Денежно-кредитная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:02, курсовая работа

Описание

Деньги, кредит на данный момент являются важнейшими атрибутами цивилизации. Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, стихийно выделившийся из массы товаров в результате развития товарообмена. На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы. В ходе эволюции денег стало понятно, что деньги являются одним из наиболее важных элементов любой экономической системы.

Содержание

Введение………………………………………………....стр. 3-4

1. Денежно-кредитные отношения………………….стр. 5-14
1.1 Деньги, кредиты, их сущность, виды, роль и отношения
1.2 Структура денежно-кредитной системы………стр. 15-23
1.3 Сущность Центрального Банка как функционирующего органа……………………………………………………..стр. 24-27

2. Оценка единой государственной денежно-кредитной системы РФ за 2008-2009 г…………………………..стр. 28-33

3. Направления денежно-кредитной системы РФ и сценарии его развития 2010-2011
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2009 и период 2010-2011 года……………………….стр. 34-38
3.2 Цели денежно-кредитной системы РФ в будущем
……………………………………………………………..стр. 39-42

Заключение……………………………………………….стр. 43-44
Список литературы…………………………………….стр. 45

Работа состоит из  1 файл

денежно-кредитная политика РФ.doc

— 235.50 Кб (Скачать документ)

       Сроки возмещения кредитных ресурсов самые различные. В международной практике наиболее распространены депозиты сроком 1, 3 и  6  месяцев. 

       Межбанковские кредиты начинают играть все большую роль в формировании ресурсов коммерческих банков. Однако у них имеются  существенные  недостатки- отсутствие оперативности в  перераспределении  средств,  ограниченность  в размерах и сроках. Ликвидировать эти недостатки можно благодаря  привлечению ресурсов Центрального Банка как кредитора “в последней инстанции”  или,  как еще говорят, кредитора  “последней  руки”.  Именно  этот  банк  осуществляет денежно-кредитное  регулирование  экономики  страны  и  в   зависимости   от направления  кредитной  политики  строит  свои  отношения  с   коммерческими банками. Центральный  банк  проводит  по  отношению  к  коммерческим  банкам политику, направленную на расширение или сокращение  ими  объемов  кредитных вложений. При этом используются  такие  инструменты,  как  изменение  уровня учетной   ставки,   размера   минимальных   требований   по    обязательному резервированию  части  привлеченных  банками  ресурсов,   объема   операций, проводимых на  открытом  рынке.  Использование  ЦБ  того  или  иного  метода регулирования или же их совокупность зависит от  степени  развития  рыночных отношений в данной стране.

      В рыночных условиях хозяйствования основной формой  кредита  является банковский кредит,  т.  е.  кредит,  предоставляемый  коммерческими  банками разных типов и видов. Субъектами кредитных отношений в  области  банковского кредита являются предприятия и организации, население,  государство  и  сами банки. Как известно, в кредитной сделке субъекты кредитных отношений  всегда выступают как кредиторы и заемщики. Кредиторами являются  лица  (юридические и  физические),  предоставившие   свои   временно   свободные   средства   в

распоряжение заемщика на определенный срок.

       Заемщик  -  сторона  кредитных  отношений,  получающая   средства   в пользование (в ссуду) и обязанная их возвратить в  установленный  срок.  Что касается  банковского  кредита,   то   субъекты   кредитных   сделок   здесь обязательно выступают в двух лицах, т. е. как кредитор и  как  заемщик.  Это связано с тем, что банки работают в основном на  привлеченных  средствах  и, следовательно,  по  отношению  к  предприятиям  и  организациям,  населению, государству -  владельцам  этих  средств,  помещенных  на  счетах  в  банке, выступают в  качестве  заемщиков.  Перераспределяя  сосредоточенные  у  себя ресурсы в пользу нуждающихся в них, банки выступают  как  кредиторы.  То  же самое  наблюдается  и  относительно  другой  стороны  кредитных   сделок   - населения, хозяйства, государства; помещая на счетах в банке  свои  денежные средства, они выступают в роли кредитора, а испрашивая  ссуду,  превращаются в заемщиков.

       По срокам пользования кредиты бывают до востребования и срочные. Последние, в свою очередь, подразделяются  на:  краткосрочные  (до  1 года); среднесрочные (от 1 до 3 лет); долгосрочные (свыше 3 лет).

       Как  правило,  кредиты,   формирующие   оборотные   фонды,   являются краткосрочными, а ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве  основных фондов, относятся к средне- и долгосрочным кредитам.

       По размерам различают кредиты крупные, средние и мелкие. По обеспечению: необеспеченные (бланковые)  кредиты  и  обеспеченные, которые,  в  свою  очередь,  по  характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные.

       По способу  выдачи  банковские  ссуды  можно  разграничить  на  ссуды компенсационные  и  платежные.  В  первом  случае  кредит  направляется   на расчетный счет заемщика для возмещения последнему его  собственных  средств, вложенных в товарно-материальные ценности, либо в затраты. Во втором  случае банковская ссуда направляется непосредственно  на оплату расчетно-денежных документов, предъявленных заемщику к оплате по кредитуемым мероприятиям.

       По  методам  погашения  различают  банковские  ссуды,  погашаемые   в рассрочку (частями, долями), и  ссуды, погашаемые  единовременно  (на одну определенную дату).

       К принципам кредитования   относятся:    срочность    возврата, дифференцированность, обеспеченность и платность. Совокупное применение  на практике  принципов  банковского кредитования позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и  интересы  субъектов  кредитной  сделки: банка и заемщика.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Сущность Центрального Банка как функционирующего органа

 

     Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.

    Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача - это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

    Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России. Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру официальный сайт Центрального банка РФ «Банк России сегодня» федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

    Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

       Функции Банка России:

-во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

-монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

-является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

*устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

*устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

*осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

*осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

*регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

-осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

-осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

-определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

-организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

-проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

*публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

     Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

    Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

    Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:

-проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста.

    Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

       Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка единой государственной денежно-кредитной политики 2008-2009 г.

 

    Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 года, обусловленный, прежде всего замедлением темпов роста мировой экономики и снижением цен на нефть, пока еще весьма далек от своего завершения. Так, по некоторым оценкам, кризисные явления в экономике США прогнозируются в пределах не менее 16-18 месяцев, а следовательно, и выход из кризиса потребует нескольких лет. Американские и европейские рынки межбанковского кредита столкнулись с серьезными сложностями, так как банки значительно уменьшили объемы предоставляемых кредитов из-за возросших рисков их невозвращения. Аналогичные тенденции сложились и в других странах - в том числе и в России, где степень открытости экономики за последние 10 лет увеличилась, что нашло свое отражение в росте доли внешнеторгового оборота ВВП с 47% в июле 1998 года до 53% в июле 2008 года. При этом, как показано в таблице 1, структура экспорта значительно ухудшилось по сравнению с 1998 годом.             

 

  Структура товарного экспорта в РФ (в %)

Годы

Экспорт

Продукция ТЭК

Другие товары

1998
2008 (июль)

42
70

58
30

Информация о работе Денежно-кредитная система РФ