году прогнозируется
увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей,
а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и
1,0 трлн. рублей соответственно. При
этом с учетом оцениваемой
динамики денежной базы
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О
2. Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изменениями 07.01.2012 года).