Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы является изучение и анализ теоритических и практических основ денежно кредитного регулирования в современных условиях.
Анализ этих изменений носит обязательный характер, так как исследование общих принципов денежно-кредитной политики является одним из важнейших условий регулирования экономического баланса государства.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 59.09 Кб (Скачать документ)

      Операции на открытом рынке-покупка и продажа государственных ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Основные виды ценных бумаг: ГКО,ОФЗ,ОБР. Путем изменения объёма купли-продажи и уровня цен по которым они продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную активность коммерческих банков.

     Девизный операции (валютные интервенции)- это покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.

    Рефинансирование- политика учетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которые Центральный банк предоставляет коммерческим банкам.

     Банк России в течение года постепенно снижал ставку рефинансирования, что свидетельствует о смягчении проводимой  денежно-кредитной   политики.          Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня - 8,00 % (Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").   Снижение против предыдущей ставки рефинансирования составило 0,25 %.. Предыдущая ставка рефинансирования в размере 8,25 % действовала с 3 мая 2011 г. по 25 декабря 2011 г., то есть почти 8 месяцев 2011 года. В 2010 году ставка рефинансирования Центробанка менялась только 4 раза, и только в сторону понижения. В 2010 году была также зафиксирована самая низкая за все существование Российской Федерации ставка рефинансирования в 7,75%, которая действовала с 01 июня 2010 по 27 февраля 2011 года. 2010 год Россия завершила со ставкой рефинансирования ЦБ в размере 7,75% и инфляцией в размере 8,8%. В 2011 год Россия завершила со ставкой рефинансирования в 8,00%. Это последняя ставка 2011 года и первая ставка рефинансирования, действующая с начала 2012 года. Это было четвертое значение ставки рефинансирования Банка России за год. В течении года ставка пересматривалась трижды. Инфляция в РФ за 2011 год составила 6,1%, что является историческим минимумом для страны. Стратегия снижения уровня процентных ставок со стороны регулятора была направлена на формирование тенденции к повышению активности банковской системы в области кредитования предприятий реального сектора и стимулирования конечного спроса со стороны населения

      Банком России разработаны и в настоящее время и действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия решения о предоставлении кредита. Общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов 2011 года был равен 42,7 млрд. рублей из них 34,7 млрд. рублей составили ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней .Существенно сократился по сравнению с предыдущим годом спрос кредитных организаций на кредиты под залог нерыночных активов. В январе-сентябре 2011 года их объем составил 6,7 млрд. рублей (320,9 млрд. рублей за соответствующий период 2010 года).

     Первая группа. Кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России (конкретного перечня ценных бумаг), которым обеспечение по кредитам стандартизировано. Учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями.

Оценка стоимости обеспечения  производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг( уполномоченными биржами являются ЗАО «ММВБ» и ЗАО «ММВБ ФБ»). Время принятия от нескольких секунд до одного часа.

    Вторая группа. Кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организации сферы материального производства и поручительства кредитных организаций.

       В этом случае процесс принятия решений о выдаче кредита, а так же процесс качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней. Это время необходимо Банку России для проверки подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо требования по кредитному договору. В некоторых случаях это вызвано необходимостью оценить уровень платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.

     Ломбардный список Банка России включает в себя:

1.Государственные облигации РФ  и облигации Банка России: ОФЗ (все выпуски),  ОГВЗ; Еврооблигации РФ (все выпуски), ОВГВЗ; ОБР (все выпуски); 2.Облигации субъектов РФ; 3. Облигации юридических лиц-резидентов РФ;

Информация о структуре ценных бумаг, переданных кредитными организациями  в обеспечении кредитов Банка  России: облигации РФ-86.7%; Облигации субъектов РФ- 2.5%; облигации Банка России- 1.4%; ипотечные облигации- 1.2%; облигации кредитных организаций- 1.7%; облигации юридических лиц-резидентов РФ-4.2%; облигации международных финансовых организаций-2.3%.

       

 

1.4. ЦБ как субъект  денежно-кредитного регулирования.

     Центральный банк  регулирует денежный оборот не  напрямую, а через денежную и  кредитную системы. Воздействуя  на кредитные институты, он  создает определенные условия  для их работы. От этих условий  в известной мере зависит направление  деятельности коммерческих банков  и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на  ход экономического развития  страны. Поэтому национальные особенности  кредитной системы определяют  степень воздействия центрального  банка на экономику и влияют  на условия функционирования  ЦБ. Особенности национальной банковской  системы в значительной степени  определяются целями, стратегией  и методами денежно-кредитного  регулирования ЦБ.

     Права ЦБ строго  регламентируются законодательством.  По закону ЦБ обязан поддерживать  экономическую политику правительства  либо быть независимым от деятельности  правительства. ЦБ последовательно  реализует

Разные стратегии денежно-кредитного регулирования. Это может быть стратегия, направленная на регулирование темпа  роста денежной массы в национальной экономике или регулирование  валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-то стабильной иностранной валюте. В  соответствии с выбранной стратегией ЦБ осуществляет в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и использует соответствующие инструменты.

     Исходя из понимания  назначения, стратегии различают  четыре ее вида:

инфляционная – допущение слабо  контролируемого роста денежной массы в обращении;  рефляционная – допущение мягкой формы инфляции в целях стимулирования экономики; дефляционная – резкое уменьшение количества денег в обращении;  дезинфляционная – мягкая форма дефляционной стратегии, направленная на снижение экономической активности.

 

 

 

II. Цели, объекты и механизация  денежно-кредитного регулирования.

2.1. Цели денежно-кредитного регулирования.

     На макро-уровне выделяют  шесть основных целей денежно-кредитного  регулирования: поддержание стабильности  цен; достижение высокого уровня  занятости ; стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению; обеспечение экономического роста; обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке; поддержание равновесия на отдельных сегментах национального

финансового рынка; обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

     Первая цель денежно-кредитного  регулирования, в современных  условиях является определяющей  и часто трактуется как последовательное  снижение уровня инфляции.

     Уменьшение инфляционных  процессов способствует улучшению  инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного  экономического роста.

    Центральный банк РФ  считает главной целью единой  государственной денежно-кредитной  политики в 2011-2013 гг. удержание  инфляции в границах 5-7 % в год.  Это предусматривается проектом  основных направлений единой  государственной денежно-кредитной  политики на 2011 г и на плановый  период 2012 и 2013 гг., который будет  рассматриваться на завтрашнем  заседании правительства РФ. Банк  России уже не планирует "завершать  создание условий для применения  режима инфляционного таргетирования", а лишь ставит цель — обеспечить контроль над инфляцией.

      В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг., одобренным 8 сентября 2010 г на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, темпы инфляции составят в 2011 г до 6-7 %, в 2012 г - до 5-6 %, в 2013 г - 4,5-5,5 %.

   Оценивая спрос на деньги  в предстоящий период, Банк России  исходит из предпосылки, что  замедлится рост транзакционного  спроса и увеличится спрос на рубль как средство сбережения, и планирует нарастить М2 в 2011 г. на 11—23% (не менее широкий разброс значений денежной базы в узком определении — 7—19%).

     Объем сальдо ЦБ рассчитывает по трем сценариям, исходя из среднегодовой стоимости цен на нефть в 1800 руб. за баррель, 2250 руб.(эта цена легла в основу проекта федерального бюджета на 2011 год ) и 2700 руб.за баррель. Во всех трех вариантах разница между суммой экспорта и импорта сохранится положительной: в первом случае составит 1773 млрд. руб; во втором —2898 млрд. руб; в третьем - 3951млрд руб.

Тем не менее это означает, что профицит внешней торговли вновь начнет сокращаться.

    В ближайшие три года  инфляция пойдет на убыль: в  2011 году она будет меньше 7%, в  2012 году-6%, а в 2013 год-5,5%, обещает  Центробанк.      Сдержать  инфляцию помогает крепкий рубль,  но в условиях опережающего  роста импорта курс рубля все  больше зависит от притока  капитала, признает ЦБ.

     По некоторым подсчетам,  для снижения инфляции на 1% безработица  должна быть в течение года  на 2% выше своего естественного  уровня, при этом реальный Валовой  Национальный Продукт (ВНП) уменьшается  на 4% по сравнению с потенциальным. В 2013 - 2014 годах увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.

   Базовый прогноз платежного баланса на 2012 - 2014 годы составлен исходя из предположения, что цена на нефть сорта «Юралс» будет оставаться относительно стабильной и находиться в пределах 97 - 101 доллара США.

     Расчеты по денежной программе на 2012 - 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.

 

 

2.2.  Объекты и механизация   денежно-кредитного регулирования.

     Реализуя государственные  и общественные интересы в  области управления денежным  оборотом, система денежно-кредитного  регулирования является неотъемлемой  частью денежной системы государства.

     Определяющим элементом  системы денежно-кредитного регулирования

являются объекты регулирования. 

     В качестве объектов  регулирования денежного оборота  выступают: спрос на деньги  и предложение денег; объём  и структура денежной массы,  находящейся в обороте; скорость  оборота денег; объём кредитов, предоставляемых участникам денежного  оборота , в том числе банковской системе; объём и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота; курс национальной денежной единицы.

      Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота.

     Механизм денежно-кредитного  регулирования формирует условия  и порядок применения методов  и инструментов, определяет деятельность  центрального банка по использованию  этих методов и инструментов.

     Инструменты денежно-кредитного  регулирования должны обладать:

максимальной действенностью (помогать достичь целей регулирования); нейтральностью (одинаковым влиянием на конкурентоспособность  коммерческих банков); равномерностью воздействия на конкурентоспособность  отдельных групп или всех кредитных  институтов.                

       Центральные банки развитых стран располагают разнообразными инструментами воздействия на денежный оборот. Лучше всего возможности денежно-кредитного регулирования реализуются на уровне национальной экономики.

      В рамках работы по свертыванию антикризисных мер Банк России с 3 мая 2011 года приостановил заключение с российскими кредитными организациями генеральных соглашений о предоставлении Банком России кредитным организациям кредитов без обеспечения. В соответствии с принятым в марте 2011 года решением Банк России с 1 июля 2011 года приостановил заключение сделок прямого РЕПО с кредитными организациями, обеспечением по которым являются акции российских компаний. Советом директоров Банка России также были приняты решения о приостановлении проведения других операций, о возврате к докризисным подходам к формированию Ломбардного списка Банка России. Вместе с тем, учитывая возросшие потребности кредитных организаций в рефинансировании, Банк России в IV квартале 2011 года возобновил применение ряда мер, направленных на поддержание уровня ликвидности банковского сектора. Возобновил предоставление кредитов, обеспеченных поручительствами кредитных организаций; повысил поправочные коэффициенты, применяемые для расчета стоимости «нерыночных» активов, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, с 0,2 - 0,5 до 0,5 - 0,8; возобновляет с 1.11.2011 предоставление кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами, на срок от 90 до 180 календарных дней.

Информация о работе Денежно-кредитная политика