Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:02, курсовая работа
Деньги, кредит на данный момент являются важнейшими атрибутами цивилизации. Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, стихийно выделившийся из массы товаров в результате развития товарообмена. На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы. В ходе эволюции денег стало понятно, что деньги являются одним из наиболее важных элементов любой экономической системы.
Введение………………………………………………....стр. 3-4
1. Денежно-кредитные отношения………………….стр. 5-14
1.1 Деньги, кредиты, их сущность, виды, роль и отношения
1.2 Структура денежно-кредитной системы………стр. 15-23
1.3 Сущность Центрального Банка как функционирующего органа……………………………………………………..стр. 24-27
2. Оценка единой государственной денежно-кредитной системы РФ за 2008-2009 г…………………………..стр. 28-33
3. Направления денежно-кредитной системы РФ и сценарии его развития 2010-2011
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2009 и период 2010-2011 года……………………….стр. 34-38
3.2 Цели денежно-кредитной системы РФ в будущем
……………………………………………………………..стр. 39-42
Заключение……………………………………………….стр. 43-44
Список литературы…………………………………….стр. 45
Примечание: Таблица составлена на основе материалов, опубликованных в статье М.Ершова.- Вопросы экономики, 2008, №12, с.17.
Экспорт нефти и газа обеспечивает более двух третей общих доходов от экспорта из России и составляет более 15% ВВП. Открытая экономика с сырьевой ориентацией экспорта сильно восприимчива к внешним шокам, связанным с падением цен на нефть, с изменением направлений международных потоков капитала и с колебаниями мировых фондовых рынков. Дальнейший экономический рост в России в значительной мере будет зависеть от эффективности структурных и налоговых реформ, направленных на расширение не нефтяной налоговой базы экономики. Поэтому на первый план выдвигаются вопросы, связанные с разработкой не только краткосрочных антикризисных мер стабилизации экономики, но и более долговременных стратегий государственной экономической политики, обеспечивающих устойчивый рост экономического потенциала вне прямой зависимости от циклических колебаний конъюнктуры.
В широкой дискуссии о стабилизационных и более долгосрочных стратегиях экономической политики нередко остается на втором плане вопрос о типе экономического спада, который формируется в экономике России на фоне глобального кризиса. Конечно, в начальной стадии еще сложно адекватно оценивать всю картину полностью, однако, постепенно появляются признаки стагфляционного спада, когда относительно быстрый и малоуправляемый рост безработицы сопровождается достаточно высокой инфляцией.
Последние годы (до осени 2008 г.) можно характеризовать как период относительной стабилизации уровня инфляции, хотя, несмотря на самые серьезные усилия и Центрального Банка, и Министерства финансов, за 10 лет, прошедших после кризиса 1998 года, уровень инфляции в России не приблизился к тому значению, которое является устойчивым для индустриальных стран и составляет в среднем 1-3% в год. В развивающихся странах до кризиса 2008 г. уровень инфляции устойчиво сохранялся в среднем на отметке 3-5% в год, хотя, по прогнозам на 2009 г., он может возрасти до 9%, но уже в 2010 году возможно его снижение до 4-5%.
В экономике России как прогнозные, так и фактические показатели уровня инфляции более высокие, а превышение фактических показателей над прогнозными значениями свидетельствует не только об относительной неточности макроэкономического прогнозирования, но и об устойчивых инфляционных ожиданиях, динамика которых пока слабо поддаётся корректирующему воздействию со стороны органов государственного регулирования экономики. Так, например, в 2006 г. уровень инфляции составил 9% против 8,5% по прогнозу; в 2007 году - 12% против 8% по прогнозу; в 2008 году - 13,5% против 7,5-8,5%.
В многочисленных дискуссиях о финансово-экономическом кризисе 2008-2009 гг. нередко устанавливается прямая аналогия между спадом производства в индустриальных странах и в России, хотя, по первым признакам, в индустриальных странах ведущими факторами спада являются изменения параметров совокупного спроса, тогда как в России стагфляционные тенденции определяются преимущественно параметрами совокупного предложения.
В отличие от последовательности событий, сопровождающих спад совокупного спроса, в экономике России цены на жилье пока не проявляют устойчивой тенденции к снижению: из-за монополизации цены на недвижимость искусственно поддерживаются на относительно высоком уровне, не соответствующем затратам, хотя отдельные строительные фирмы предоставляют скидки. Средняя цена одного квадратного метра жилой площади в Москве увеличивалась ежегодно на 35% в период с 2004 года по август 2008 года, когда цены достигли своего наивысшего значения. В октябре 2008 года цены упали на 5% по сравнению с предыдущим месяцем.
Высокая монополизация ряда отраслей производства в экономике России препятствует и адекватному снижению цен на нефтепродукты вслед за снижением мировых цен на нефть - более того, происходит традиционное ежегодное повышение цен на услуги ЖКХ: на электроэнергию, тепло, воду, услуги стационарной телефонной сети, возрастают железнодорожные тарифы и т.д. Эти повышательные тенденции противодействуют тем понижательным тенденциям в динамике уровня цен, которые сопровождают в России спад потребления и инвестиций как компонентов совокупного спроса.
Стагфляционные тенденции в экономике России имеют своей основой и сохранение устойчивой диспропорции в динамике реальной заработной платы и производительности труда: по данным Росстата, за первые девять месяцев 2009 года рост реальной заработной платы составил 12,8%, тогда как рост производительности труда составил около 7%. В сочетании с комплексом антикризисных мер бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики правительства и ЦБ РФ, многие из которых также способствуют повышению уровня цен, эти стагфляционные тенденции формируют базу устойчивых инфляционных ожиданий на фоне продолжающегося спада производства.
В индустриальных странах, как известно, был продолжительный период стагфляции после нефтяных шоков 70-х гг., а экономические стратегии, направленные на снижение инфляции и постепенное оживление экономики, имели долгосрочный характер, связанный с последовательным осуществлением стимулирующих налоговых реформ. В качестве меры противодействия аналогичным стагфляционным тенденциям в экономике России были снижены ставки НДС, что является эффективным инструментом не только количественного стимулирования экономического роста, но и относительного повышения его качества, так как основной выигрыш от снижения ставок НДС получают отрасли с высокой добавленной стоимостью. При последовательной реализации такой стратегии структура экономики может измениться в связи с перемещением акцента с сырьевых отраслей к отраслям с более высокой степенью переработки. Более того. Министерство экономического развития и торговли РФ - как один из органов государственного регулирования экономики, разрабатывающих антикризисные стратегии экономической политики, - предполагает осуществить замену НДС налогом с продаж и снижение ставок налогообложения до 10% в целях стимулирования малого и среднего бизнеса как потенциального «локомотива» экономического роста.
Однако другой орган государственного регулирования экономики - Министерство финансов РФ - достаточно сдержанно оценивает перспективы снижения налоговой нагрузки в условиях финансово-экономического кризиса, так как такое снижение будет обязательно сопровождаться дополнительным сокращением налоговых доходов государственного бюджета, тогда как доходная часть Федерального бюджета России и без того уменьшится в 2009 г. на 20% вследствие сокращения объемов экспорта сырья и снижения цен на него. В то же время произойдет и дальнейшее сокращение бюджетных доходов из-за общего спада ВВП, тогда как расходы государственного бюджета быстро увеличиваются, в том числе и вследствие финансирования антикризисных мер экономической политики в 2008-2009 гг., что сопровождается усилением инфляционного давления. В целом за период 2005-2008 гг. темп роста расходов консолидированного бюджета РФ вместе с внебюджетными государственными фондами примерно в 6 раз превышал темпы роста ВВП по физическому объёму, что не может не сопровождаться устойчиво высокой инфляцией. За этот период консолидированный бюджет в номинальном выражении возрос в 3,2 раза, а ВВП в реальном выражении - примерно на 30%. Эффективность стимулирующей налоговой политики может оказаться относительно невысокой в том случае, если она не будет сопровождаться скоординированными антиинфляционными стратегиями правительства и Центрального Банка по управлению динамикой государственных расходов - с одной стороны, и динамикой денежной массы - с другой.
За период высокой конъюнктуры на внешних сырьевых рынках в Центральном Банке РФ были аккумулированы значительные официальные валютные резервы, величина которых достигла максимального значения к июлю 2008 года и составила 596,6 млрд. долларов. Одновременно правительство РФ, начиная с 2004 года, аккумулировало значительные резервные ресурсы в Стабилизационном фонде, который с февраля 2008 года был преобразован в собственно Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, суммарный объем которых осенью 2008 года приблизился к 190 млрд. долларов. Поэтому в кризисной ситуации начиная с осени 2008 года правительство и ЦБ РФ имели возможность профинансировать комплекс антикризисных мер бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, позволивших экономике оперативно адаптироваться к изменениям конъюнктуры на основе предоставления органами государственного регулирования дополнительных ресурсов в банковский сектор и обеспечения выплат по депозитам и внешним долговым обязательствам банками и корпорациями. Однако, если в 1998 году преобладающая часть издержек по стабилизации экономики была профинансирована негосударственным сектором, то в 2008-2009 годах эти издержки, в основном, принял на себя государственный сектор, денежно-кредитные издержки, а также бюджетные и квазибюджетные расходы которого значительно возросли. При этом непосредственные бюджетные затраты на антикризисные меры оцениваются всего лишь на уровне 0,58% ВВП России 2007 года, тогда как доля квазифискальных издержек стабилизации экономики может составить около 14,7 % от его объема.
Ситуация усложняется тем обстоятельством, что прямые бюджетные расходы на осуществление антикризисных мер существенно ниже, чем квазифискальные, тогда как возможности управления динамикой прямых расходов бюджета всегда шире, чем динамикой квазибюджетных издержек, величина которых является менее прогнозируемой. В результате возрастает степень неопределенности возможных эффектов от предпринятых мер, а уровень прозрачности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства уменьшается. Международная практика государственного регулирования экономики убедительно свидетельствует о том, что снижение транспарентности макроэкономической политики усложняет формирование инфляционных ожиданий инвесторов и не способствует укреплению доверия к бюджетно-налоговым и денежно-кредитным стратегиям управления. Увеличение доли квазифискальных операций и эффектов повышает риски неопределенности и снижения управляемости экономической системы в целом.
3. Направления денежно - кредитной системы РФ и сценарии развития в 2010-2011 г.
3.1 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов
Согласно положению Центрального Банка РФ об "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов" отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.
Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера. Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования.
Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов. Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения.
Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов. Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции. Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости. Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.
При разработке денежно-кредитной политики на период 2009 - 2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса, и даже образование его дефицита. Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.